В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курманбек Бакиев: Киргизия заинтересована в эффективном сотрудничестве с РФ Назад
Курманбек Бакиев: Киргизия заинтересована в эффективном сотрудничестве с РФ
О развитии связей Киргизии с Россией, другими странами СНГ, перспективах развития Содружества, будущем американской базы "Манас", а также стиле своей работы с людьми в интервью РИА Новости и Russia Today накануне неформального саммита СНГ в Москве рассказал президент Киргизии Курманбек Бакиев.

- Здравствуйте, господин Президент. У многих Киргизия ассоциируется с Великим шелковым путем.. Скажите, а с чего бы Вы начали знакомить людей со своей страной?

- Если бы начал знакомить людей с Кыргызстаном? То, что Кыргызстан находится на Великом шелковом пути, это всему миру известно, ни для кого это не открытие. Самое важное, что я хотел бы отметить, отвечая на ваш вопрос, - это красота природы (все подчеркивают это, кто бы ни приезжал в Кыргызстан из дальнего или ближнего зарубежья), это люди - открытые, доброжелательные, очень гостеприимные. Примечательно, что те, кто продолжительное время находился у нас, например, дипломаты, никто не говорит: "Я уезжаю отсюда с такой радостью, покидаю...". Нет. Все говорят: "Мы с сожалением покидаем вашу страну. Мы за это время узнали ваш народ, познакомились с землей Кыргызстана, с природной ее красотой и так далее". Действительно, Бог дал нам красивую, хорошую землю, очень добродушный и гостеприимный народ. Вот это я отметил бы, прежде всего.

- Господин Президент, накануне неформального саммита Содружества Независимых Государств хотелось бы узнать из первых рук, с чем Вы едете в Москву и что именно Вы ожидаете от предстоящей встречи?

- Я, прежде всего, хотел бы отметить, что неформальные саммиты стали важной частью нашей работы в рамках Содружества Независимых Государств. На неформальных саммитах есть возможность более детально, более глубоко изучить любые вопросы, которые возникают. Это помогает принимать решения, которые потом официально озвучиваются. Значение таких неформальных саммитов трудно переоценить. Как президент, который уже три года работает на этом посту и проведший немало таких неформальных встреч, я должен сказать, что это очень важная составная часть в работе глав государств.

А что касается предстоящей встречи в Москве, мы наверняка обсудим те решения, которые были приняты в Душанбе, то есть концепцию развития Содружества Независимых Государств и выполнение принятого там же плана мероприятий по реализации этой концепции. Ну и сегодняшнюю ситуацию. Мир динамично меняется, нам надо сверить свои позиции, уточнить их и дальше действовать совместно. Например, было принято решение о председательстве в ОБСЕ, которое перейдет к Казахстану. На предыдущих встречах мы этот вопрос обсуждали и единогласно приняли решение, что будем поддерживать Казахстан в качестве председателя в ОБСЕ. Результат - налицо.

- Скажите, продолжительное время в СМИ звучат утверждения, что СНГ исчерпало себя, многие, включая политиков, характеризуют СНГ как структуру, изначально созданную для цивилизованного развода советских республик. Но развод состоялся. Президент Лукашенко на днях в интервью нам начал с того, что - "что вы такую скучную тему придумали - СНГ?". Вы с этим согласны?

- Ни коим образом. Я и раньше считал, и сегодня считаю, что СНГ не умирающая структура. Наоборот. Опять-таки, я буду доказывать на конкретных примерах. Вот сколько у нас было встреч на уровне глав государств - официальных, неформальных, - я ни разу ни от одного главы государства не слышал, что они хотели бы выйти из СНГ. Да, проблемы есть. Проблемы существуют, вопросы существуют, но ни одно государство Содружества почему-то не покидает организацию. Все приезжают на формальные и неформальные встречи, обсуждают и решают вопросы. Другое дело - эффективность сотрудничества в рамках СНГ. Здесь много вопросов. На неформальной встрече в Санкт-Петербурге было принято решение, что не надо много вопросов поднимать, которые потом очень трудно реализовываются. Было принято решение каждый год выдвигать одну крупную проблему и работать над ней, - не распыляться, а целенаправленно двигаться по этому пути. Так что вопрос эффективности сотрудничества в рамках СНГ решается.

Я должен отметить здесь особую роль России и президента Путина, который очень много сделал и делает по развитию интеграционных процессов и в рамках СНГ, и в рамках других международных организаций - ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ и так далее. Хотя, я должен это признать, пока еще мы не достигли того уровня эффективности, которого хотелось бы. Но я совершенно не согласен с тем, что СНГ - умирающая структура. Никоим образом. Наоборот.

