В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программное интервью Олега Вьюгина Назад
Программное интервью Олега Вьюгина
ФСФР. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин заканчивает формировать команду и готов приступить к реформированию фондового рынка, который не выполняет основной функции - привлечения капитала в экономику. О своих планах Олег Вьюгин рассказал "Ф.".

- Олег Вячеславович, формирование руководства ФСФР затянулось более чем на два месяца. Когда оно будет укомплектовано?

- Недавно заместителем руководителя назначен Сергей Харламов. В ближайшее время должны быть назначены еще два заместителя и руководители четырех главных управлений, реализующих непосредственные функции ФСФР. И в основной массе сотрудники ФКЦБ уровнем ниже, чем руководители управлений, на днях будут переведены в штат ФСФР.

- Сколько всего сотрудников будет в ФСФР?

- 301 - в центральном аппарате и 800 - в региональных подразделениях. По сравнению с ФКЦБ произойдет увеличение числа сотрудников центрального аппарата с 263 человек до 301 из-за передачи функций по контролю и надзору за негосударственными пенсионными фондами (23 человека). Еще переводятся пять сотрудников бывшего МАПа, которые работали в части регулирования деятельности товарных бирж. Также из Министерства финансов переходит десять штатных единиц в связи с передачей функций контроля за инвестированием накопительной части государственного Пенсионного фонда.

- Помимо подавляющего большинства членов ФКЦБ много бывших сотрудников ФКЦБ не перейдет в ФСФР?

- Пока итоги подводить рано. Когда мы всех переведем, тогда станет ясно. Я, например, сейчас узнаю, что некоторые люди уже написали заявление об уходе, то есть не собираются оставаться. Думаю, что 85% перейдет в ФСФР.

- Сергей Харламов стал единственным из членов ФКЦБ, кто остался в ФСФР и даже получил повышение. С чем это связано?

- Он был членом ФКЦБ, а всего в структуре ФКЦБ у председателя были четыре заместителя, секретарь ФКЦБ и еще пять членов ФКЦБ. Фактически все они по статусу и по зарплате были равны заместителю. Получается, что если раньше десять человек курировали все направления деятельности, то теперь только четыре. Очевидно, что в результате повышается статус руководителя управления.

- Как будут распределены обязанности между вашими заместителями?

- Пока распределение обязанностей не подписано. Есть только устные соглашения. Харламов будет курировать, как мы договорились, очень важное направление - коллективные инвестиции и заниматься регулированием деятельности профучастников.

- Владислав Стрельцов пришел в руководство ФСФР с Фондовой биржи РТС. Теперь для равновесия в службе должен появиться представитель ММВБ (по данным "Ф.", на эту роль планируется заместитель генерального директора ММВБ Владимир Гусаков)...

- В службе нет представителей, есть просто государственные служащие. Вопрос пока открытый: кто станет заместителем, на которого будет возложено очень важное направление - регулирование и контроль выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг. На это направление мы подыскиваем и курирующего заместителя, и руководителя управления.

- Когда будет полностью укомплектовано руководство ФСФР?

- Я думаю, в течение этого месяца все закончится.

- Трудно ли было подбирать команду?

- Предложения есть. Более или менее сложно подобрать людей на должности руководителей четырех управлений, которые реализуют основные функции.

- Статус руководителя управления малопривлекателен?

- ...в то же время требования достаточно высокие.

- Почему вы не пригласили сотрудников из Минфина и ЦБ, в которых работали?

- Во-первых, кто сказал, что не приглашал? Во-вторых, судя по итогам, - желающих немного.

- Как вы относитесь к созданию единого биржевого пространства, которое уменьшило бы издержки инвесторов и сконцентрировало бы ликвидность?

- Это проблема довольно сложная, потому что акционерами этой инфраструктуры (бирж, депозитариев и расчетных организаций - "Ф.") являются в основном частные организации, участники рынка. За исключением ЦБ, одного из крупнейших акционеров ММВБ.

Поэтому здесь любое преобразование связано с изменением структуры собственности, что всегда вопрос чувствительный, но мы рынку даем четкий сигнал, что ситуация, которая сложилась, с точки зрения будущего развития тупиковая. Нынешняя структура, хотя и решила некоторые срочные проблемы, по сути, выглядит как натуральное хозяйство некоторых групп акционеров. В перспективе неизбежны консолидация и через это снижение затрат этой системы, повышение ее качества и надежности. Это, кстати, все понимают. Вопрос только - как этого достичь?

