Выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке В.В. Ничкова на заседании коллегии 13.04.2005 года `О международной деятельности в области образования и науки в 2005 году`.Назад
Выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке В.В. Ничкова на заседании коллегии 13.04.2005 года `О международной деятельности в области образования и науки в 2005 году`.
Уважаемые члены коллегии!
Международное сотрудничество в образовании и науке является одним из ключевых направлений деятельности министерства. Основные цели и задачи, стоящие перед министерством в этой области, определены соответствующими положениями национальных стратегий развития образовательного и научно-технического комплексов России, внешнеполитическими установками руководства страны, [касающимися отношений с соответствующими зарубежными странами, регионами и международными организациями], и вытекают из приоритетных стратегических целей деятельности Министерства, одобренных Правительством Российской Федерации.
В агрегированном виде эти целеустановки предусматривают максимальное задействование потенциала и каналов международного сотрудничества в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы, реализации государственной молодежной политики, ускоренной генерации знаний, реализации национальных приоритетов в области науки, техники и важнейших инновационных проектов.
Диапазон и объемы международной деятельности Министерства чрезвычайно широки и разнообразны. Достаточно сказать, что в сфере образования, науки и инноваций Министерство осуществляет сотрудничество на постоянной основе, более чем с 70 государствами мира и большинством ведущих международных организаций экономического, научно-технического и образовательного профиля, в рамках свыше 300 межправительственных и межведомственных соглашений.
В общем плане, можно выделить три основных блока в международной деятельности Министерства. Это развитие многостороннего сотрудничества и взаимодействия с ведущими международными организациями [экономического, научно-технического и образовательного профиля], двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья и сотрудничество с государствами - участниками СНГ.
Вполне понятно, что с учетом масштабов, многообразия и специфики международного взаимодействия [в области образования и науки], а также целого ряда геополитических и тематических факторов настоятельно необходимо определить приоритеты деятельности министерства в этой сфере в 2005 году и на перспективу.
Многостороннее сотрудничество занимает все более важное место в системе международных связей Министерства. В рамках именно этого сотрудничества с участием Министерства вырабатываются согласованные подходы по различным аспектам долговременной политики ведущих стран мира в образовании и науке, реализуются наиболее масштабные и весомые научно-технические, инновационные и образовательные проекты, приобретается весьма ценный для нашей страны опыт, необходимый для построения общества, основанного на знаниях.
Первостепенное значение этого направления в международной деятельности Министерства обуславливается [также] и тем, что в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации Минобрнауки России определено в качестве головного ведомства, координирующего на постоянной основе взаимодействие в образовании и науке с широким кругом интеграционных объединений, международных организаций и программ.
Это - центральные органы специализированных учреждений, научных и образовательных программ ООН, взаимодействие с правительственными международными организациями, региональными экономическими объединениями и другими форумами вне системы ООН, и координация участия российских научных и образовательных институтов и центров в деятельности, осуществляемой в рамках специализированных организаций и многосторонних программ.
При всем многообразии векторов многостороннего сотрудничества бесспорным приоритетом на современном этапе следует считать развитие контактов на европейском пространстве и, прежде всего, с Европейским Союзом. Основные усилия в деятельности Министерства в этой части в 2005 году направляются на проработку вопросов, связанных с формированием общего пространства России и ЕС в сфере образования и науки и подготовку в этих целях Совместного плана действий.
Не буду далее детализировать это направление, учитывая, что данному вопросу было посвящено заседание коллегии в декабре 2004 года. Добавлю лишь, что подготовленный Министерством и согласованный с Европейской Комиссией проект Совместного плана действий в мае 2005 года будет представлен для одобрения очередного саммита Россия-ЕС. Реализация этого плана должна стать одной из приоритетных задач в деятельности Министерства.
Важное значение имеет взаимосвязанная с указанным выше направлением работа по реализации принципов и положений Болонской декларации, предусматривающей создание Европейского пространства высшего образования. Национальный доклад, подготовленный Министерством по этим вопросам, будет представлен на конференции Министров образования в Бергене в мае текущего года. Следует подчеркнуть, что данная проблематика выходит за рамки чисто многостороннего взаимодействия. Многие аспекты, в том числе и по инициативе Министерства, всё более активно прорабатываются и на двусторонней основе с ведущими европейскими странами.
Поэтому вопросы Болонского процесса должны постоянно находиться в поле зрения профильных подразделений Министерства, Рособразования, Рособрнадзора при активной координирующей роли Рабочей группы, специально созданной в этих целях в Минобрнауки России.
Одно из ключевых мест в системе сотрудничества Министерства с европейскими организациями по-прежнему должно занимать взаимодействие с Центром Европейских ядерных исследований в рамках реализации проекта по созданию "Большого Адронного Коллайдера (БАК)".
