В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чтобы заниматься государственным переустройством, необходима стабильная экономика - Петр Волостригов Назад
Чтобы заниматься государственным переустройством, необходима стабильная экономика - Петр Волостригов
Ханты-Мансийск. 29 августа. В Ханты-Мансийске с рабочим визитом побывал представитель от законодательного собрания Югры в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Петр Волостригов.

Он встретился с корреспондентом "Югра-Информ" и прокомментировал принятый федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Петр Станиславович, какая работа предшествовала перед принятием этого закона, что удалось сделать?

Если говорить об этом законе, поначалу предполагалось отдать все полномочия по предметам совместного ведения субъектов и центром РФ краю или области, в состав которой входит Югра.

Пришлось выдержать достаточно напряженные "бои", чтобы доказать, что это антиконституционно и неразумно. К примеру, согласно этому закону округ должен лишиться таких полномочий как управление государственной собственностью, создание системы органов государственной власти, установление региональных налогов и сборов. Если бы его приняли в первом варианте, то смело можно было идти в Конституционный суд. Я полагаю, что любой здравомыслящий судья понял бы, что этот закон противоречит российской Конституции.

Я принимал участие в десятках заседаний комитетов Государственной Думы РФ, в рабочей комиссии по подготовке этого законопроекта к первому и ко второму чтению. Тогда впервые Советом Федерации была утверждена поправка к законопроекту, принятого в первом чтении. Также я выступал на пленарных заседаниях Госдумы, Совета Федерации, объяснял, что закон в таком виде принимать нельзя. Губернатор Югры Александр Филипенко по этом у поводу встречался с президентом РФ Владимиром Путиным, провел несколько встреч с разработчиком законопроекта Дмитрием Козаком, убеждал, что этот документ требует кардинальных изменений. В ходе тяжелейших дискуссий, встреч с представителями администрации президента РФ, удалось таки убедить, что статусные полномочия субъектов РФ не могут никоим образом передаваться другому субъекту.

Результат сейчас таков. Федеральный закон "Об общих принципах организации государственной власти субъектов Российской Федерации" принят Госдумой, одобрен Советом Федерации.

Нам удалось отстоять 17 полномочий из 42 и оставить их за Ханты-Мансийским автономным округом. Мы смогли прописать, что если будет принят закон в отношениях автономных округов с областью, в котором будут прописаны иные нормы, то будет действовать второй закон. Также прописали возможность принятия именного закона о Ханты-Мансийском автономном округе. Я могу сказать без ложной скромности, что я со своей стороны я сделал все возможное, что бы закон в том драконовском виде, в котором он предлагался, не был принят. Есть возможность для дальнейшей работы над тем, чтобы статус равноправного субъекта РФ автономный округ не потерял.


Именной закон, сохраняющий автономный статус Югры - это реальность?

Принятие именного закона - это реальность. Я надеюсь, что нам удастся это осуществить.

Учитывая, что закон вступает в действие с 1 января 2005 года, остаются возможности следующие - принятие закона об отношениях, принятие именного закона, и необходимо параллельно работать над заключением договора с Тюменской областью. Необходимо сделать все возможное, чтобы минимизировать все негативные последствия. Над этим работают и губернатор Югры и Дума ХМАО.

Со вступлением в силу этого закона, чего может лишиться Ханты-Мансийский автономный округ?


Если бы смогли прописать за автономным округом такие жизненно важные полномочия, как социальная защита населения, образование, здравоохранение и выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований, то можно было бы говорить о том, что действительно, закон таких глобальных негативных последствий не несет.

С 1 января 2005 года округ может потерять порядка 70-80 % бюджета (более 60 миллиардов рублей), если исполнение этих полномочий будет передано в Тюменскую область.

У меня есть большие сомнения, что в существующих условиях область справится с осуществлением тех полномочий, которые будут переданы ей. Ведь для этого необходим определенный финансовый ресурс, кадровый потенциал. На первый взгляд кажется, что Тюмень приобретает какие-то преимущества, станет богаче. Если бы межбюджетные отношения строились на тех же основах, которые были последние пять лет, то можно было бы говорить, что все потоки идут через Тюмень и их определенная часть будет оседать там. За счет этого произойдет выравнивание качества жизни юга Тюменской области и автономных округов. Сейчас же идет жесткая централизация всех финансовых потоков в центре. В этой ситуации может случиться парадоксальная вещь, - нагрузили Тюменскую область дополнительными полномочиями без финансового обеспечения, и губернатору области придется выбивать деньги на осуществление этих полномочий не только на юг Тюменской области, но и на автономные округа. Еще неизвестно кому повезло в данной ситуации.

Нет смысла перекладывать полномочия, которые являются сутью деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа на какие-то другие субъекты. Органы власти Югры убедительно доказали, что работают они эффективно, перспективно. Югра - островок экономической, социальной и политической стабильности среди 89 субъектов Российской Федерации. Было неразумно поставить их в условия, когда они будут являться декоративной ширмой.