Мы должны попытаться через изменение законодательства способствовать созданию нормальной среды для консолидации. Например, хорошо иметь централизованный клиринг. Для того чтобы способствовать созданию такого института, нужно хотя бы минимально изменить законодательство, скажем, определить юридическую основу передачи прав на сделку и решить вопрос перевода залога.

Или централизованный депозитарий - сам по себе он не может возникнуть. Нужно определить достаточно понятно в законе, что это такое, прописать к нему требования и дать полномочия.

Есть не только инструмент законодательства, но и некоторые условия, которые могут устанавливаться через нормативные акты ФСФР. Их мы тоже, я думаю, будем использовать. Пока я не хотел бы раскрывать всего, но эти действия будут толкать к консолидации, к изменению структуры собственности.

- Для начала можно создать единый торговый депозитарий...

- В принципе да. Если идти снизу, а идти нужно снизу, надо решить вопрос консолидации депозитарной деятельности, но должны быть стимулы к этому. Если мы попробуем в законодательстве прописать достаточно понятно и ясно, что такое центральный депозитарий, то тогда, может быть, участникам рынка будет легче принимать решение. Они увидят в этом смысл и выгоду.

- Каким вы видите центральный депозитарий?

- Центральному депозитарию необходимо предоставить право получения информации от регистратора в режиме онлайн. Если при этом законодательно будет установлено, что подтверждение прав собственности центральным депозитарием является подтверждением прав во всех судебных и других спорах, то это будет существенным шагом вперед. Регистраторский бизнес может быть несколько ограничен по развитию, но я не думаю, что произойдет отказ от регистраторов. Регистраторы, например, помимо ведения реестра еще оказывают услуги по проведению собраний акционеров. Это довольно существенная часть их деятельности. Естественно, она сохранится.

- Почему ФСФР выступила против полной отмены института финансовых консультантов, как бы подтверждающих информацию, содержащуюся в проспектах публичных эмиссий?

- Введена добровольность использования услуг финансового консультанта. Она фактически вместе с поправками в некоторые нормативные акты ФКЦБ будет означать отмену этого института. Однако проблема защиты прав инвесторов, покупающих эмиссионные ценные бумаги, остается открытой. Дело в том, что в российском законодательстве ответственность эмитента и организатора выпуска не прописана. Эмитент и организатор выпуска мало за что отвечают. Если мы взглянем на практику развитых стран, то там ответственность совета директоров эмитента и организатора выпуска довольно высокая. В большинстве стран члены совета директоров отвечают вплоть до уголовной ответственности за предоставление неверной информации или сокрытие существенных фактов. У нас этого нет.

ФКЦБ пыталась эту проблему решить, заставив финансовых консультантов субсидиарно отвечать за проблемы, которые могут возникнуть в связи с неполным раскрытием информации, что нетипично для общепринятой практики. Я считаю, что надо идти нормальным путем, нужно в законодательство вносить поправки, которые усилят ответственность членов совета директоров эмитента и организатора выпуска.

Однако временно мы оставили возможность эмитенту добровольно показать рынку, что его выпуск имеет дополнительные гарантии надежности. Кстати, таким образом проверим, будет ли востребован этот институт и, следовательно, его реальную цену.

- Почему нельзя сделать абсолютно стандартные, не допускающие двоякого толкования чиновниками стандарты эмиссий?

- Можно и нужно это делать. Но речь идет об ответственности за предоставление и раскрытие достоверной информации в этих стандартах. Стандарты эмиссии - это требования к раскрытию информации, к наличию определенных документов. Кто даст гарантию, что все это достоверно? Ведь ФКЦБ раньше или ФСФР теперь не занимается доскональной проверкой обоснованности документов, а скорее проверяет наличие всего пакета документов, необходимых в соответствии с законодательством. В законодательстве очень четко и прозрачно написано, что должно быть представлено.

Регулятор осуществляет проверку и берет на себя ответственность не зарегистрировать проспект или отложить его регистрацию, когда есть какие-то подозрения на несоответствие или сокрытие информации или, лучше всего, жалобы. Очень часто вместе с проспектом появляется чья-то жалоба. ФСФР не может отвечать за достоверность данных.