Акцент в этой деятельности в предстоящий период будет делаться на решении вопросов, связанных с обеспечением запуска ускорителя в 2007 году, а также на отработке условий последующего участия российских институтов и центров в экспериментальной программе с использованием "БАК". Это, в свою очередь, потребует значительных усилий Министерства уже в текущем году в плане своевременной и качественной подготовки соответствующих решений Правительства, а также согласования и подписания Меморандумов с ЦЕРНом.
К числу важнейших приоритетов в сфере многостороннего сотрудничества относится взаимодействие по линии "Большой восьмёрки". Основное внимание Министерства в предыдущем году уделялось реализации Плана действий "Наука и техника в целях устойчивого развития", принятого на Эвианском саммите в 2003 году. В соответствие с этим планом Министерство приняло активное участие в создании международных партнёрств по водородной энергетике и связыванию углерода.
В 2005-2006 гг. Министерству предстоит выполнить несоизмеримо больший объём работ. В будущем году Россия впервые будет выполнять функции Председателя "Большой восьмёрки". Есть все основания полагать, что ключевыми инициативными темами российского Председательства будут являться образование и наука.
В целях организации и надлежащей координации деятельности Министерства по этому важнейшему направлению подготовлен и выпущен соответствующий приказ. С учётом комплексности и широкого диапазона вопросов, которые предстоит решать, необходимо исходить из того, что работа по данной проблематике требует уже сейчас максимальной и безотлагательной мобилизации усилий большинства Департаментов Министерства и профильных подразделений подведомственных Служб и Агентств.
Принимая во внимание предстоящее вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также Председательство нашей страны в 2006 году в Комитете Министров Совета Европы, целесообразно наращивать участие Министерства и в деятельности этих авторитетных международных организаций по вопросам, касающимся образования и науки.
И, наконец, важным и перспективным направлением многостороннего сотрудничества является дальнейшее развитие взаимодействия с ЮНЕСКО, где основное внимание должно быть сконцентрировано на реализации уже запущенных и подготовку новых проектов по оказанию содействия Чеченской Республике в восстановлении и развитии системы образования.
Двусторонние связи со странами дальнего зарубежья являются другим важным направлением международной деятельности Министерства. Эти связи реализуются, прежде всего, с высокоразвитыми странами, новыми индустриальными государствами, а также рядом развивающихся стран Азии и Латинской Америки.
Первостепенное внимание уделяется двустороннему взаимодействию со странами "Большой восьмерки". Этот предопределяется поручениями Президента и Правительства Российской Федерации по итогам состоявшихся в последнее время двусторонних встреч и переговоров на высшем уровне с этими государствами, в ходе которых были достигнуты, в частности, принципиальные договоренности с США, ФРГ и Францией о переводе сотрудничества на уровень стратегического партнерства.
Сотрудничество с этими странами, занимающими лидирующие позиции в мировом образовательном и научном сообществе, позволяет наиболее эффективно использовать его преимущества в интересах решения актуальных задач модернизации национальной образовательной системы и развития научно-технического и инновационного комплексов страны.
Позвольте более подробно охарактеризовать задачи развития отношений с наиболее значимыми партнёрами из этой группы стран.
Двустороннее сотрудничество с США ведётся по широкому кругу вопросов образования и науки. В ближайшее же время необходимо обеспечить с учетом решений февральской встречи на высшем уровне в Братиславе, существенное наращивание взаимодействия в сфере образования и увеличения объемов молодёжных обменов, а также завершить переговоры по полноформатному продлению межправительственного соглашения о научно-техническом сотрудничестве на очередной десятилетний период.
Предстоит также выполнить большой объём работ по реализации Меморандума о взаимопонимании с Министерством торговли США о сотрудничестве в области технологий и инноваций, подписанного Министерством во исполнение решений саммита в Кемп-Дэвиде. В этом контексте особое значение имеет проведение до конца первого полугодия 2005 года учредительного заседания Российско-Американского инновационного совета по высоким технологиям.
В сотрудничестве с ФРГ основное внимание необходимо уделить практической реализации договоренностей, зафиксированных в только что принятом в Ганновере Совместном заявлении Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ, о стратегическом партнерстве в области образования, науки и инноваций.
Исходя из этого, основные усилия Министерства следует направить в текущем году на обеспечение запуска механизмов сотрудничества в области профессионального образования, включая подготовку кадров для экономики и госслужбы, совершенствование системы инженерного образования в рамках Болонского процесса, расширение тематики сотрудничества в приоритетных областях науки и техники, совместное создание объектов инфраструктуры инновационной деятельности.
К наиболее значимым задачам в сотрудничестве с Францией относятся разработка долгосрочной программы инновационного взаимодействия, реализация межправительственного соглашения о поддержке изучения русского и французского языков от декабря 2004 года, дальнейшая гармонизация систем образования обеих стран в рамках европейских интеграционных процессов, а также подготовка межправительственного соглашения по молодёжным обменам.