- В этой связи, господин Президент, давайте немножко вперед заглянем. Каким Вам видится будущее постсоветской интеграции?

- В рамках Содружества, в рамках других международных организаций, о которых я только что упомянул, процессы интеграции продолжатся. Уже сейчас начинает функционировать законодательная база, свои результаты приносят встречи на уровне глав государств и правительств, а также глав парламентов, парламентских делегаций. Но мало одного только политического желания, политической воли глав государств, нужен еще и механизм реализации тех решений, которые принимаются. Проблемы были именно в этом. Сейчас, я считаю, что этот процесс начал входить в нормальное русло. Я уверен в том, что СНГ будет эффективно работающей организацией. Почему? Прежде всего, на это есть воля глав государств. Это не противоречит интересам народов. Самое главное - это не противоречить интересам большинства народов, которые проживают на пространстве СНГ. Если главы государств, власти наших стран избираются народом, они и должны защищать интересы своих людей. А интересам людей отвечает сотрудничество в рамках СНГ.

- То есть Вы считаете, что центробежные тенденции сменились на центростремительные. Но мы видим и пример Украины, Грузии. Как-то это не очень похоже на центростремительные тенденции.

- Я думаю, что это тоже временный характер. Есть другие примеры. Возьмем развитие связей Кыргызстана с Россией. Сегодня наши отношения находятся на высоком уровне практически во всех сферах деятельности - экономике, политике, культуре. Весьма показательно развитие торгово-экономического сотрудничества. Если в 2006 году у нас товарооборот с Россией был где-то порядка 800 миллионов, то прошлый год мы закончили с показателем в 1 миллиард 200 миллионов долларов.

Почему во взаимодействии стран Содружества возникали проблемы? Да потому что не было эффективного экономического сотрудничества. Когда есть эффективное экономическое сотрудничество, все остальное уже второстепенно. Мы проявляем интерес к эффективному сотрудничеству с Россией, и Россия стремится к этому же. Отсюда и результат. Это относится и к другим государствам СНГ. И от руководства Грузии и Украины мы слышим заявления, что эти страны хотят сотрудничать. Это не просто их желание, это желание народов, которые они представляют.

- Если мы затронули тему двусторонних российско-киргизских взаимоотношений, разрешите спросить, господин Президент, об экономике. Россия заявила о готовности инвестировать в экономику Киргизии значительные суммы, называлась цифра до 2 миллиардов долларов, и речь шла, прежде всего, о развитии алюминиевой отрасли, ферросплавных заводов, гидроэнергетики, в частности, строительстве гидроэлектростанции "Камбараты-1" и "Камбараты-2", и, естественно, сотрудничество с "Газпромом". Не могли бы вы сказать, какие из этих проектов наиболее близки к воплощению в жизнь?

- Я могу вам сказать однозначно, что сегодня в кыргызскую экономику вошел "Газпром", у нас работает компания "Ренова", Рособоронэкспорт открыл свое представительство в Кыргызстане. Внешторгбанк открыл свои филиалы. Пару дней назад подписан протокол о передаче госпакета акций акционерного общества "Достан", это очень интересный объект - 37,6 % пакета акций государственной доли мы передаем в счет долга россиянам. И есть договоренность о том, что еще дополнительно 12% акций, которые находятся в частных руках, тоже передать с тем, чтобы совместно управлять, совместно работать на этом предприятии.

Далее. По энергетике. Мы говорим про "Камбараты-2", "Камбараты-1", но, постольку поскольку экономика Кыргызстана, особенно в 2007 году очень эффективно пошла вверх, мы приняли решение самостоятельно запустить "Камбараты-2". Первый агрегат мы собираемся ввести в строй в 2009 году. Но такой объект, как "Камбараты-1", как строительство микроГЭС, как развитие алюминиевого производства или других горнодобывающих предприятий - тут без крупных инвестиций нам не обойтись. Наш рынок открыт. И я не зря назвал цифру роста товарооборота с Россией, потому что это наш стратегический партнер.

- Я уверен, что Вы достаточно активно следите за политическими событиями в России, тем более, у вас на Востоке говорят, что ближний сосед ближе, чем дальний родственник, да?

- Да.