- Каких функций не хватает ФСФР для эффективного регулирования рынка?

- Если говорить именно о той части регулирования, которая передана ФСФР, то функций хватает. Вопрос в том, что, на мой взгляд, нужно несколько изменить статус организации. Это регулятор финансового рынка, а не министерство, выполняющее функцию государственного органа исполнительной власти. У регулятора, в отличие от министерства, должны быть бюджетная автономия и определенная автономия от оперативного руководства со стороны правительства. При этом регулятор остается подотчетным государственным органом исполнительной власти, например, в лице Минфина. Но это не оперативное подчинение, а подотчетность по итогам деятельности. Соответственно, этот орган должен обладать бюджетной автономией. Мне хотелось бы, чтобы ФСФР преобразовалась в настоящий регулятор такого типа.

- Сейчас уже пошло повышение зарплат в государственных органах...

- Насколько я понимаю, в среднем зарплата должна повыситься на 70-80%. Но для некоторых отдельных категорий повышение будет более существенным. Безусловно, для целей надзора и контроля участников рынка ценных бумаг зарплата остается неконкурентоспособной, недостаточной для набора квалифицированных надзорных команд.

- Какова же должна быть в идеале зарплата сотрудников ФСФР?

- Есть международный опыт, который показывает, что различие между рыночной зарплатой и зарплатой, которую получает регулятор или надзорщик, должно быть не больше чем в три раза. Сейчас разрыв в десятки раз, а то и больше.

- Какова судьба такой организации, как фонд "Институт фондового рынка и управления"?

- Для меня первая задача - завершить формирование федеральной службы, передачу всех функций от ФКЦБ, сотрудников, формирование новой структуры, завершение передачи материальных ценностей, всех дел. После этого мы будем рассматривать деятельность таких структур, как ИФРУ. Я хочу подчеркнуть, что ИФРУ был основан ФКЦБ, но он фактически никак не управляется ФКЦБ, потому что там есть свой наблюдательный совет, который состоит из физических лиц. Поэтому мы будем рассматривать наши отношения с этим институтом как отношения с любой другой организацией, способной предоставить аутсорсинговые услуги.

Если речь идет об аттестации специалистов, для нас это аутсорсинг: сама ФСФР учебные программы не разрабатывает и экзамены не принимает. Эта функция передана на аутсорсинг. Мы посмотрим, кто лучше эту функцию исполнит. Видимо, и нормативные документы, связанные с аттестацией, мы тоже будем пересматривать.

- Будет ли сохранена практика проведения один раз в два года Всероссийской конференции профучастников рынка ценных бумаг?

- После вступления в должность я встретился с главными участниками рынка ценных бумаг, с первыми лицами практически всех крупных структур. Я задал вопрос: нужна ли эта конференция? Они высказали мнение, что нужна. Поэтому я распорядился, чтобы эта конференция готовилась.

- Помогает ли вам в ФСФР опыт работы в Минфине и ЦБ?

- Это работа руководящая, и я сейчас работаю как руководитель, как топ-менеджер. Что касается содержательных вопросов, то в каком-то плане я и в Минфине их касался, потому что курировал департамент, который обеспечивал взаимодействие с ФКЦБ. И в ЦБ я неформально тоже отвечал за финансовые рынки. Так что в этом плане опыт оказался полезен.

- ФКЦБ перевела всех "денежных" эмитентов на "обслуживание" в центральный аппарат из региональных отделений. Вы собираетесь менять эту ситуацию?

- Мы будем этот вопрос рассматривать, чтобы полномочия региональных подразделений ФСФР увеличить в этой области. Планку, видимо, поменяем. Хотя это скорее не вопрос полномочий, это вопрос информационной системы, информационного обмена.

Задача заключается в том, чтобы вся информация о зарегистрированных проспектах эмиссии, о раскрытии информации была в единой информационной базе, доступной всем подразделениям ФСФР. В этом случае вопрос о том, где регистрируется проспект эмиссии, не столь важен.

- Кто будет курировать вопросы раскрытия информации в ФСФР?

- Тот, кто будет курировать управление регулирования эмиссий. Это как раз управление, куратор которого еще не назначен.

- Как вы относитесь к здравой идее сделать обязательное раскрытие информации полностью автоматическим, без участия сотрудников ФСФР и информационных посредников?