В сотрудничестве с Великобританией первостепенное внимание будет уделено реализации двусторонних проектов в области технологического прогнозирования, формирования национальных стратегий развития научно-образовательных систем. Важным аспектом работы должна стать практическая реализации совместной образовательной инициативы на Северном Кавказе.
Особое место в сотрудничестве с новыми индустриальными и развивающимися странами отводится Китаю и Индии, которые располагают научно-техническими комплексами полного профиля и играют важную роль на мировом рынке образовательных услуг. Приоритетной задачей, решаемой в сотрудничестве с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Малайзия, Таиланд и др.), является содействие продвижению отечественных научно-технологических разработок и технологий на рынки высокотехнологичной продукции на основе активного использования имеющихся в этих странах систем информационно-маркетингового сопровождения и финансовой поддержки проектов.
Одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации является углубление интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств.
Тем самым, наращивание взаимодействия с государствами Содружества в области образования, науки и технологий относится к важнейшим направлениям международной деятельности Министерства.
Эта работа проводится как на многосторонней, так и на двусторонней основе. При этом определяющим фактором во многом являются внешнеполитические установки.
В текущем году основное внимание будет уделено подготовке Межгосударственной программы развития сотрудничества государств-участников СНГ в области образования на 2006-2010 гг., которая станет очередным важным шагом по пути создания общего образовательного пространства стран Содружества. Предстоит завершить согласование российско-белорусской Программы формирования и развития единого образовательного пространства Союзного государства.
Одной из основных задач является обеспечение реализации Федеральной целевой программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в образовании в Содружестве Независимых Государств на 2004-2005 гг. и подготовка предложений по формированию аналогичной программы на очередной период.
В текущем году необходимо обеспечить проведение значительного числа мероприятий, направленных на формирование единого научно-технологического пространства СНГ, согласование целевых научно-технических и инновационных программ ЕврАзЭСа, разработку основных направлений создания единого научно-технологического пространства России и Беларуси.
Двусторонние связи ориентируются на выполнение разработанных по поручению Совета Безопасности Российской Федерации комплексных планов гуманитарного и научно-технического сотрудничества со странами СНГ на 2005-2006 гг. Намеченные мероприятия нацелены на восстановление и расширение позиции России как главного образовательного и научного центра Содружества.
Развитие сотрудничества с партнёрами по СНГ имеет разноскоростной характер. В качестве основного сдерживающего фактора, наряду с особенностями внешнеполитической ориентации отдельных государств-партнеров, следует отметить сложное внутриэкономическое, а в последнее время и внутриполитическое положение в ряде стран Содружества.
В этой связи представляется крайне необходимым рассмотреть вопрос о возможности усиления целенаправленной поддержки из средств федерального бюджета совместных образовательных и научно-технологических проектов с государствами-участниками СНГ.
Более подробно фактологическая сторона деятельности Министерства по вышеуказанным блокам изложена в справке, [подготовленной] к заседанию Коллегии. Поэтому, разрешите перейти к некоторым проблемным вопросам и высказать в этой связи предложения и соображения по совершенствованию международной деятельности Министерства.
Представляется, что международное сотрудничество пока еще в недостаточной степени используется в интересах модернизации и повышения конкурентоспособности российского образования, его вхождения в мировое образовательное пространство, обеспечения роста академической мобильности.
В условиях развития мирового образовательного рынка и обострения международной конкуренции в этом сегменте, все большее значение приобретает задача расширения экспорта российских образовательных услуг, совершенствования механизмов его поддержки.
В этих целях представляется необходимым принять дополнительные меры по развитию нормативной базы, усилению информационно-рекламного обеспечения российского экспорта образовательных услуг, активному вовлечению в этот процесс российских дипломатических представительств и центров науки и культуры за рубежом.
Перечисленные и другие возможные предложения целесообразно в ближайшее время систематизировать в проекте Плана мероприятий поддержки экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период до 2008 года и подготовить его, с учетом опыта реализации предыдущего плана, для представления в Правительство Российской Федерации.
В свою очередь, возможности расширения экспорта российских образовательных услуг, активизации академической мобильности в значительной мере зависят от процесса заключения Российской Федерацией международных договоров о взаимном признании документов. Прежде всего, это касается обеспечения признания выдаваемых в России документов об образовании.
Эти вопросы на современном этапе во многом урегулированы в отношениях с государствами-участниками СНГ, некоторыми другими зарубежными странами. Однако, безусловно, необходимы дополнительные усилия по продолжению переговорного процесса как с ведущими промышленно развитыми государствами, так и рядом развивающихся стран, являющихся наиболее перспективными для России рынками образовательных услуг и перспективных технологий.