- Это будет практически последняя Ваша встреча с Путиным в качестве Президента. И в России скоро выборы. Скажите пожалуйста, насколько Вы рассчитываете на преемственность политики Российской Федерации? И нравится ли Вам та сегодняшняя система, та ситуация, которая сложилась с переходом власти в России? Многих на Западе подобный подход не устраивает. Нас критикуют за то, что в России не по шаблону западной демократии происходят выборы. Хотя бизнесменам, кстати, нравится. Политикам не нравится.

- Политики, конечно, оказывают существенное влияние на экономику любого государства но все-таки ее делают бизнесмены, делают бизнес-структуры, предприниматели.

Что касается перспектив. Да, с Владимиром Владимировичем Путиным в качестве главы государства, возможно, это будет последняя встреча. А в качестве главы правительства, я уверен, мы будем сотрудничать еще более тесно, еще более эффективно. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Мы надеемся, что преемственность курса России будет сохранена. Это отвечает интересам и России, и тех государств, которые входят в СНГ, ЕврАзЭС, и другие организации.

То, что сделал Путин по развитию экономики, по поднятию политического имиджа России на международном уровне, это его громадная заслуга. И сегодняшний международный авторитет Москвы не случайность. Это плод кропотливой повседневной работы, которая длилась все эти годы. Продолжение такой политики отвечает интересам не только России, но и других государств, в том числе и тех, кто работает в рамках СНГ.

У меня нет сомнений в том, что новое руководство России обеспечит преемственность проводимого сейчас курса. Это нужно всем нам, всем государствам, кто входит сегодня в состав СНГ и в состав ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ.

- Господин Президент, Вы сегодня сказали много добрых и хороших слов о развитии двусторонних взаимоотношений между Киргизией и России. И тем не менее постараемся быть прагматичными. Что бы Вам хотелось изменить в наших взаимоотношениях? Где взять потенциал для их серьезного развития?

- Опыт предыдущих лет говорит о том, что искусственно форсировать какие-то процессы - не следует. Каждый народ, каждое государство должно пройти тот путь, который оно должен пройти. Вот как Вы отметили, что сначала наши республики разбежались, а потом начали собираться, поняли, что это малоэффективно. Экономический потенциал, который сегодня существует у государств, входящих в СНГ, огромен. Человеческий потенциал, человеческие ресурсы, интеллектуальный потенциал, уровень развития науки, культуры настолько высок, что не использовать его в интересах своих государств, своего народа, непростительно. Поэтому мы намерены делать все для того, чтобы интеграционные процессы развивались, продолжались и были более эффективными.

Я говорю как президент Кыргызстана, наш народ за тесное и эффективное сотрудничество, прежде всего, с нашим стратегическим партнером - Россией. Три года назад, когда я был избран президентом, я сказал, давайте мы в своей внешней политике вернемся домой. Нам надо налаживать, прежде всего, хорошие отношения с Казахстаном, с Узбекистаном, с Таджикистаном, с Китаем - с соседями. Если не с ними налаживать хорошие отношения, то чего лезть куда-то в дальние края, кто там нас ждет и что там нам делать, когда понимания не будет рядом.

Мы сегодня этого добились. У нас сегодня и в рамках ШОС, и в рамках ЕврАзЭС, с центральноазиатскими государствами и с Россией, я считаю, очень доверительные отношения. Мы хотим, чтобы наше сотрудничество было еще более эффективным, и будем все для этого делать.

Если говорить о резервах, можно назвать совершенствование законодательной базы, отработку правовых механизмов, выстраивание взаимоотношений на уровне регионов - области с областями. Я бы выделил именно законодательную и нормативно-правовую базу. Нам надо поработать именно здесь, чтобы устранить имеющиеся препятствия.

- Господин Президент, я бы хотел задать вопрос об американской базе "Манас". Мы с Вами сейчас находимся буквально в 30-40 километрах от американской военно-воздушной базы, которая существует со времен операции в Афганистане. Мы знаем, так они здесь и остались. Официально там находятся самолеты-заправщики, транспортные самолеты. Каково Ваше отношение к ней? Об американцах говорят - один раз впустишь - и уже потом они не уйдут никогда. Вы это почувствовали на себе?

- Да. Когда говорят: "Давай временно пустим в этот кабинет какого-то чиновника", он временно зашел, и потом смотришь, "временно" продолжается очень много времени.

Действительно, американцы почувствовали на себе, что такое международный терроризм в 2001 году, когда произошли террористические акты в Нью-Йорке. Мы это почувствовали раньше, в 1998-99 годах, когда к нам пошли бородачи, и два года республику лихорадило, это была небольшая группа сил, вторгнувшихся к нам.