- Это нужно сделать. На данном этапе мы понимаем, что это необходимо.

- Что еще в технологиях работы ФЦКБ вас не устраивает?

- Я этот вопрос не рассматриваю. Пытаюсь сформировать работу ФСФР, а не критиковать устройство, которое было, потому что я его все равно не буду повторять и не могу повторить, потому что сейчас изменилась структура. Если раньше уровень руководителя управления был не столь важен, потому что было десять заместителей и членов ФКЦБ, которые по существу жестко контролировали любое действие руководителя управления, его деятельность, то сейчас это не так

- Будете ли вы ставить вопрос о передаче под надзор ФСФР страхового рынка, аудиторской деятельности?

- Мировой опыт указывает на многообразие форм регулирования. Бывает так, что надзор страховой и надзор за финансовыми рынками существуют раздельно, бывает, что вместе. Я вообще считаю, что сейчас не надо ставить вопрос об увеличении полномочий ФКЦБ, заниматься перетягиванием других функций.

Важно сначала обеспечить качественно работу самой службы, то есть постараться создать эффективно работающий, регулирующий и надзорный орган. Для этого нужно, как я говорил, поменять статус организации. После этого можно уже ставить вопрос о консолидации. Сейчас все идет примерно по одинаковому пути во многих странах, в том числе в странах Восточной Европы, более близких к нам, чем, скажем, развитые европейские страны. В Восточной Европе идет постепенная консолидация всех функций финансового регулирования надзоров в один орган.

- А как вы относитесь к выделению банковского надзора из структуры Центрального банка?

- Я считаю, что это пока еще преждевременно, потому что сейчас ЦБ пытается реализовать, впервые за всю историю России, систему надзора за банками, построенную не на констатации текущего статуса кредитных организаций, а на предсказании рисков банковской системы. И соответственно на основе оценки будущих рисков принимать решения. Надо дать возможность ЦБ это сделать, потому что любые организационные изменения тормозят содержательные процессы.

- Что изменится в работе ассоциаций, которые претендуют на получение статуса саморегулируемых организаций?

- Как работали, так и будут работать, в том смысле, что у саморегулируемых организаций есть довольно большое пространство деятельности. Это установление собственных стандартов деятельности, которые не противоречат стандартам, установленным законами и нормативными актами, а дополняют их. Таким путем СРО поддерживают чистоту своих рядов. Кроме того, мы готовы с ними сотрудничать по ряду направлений: аттестация, сбор отчетности.

- ФКЦБ отказывалась подтвердить статус СРО для крупнейшей ассоциации на фондовом рынке - НАУФОР...

- НАУФОР подала документы на регистрацию саморегулируемой организации.

***

О причинах падения акций

"Большинство портфельных инвесторов ожидали увеличения ставки рефинансирования в США осенью, однако появилась информация, что это может произойти гораздо раньше, может быть даже в июне. Рост ставки вызовет изменение вложений глобальных фондов в долларовые активы, а соответственно, вывод средств из российских активов. По этой причине ряд краткосрочных инвесторов приняли решение заранее зафиксировать прибыль на высоком индексе РТС. Однако все хорошо понимают, что долгосрочный тренд имеет положительный наклон".

***

Об инфраструктуре и корпоративном поведении

"Высокозатратная инфраструктура фондового рынка состоит из фактически дублирующих площадок: торговых, депозитарных и расчетных. Высокие затраты на рынке - одна из причин того, что IPO компании предпочитают проводить в Нью-Йорке, Лондоне, а не в России. Это связано и с неэффективной защитой прав инвесторов, и с непонятными и непрозрачными процедурами, которые использует регулятор на фондовом рынке.

В 2003 году произошло революционное переосмысление: крупные компании поняли, какие плоды приносит внедрение правил корпоративного поведения. Но эти плоды пока не востребованы средними и малыми компаниями. Осознание важности корпоративного поведения средними компаниями будет иметь главное значение для их доступа к финансовым ресурсам. Для этого нужен каждодневный кропотливый труд менеджмента компаний и банков".


Олег Анисимов//Финанс. 24.05.2004. No020. С. 14-17.
http://www.u-study.ru/?l=ru&key=history_russia_2004_02&popup=1

Док. 484683
Перв. публик.: 24.05.04
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 261

  • Вьюгин Олег Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``