Я думаю, что здравый смысл восторжествует и будет заключен договор между органами госвласти Югры, Ямала и Тюмени для того, чтобы ту стройную систему органов госвласти, местного самоуправления, взаимоотношений с товаропроизводителями, какая существует сейчас на территории Югры, не разрушить, не создав ничего эффективного, хорошо работающего взамен.


Какие проблемы могут возникнуть со вступлением в силу закона "Об общих принципах организации государственной власти субъектов Российской Федерации"?

Закон предполагает революционные изменения между субъектами и федеральным центром. Сегодня существует определенная система взаимоотношений. Можно говорить о ее эффективности или неэффективности. Существуют межбюджетные отношения, действует налоговое законодательство. Все это комплексно, полностью переработать, просчитать и перестроить невозможно. Один из моих вопросов, с которыми я обращался к сенаторам, когда обсуждался этот закон на заседании Совета Федерации, был такой - господа сенаторы, вы можете себя поставить на место ваших губернаторов областей, президентов ваших республик 1 января 2005 года? Все, что было, необходимо сегодня сломать, переделать, успеть отстроить и научить людей жить и работать в новых условиях.

Я не хочу казаться пророком, но в январе 2005 года 90 % руководителей субъектов Федерации окажутся перед вопросом - что делать и как дальше жить? Тем более, что сейчас в проекте бюджетного кодекса предполагается оставить за субъектом РФ только два собственных налога - налог на имущество юридических лиц и игорный бизнес. Вот только на них могут рассчитывать субъекты.

А на основе этих налогов необходимо будет строить бюджет. А бюджет предполагает не только обеспечение бюджетной сферы, но и план капитального строительства. Для этого необходимо иметь представление о том, какие деньги будут, правила игры, нормативы отчислений в настоящее время в тумане. Закон финансово не подкреплен, не просчитан, экономически не обоснован.

Перестроить все и сразу в условиях громадной территории РФ в условиях большой дифференциации промышленного и экономического потенциала, демографического фактора, в разных климатических условиях очень сложно. Это может привести к обвалу всей бюджетной системы.

Закон принять легко, самое главное - его исполнить. Изменения межбюджетных отношений необходимо отрабатывать поэтапно до 2007-2010 годов. Никто нас не гонит. Даже изменение одного налога, требует изменения тысяч нормативных документов. Также необходимо научить людей работать в новых условиях. Это очень тонкая и сложная работа, которую нахрапом осуществить нельзя.

Желание все поменять, конечно, большое, а все и сразу вряд ли у нас получится. Во-первых, не проведена административная реформа. Чиновники не загорятся идеей за полтора года переустроить Россию. У них другие задачи - усидеть на своем месте, иметь с этого места как можно больше. Я не говорю про всех, но основная масса такая. В условиях вязкого, коррумпированного, огромного и инертного чиновничьего аппарата проводить такие реформы невозможно. Необходимо идти последовательными и продуманными шагами. Приучить всех, что необходимо неукоснительно выполнять законы. Этот закон может оказаться благим пожеланием в лучшем случае, а худшем - приведет к обвалу бюджетной сферы. А это будет ударом по самочувствию людей, их жизненному уровню и оптимизму.


Как округ будет жить после 1 января 2005 года?

Мы будем жить в других условиях, но мы будем жить, потому что у нас есть природные ресурсы, экономика работает устойчиво, стабильно. А в тех областях и краях, которые находятся на дотации, где не развита промышленность и полностью зависят от федерального центра, возникнет много сложностей. Этот закон не лучшим образом отразится на всей Российской Федерации.

Я еще на заседании Совета Федерации говорил, уважаемые господа сенаторы, до вступления в силу этого закона полтора года. Мы за это время постараемся найти выход из этой ситуации - подготовим закон, заключим договор. Мы найдем возможности. Нас, как равноправного субъекта РФ, не устраивает необоснованное волюнтаристское введение внешнего управления над равноправным субъектом. А потом наступит и ваша очередь.

В заключение хочу сказать о том, что любую реформу, тем более реформа государственного устройства должна быть продумана, просчитана, спрогнозированы все ее последствия. Для ее эффективного осуществления необходим определенный финансовый резерв, для того, чтобы гасить возможные негативные всплески и просчеты.

К сожалению, в России проводится сразу несколько реформ с разнонаправленными векторами. Реформа налоговой системы предполагает уменьшение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, что приведет к уменьшению поступлений в консолидированный бюджет России. Позитивные последствия от этой реформы будут через три-пять лет. Поэтому говорить о том, что у нас есть стабилизационный фонд для реформы государственного устройства не приходится.

29.08.2003
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=75

Док. 484097
Перв. публик.: 29.08.03
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 213

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``