Потому мы предоставили базу американцам. Но, должен сказать, что при принятии такого решения был допущен ряд невыгодных для Кыргызстана моментов. Этими вопросами мы занимаемся уже два года. И я должен сказать, что американцы пошли навстречу в части увеличения арендной платы и так далее, и так далее. То есть, экономически эта база сегодня приносит определенную пользу Кыргызстану.

Еще раз отмечу, что решение о предоставлении базы было связано с ситуацией в Афганистане. Сегодня ситуация там не такая, какой была в 2001 году. Сейчас там нет крупных военных действий, применения артиллерии, авиации и так далее. Но сама ситуация там не настолько стабильная, чтобы можно было сказать: "Давайте уходите, и мы тут сами без вас обойдемся". Здесь и проблема наркотрафика, источником которого является Афганистан, и которая, к сожалению, затрагивает Кыргызстан, другие центральноазиатские государства. Хотим мы, не хотим - мы попадаем в зону их влияния.

Поэтому моя позиция как главы государства такова, присутствие базы - временный фактор. Временный. И мы, по крайней мере, будем настаивать на выполнении договоренностей, которые были заключены до нас, но связаны все-таки с ситуацией в Афганистане.

Мы будем ставить вопрос о выводе базы. Это однозначно. То есть, я могу сказать, существование базы не будет постоянным.

- Господин Президент, для многих наших зарубежных коллег до сих пор непонятны стратегические цели организации ОДКБ и ШОС. В этой связи хотелось бы спросить. Киргизия, являющаяся участником этих двух международных объединений, какие ставит задачи для себя внутри этих объединений? И что для Киргизии эти организации? Некоторые политологи утверждают, что ОДКБ является противовесом НАТО? Разделяете ли вы эту точку зрения?

- ОДКБ ни в коей мере нельзя рассматривать как организацию, которая нацелена против НАТО. Она носит чисто региональный оборонительный характер. То есть, речь идет об обеспечении безопасности государств, входящих в ОДКБ. Это наш регион. В ее деятельности нет ничего, чтобы указывало на противодействие НАТО. Нет. Абсолютно.

1998-99-й годы и последующие годы показали, что международный терроризм, может проявляться в самых неожиданных местах, в самое неожиданное время. Государства, которые входят в ОДКБ, приняли решение об обеспечении собственной безопасности в рамках этой организации, гарантирующей поддержку в случае возникновения какой-то угрозы.

Что касается ШОС, это вообще уникальная организация. Прежде всего, я бы сделал здесь акцент на экономическую составляющую. Мы в прошлом году председательствовали и принимали, проводили саммит ШОС у себя, и я должен сказать, что те проекты, которые тогда наметили, сейчас реализуются. Это отвечает интересам государств, входящих в организацию. Чем уникальна ШОС? Она, прежде всего, во главу угла ставит экономическое развитие, и, наравне с этим, безопасность государств, входящих в ШОС. Они очень тесно связаны между собой, и я считаю, что это правильно.

Повторюсь, мы не считаем, что ОДКБ или ШОС надо рассматривать, как противовес НАТО или кому-то еще. Эти организации ставят своей целью развитие экономики и обеспечение безопасности государств, входящих в них.

- И еще один вопрос к Вам, господин президент, который я хотел задать с тех пор, как вы стали президентом. Я читал в газетах, что существует новая "демократия по-киргизски", когда практически любой гражданин может постучаться в двери Вашей администрации, записаться к Вам на прием. Действительно это было так? Или это легенда? И сохраняется ли такая своеобразная форма киргизской демократии?

- Ну, я бы сказал, что кыргызская демократия действительно отличается от той. Иногда нас сравнивают с Украиной, с Грузией - вот, там революции, там помогали американцы. А что Кыргызстан?

У нас ничего общего с революционными процессами, которые произошли, как на Украине и в Грузии, нет. Вы посмотрите кадры тех лет, например, на Украине. Красивые палатки, горячее питание, медикаменты. Извините меня, там столько лекарств, все было обеспечено - только стой на площадях и, как говорится, требуй свое.

У нас-то ничего этого не было. Нас никто не финансировал. Нас ни американцы, ни россияне не финансировали. Я очень благодарен Путину, который на следующий день после событий у нас и спросил, какая помощь нужна, чем вам помочь? Это был первый глава государства, единственный, кто откликнулся и предложил помощь. Я ответил, что это наше внутреннее дело, и мы сами постараемся справиться с этой ситуацией.