Особо следует выделить неизменно остающуюся актуальной проблему укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения государств-участников СНГ, расширения влияния русского языка в мире в целом, поддержки проживающих за рубежом соотечественников в получении образования на русском языке.
В настоящее время сложилась многоканальная система работы по названным направлениям. Исходя из этого, целесообразно, с учетом накопленного опыта, активизировать разработку федеральных программ "Русский язык" и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в образовании в Содружестве Независимых Государств" на очередной период, обеспечить координацию с МИДом России действий по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, а также продолжить работу по расширению договорно-правовой базы и реализации уже заключенных на двусторонней основе соглашений и договоров.
Настоятельно требуется дальнейшая отработка форм и методов реализации международной молодежной политики как в сфере укрепления правовой основы в отношениях с зарубежными странами, так и координации действий внутри Министерства, а также с Рособразования и субъектами Российской Федерации. Это направление становится, по вполне понятным причинам, все более актуальным и приоритетным.
Одной из стратегических задач Министерства в области международного научно-технического сотрудничества является его подчинение целям реализации приоритетных направлений развития отечественной науки, технологий и важнейших инновационных проектов государственного значения.
В этой связи необходимо уточнение основных направлений взаимодействия с зарубежными странами, проведение инвентаризации существующих международных научно-технических проектов с тем, чтобы отказаться от мало значимых исследований и разработок и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации наиболее крупных задач, адекватных государственным интересам нашей страны.
Полагаю, что данную цель можно достичь только скоординированными усилиями Министерства, Роснауки, а также Рособразования.
Кроме того, усиление инновационной направленности государственной научно-технической политики логически предопределяет необходимость соответствующей трансформации целеустановок международного сотрудничества в сфере науки и технологий. Следствием этого должен стать перенос центра тяжести в этом сотрудничестве с "классических" научных исследовательских работ на проведение преимущественно проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований, совместную коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, продвижение передовых российских технологий и наукоемкой продукции на мировой рынок.
Однако приходится констатировать, что осуществляемая на этом направлении работа пока не носит системного характера.
Поэтому, в первоочередном порядке необходимо сформировать механизмы развития международного сотрудничества в инновационной сфере. Следовало бы разработать примерные (типовые) договорные документы, предусмотрев в них вопросы охраны и распределения интеллектуальной собственности, возможные формы активного вовлечения в сотрудничество российской инновационной системы, включая структуры малого и среднего бизнеса.
Это позволит более квалифицированно и результативно вести переговоры с заинтересованными зарубежными партнерами.
Исходя из основополагающих установок Президента и Правительства Российской Федерации, решающим фактором эффективного развития международного сотрудничества в интересах нашей страны является оказание действенной государственной поддержки.
Применительно к образовательной и научно-технологической сферам, это - совершенствование системы управления и финансирования, развитие нормативно-правовой базы, информационное и аналитическое обеспечение и ряд других аспектов.
С учетом этого, повышению эффективности международной деятельности Министерства в целом, [на наш взгляд], способствовало бы решение следующих наиболее актуальных проблем.
Прежде всего, это усиление международной составляющей в подготавливаемых Министерством концепциях, федеральных целевых программах и нормативно-правовых актах по реализации государственной политики в области образования, науки и техники, а также более полное отражение в них источников и механизмов государственной финансовой поддержки международного сотрудничества.
В подтверждение этого тезиса приведу лишь один пример. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. в редакции от 12 октября прошлого года содержит лишь два целевых мероприятия, относящихся к сфере международного сотрудничества. В итоге, в текущем году мы столкнулись и продолжаем испытывать большие трудности при формировании программ сотрудничества и решении связанных с этим вопросов финансовой поддержки российских соисполнителей международных проектов, включаемых в эти программы.
Необходимо также отладить систему организационного и сутевого взаимодействия по вопросам международного сотрудничества, как между департаментами Министерства, так и Министерством, федеральными службами и агентствами. В частности, в ряде случаев отсутствует взаимоувязка международных вопросов, содержащихся в планах приоритетных действий Министерства и входящих в его состав федеральных структур.
Отдельного внимания, в целях надлежащей аналитической и экспертной проработки различных вопросов международного сотрудничества, требует проблема активного привлечения на договорной основе потенциала как российских вузов и НИИ, так и консалтинговых и иных специализированных структур.
В целях информационной поддержки различных аспектов осуществляемой международной деятельности назрела необходимость создания или актуализации соответствующих порталов, содержащих, в частности, базы нормативно-правовых документов, международных договоров и соглашений, информационный массивов о системе российских образовательных и научно-технических учреждений, а также инновационной инфраструктуре. Подобная информационная система должна быть рассчитана не только на российских, но и на зарубежных пользователей и содействовать развитию международных кооперационных связей.
Затронутые в выступлении проблемы не носят исчерпывающего характера, но они представляются наиболее актуальными на современном этапе.