Наши пенсионеры давали по 10-20 сомов, чтобы поддержать митинги, которые происходили у нас на юге, потом на севере. Люди ели сухие лепешки, просто - лепешка, чай и сахар, который был куплен на деньги этих людей. Ни о каком финансировании каких-то международных организаций и говорить не приходится. Поэтому, когда нас сравнивают с Грузией или Украиной, я отвечаю, что у нас была совсем другая ситуация. У нас причины и методы были иными.

Иногда наши политики, даже достаточно высокого уровня, не разобравшись в ситуации иного государства, начинают давать оценку, делать выводы. Как можно давать оценки, находясь за десятки тысяч километров? Приезжайте к нам, посмотрите своими глазами, услышьте своими ушами, что народ говорит, о чем они говорят, а потом делайте свои выводы. Да, можно и находясь за океаном делать выводы и поучать. Но что это будут за оценки и выводы?

- Но прием простых людей Вы ведете?

- Обязательно. Обязательно. Во-первых, я вырос из гущи людей. Я начинал с рабочего, студента. Я всю жизнь работал с людьми. Мне больше доставляет удовольствия общаться с рабочим, фермером, со студентом, молодежью, чем с некоторыми депутатами или политиками, ей Богу. С ними говоришь и не знаешь, он думает одно, говорит другое, делает вообще третье. А с простыми людьми этих проблем нет, они как на ладони. Поэтому мне доставляет больше удовольствие общаться с ними.

Я регулярно бываю в областях. Благо, Кыргызстан, это не Россия или Китай, где громадные территории, у нас-то компактное государство, я могу в течение года проехать все области. Если не каждое село, то уж, по крайней мере, все районы, и встретиться с людьми на улице. Я практиковал и буду практиковать эту практику и дальше. Правда, иногда я получаю письма, где люди пишут, что никак не могут попасть ко мне. Ну, не всегда доходят все письма. Если весь поток писем, который идет к президенту Путину, читать, знаете, суток не хватит прочесть все. Но я благодарен людям: раз пишут, хотят попасть на прием, значит, верят, надеются. Но, я еще раз хочу сказать, что подавляющее большинство моих встреч проходит в регионах. Причем, не просто завели людей в зал и поставили охрану. У нас люди знают, приехал президент, значит, он побеседует не только с теми, кто в зале, но и с народом за его стенами, поскольку на улице меня ждет в два-три раза больше людей, чем в помещении.

Такая открытость необходима для главы государства. Хотя и доставляешь какие-то хлопоты определенным людям, но, тем не менее, это нужно. Я использовал и буду использовать такую форму работы. Общение с людьми, посещение регионов, если хотите, дает мне дополнительный заряд сил и уверенности.

- Спасибо. Если уж мы затронули тему "тюльпановой революции", не могу не спросить. Революция проходила в том числе и под лозунгом "Долой семью!". Вот, что значит лично для вас этот лозунг?

- Я еще раз хочу сказать, главная причина, беда предыдущей власти была именно в том, что она отдалилась от людей, был высочайший уровень коррупции и нищенский образ жизни большинства населения. Когда небольшая кучка людей баснословно богатела за короткий промежуток времени, а подавляющее большинство населения нищало. Вот это было главной причиной. Я это знаю изнутри. Мы с первых дней повели решительную борьбу с коррупцией. Результат налицо. Мы за 2,5 года увеличили бюджет государства более чем в два раза. Таких темпов мало кто знает.

Я хочу в качестве примера привести высказывание главы Казахстана Нурсултана Назарбаев, побывавшего у нас в прошлом году. Он приехал, посмотрел наши показатели, и когда встречался с парламентариями, с бывшими парламентариями, сказал: "Я не понимаю, чего вы хотите? За два года вы в два раза увеличили бюджет государства!".

А как можно было увеличить его? Не только за счет экономических темпов роста. Мы существенно снизили уровень коррупции. Сейчас у нас в высших эшелонах власти, в формировании правительства, назначении губернаторов, назначении акимов, в таможне, в налоговой службе более-менее порядок. Это дало нам существенное пополнение бюджета.

А то, что я говорю, уровень коррупции в среднем звене, на улице - ну, это и общественность, наверное, должна бороться. Ну, извините меня, к сожалению, за 15 лет укоренилась привычка - пока ты не дашь, твоя проблема не будет решена. Мы с этим боремся. И я должен сказать, что и тут у нас есть подвижки.

- Господин президент, большое спасибо за интервью.

21/02/2008
http://pda.rian.ru/interview/20080221/99786312.html

Док. 484602
Перв. публик.: 21.02.08
Последн. ред.: 03.09.08
Число обращений: 155

  • Бакиев Курманбек Салиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``