В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Волостригов: Политик и романтик Назад
Петр Волостригов: Политик и романтик
Свои первые шаги в политике сенатор Пётр Волостригов сделал в Советском районе. В 1992 году начальник штаба отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения из гарнизона Мансийский предложил свою кандидатуру на должность председателя районного Совета народных депутатов. И был сразу избран. Так майор Волостригов сменил военную форму на гражданскую одежду. Через два года, когда проходили выборы в Думу Ханты-Мансийского автономного округа первого созыва, жители Советского района и города Югорска избрали Петра Станиславовича своим депутатом. За Волостригова земляки голосовали ещё дважды: в 1997 и 2001 годах. Семь лет проработал Пётр Волостригов в окружном парламенте, занимал должность первого заместителя председателя думы округа, исполнял обязанности председателя. С июня 2001 года сенатор Волостригов - постоянный представитель Думы Югры в Совете Федерации Федерального собрания РФ.

- Пётр Станиславович, вы один из тех, кто закладывал первый "кирпичик" в фундамент законодательной базы автономии. Расскажите, пожалуйста, каким было начало.

- Первое заседание Думы Ханты-Мансийского автономного округа состоялось 6 апреля 1994 года. В её составе были в основном главы местного самоуправления, руководители городов и районов. Они хорошо знали проблемы своих территорий. Опыта законотворчества ни у кого из нас не было. На первом заседании были избраны председатель думы, заместитель, составы думских комиссий. Председатель думы Сергей Семёнович Собянин поручил мне разработать план создания законодательной базы автономного округа. Это была очень сложная, очень трудная работа. План стал первым документом, который мы приняли. Примерно через полгода я с удивлением и даже некоторой гордостью обнаружил, что аналогичный план принят депутатами Думы Тюменской области. Он был практически списан с нашего, с небольшими изменениями по срокам принятия законопроектов.

Основной упор в работе думы округа первого созыва делался на разработку закона о нормативно-правовых актах: как их нужно проводить, в скольких чтениях принимать и так далее. Здесь, конечно, приходилось опираться на опыт работы Государственной думы России.

Одна из главных задач, которая стояла перед нами, - разработка и принятие Основного закона (Устава) Ханты-Мансийского автономного округа. Меня назначили председателем комиссии по работе над этим законопроектом. К тому времени я уже учился на юридическом факультете Тюменского государственного университета, получая второе высшее образование. Для меня это было большим подспорьем в работе, теория подкреплялась практикой.

- Дума нашего округа входит в первую тройку ведущих в России по количеству и качеству принятых законов. Важное место среди них занимает блок законодательных актов о местном самоуправлении. Чем отличались подходы окружных законодателей к разработке этих законопроектов от других российских регионов?

- Ханты-Мансийский автономный округ - субъект Федерации, который очень детально разрабатывал вопросы местного самоуправления. Нами принято порядка 35 таких законов. Федеральный закон "Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ" был написан таким образом, что в его рамках было сложно строить систему местного самоуправления на территориях округа. Мы очень плотно поработали и сумели сохранить существовавшую структуру местного самоуправления, не ломая административно-территориального устройства округа. Эта структура была привычной и достаточно эффективной. Для примера иного подхода к этой проблеме можно привести Курганскую и Тюменскую области, которые начали выполнять федеральный закон буквально. В результате в Курганской области появилось 450 муниципальных образований, на юге Тюменской области - 295. Этот случай доказывает, что необходимо творчески перерабатывать, адаптировать к условиям и особенностям регионов законы, которые принимают Госдума и Совет Федерации РФ, подписывает президент.

- Самое главное, на ваш взгляд, достижение думы округа первого созыва?

- Оно состояло в том, что мы не стеснялись приглашать к сотрудничеству все структуры, которые имели "под рукой": правовое управление, юристов и депутатов дум муниципальных образований. Почти на каждом заседании думы и её комиссий работали представители окружной администрации, губернатора. Чуть позже мы начали привлекать, и нам пошли навстречу, управление юстиции, прокуратуру. Мы не считали для себя зазорным приглашать к сотрудничеству по сложным законам, например, касающимся недропользования, юристов нефтегазовых компаний, которые базируются на территории нашего округа, "газпромовские" структуры. Мы не надували щёк, не говорили: "Мы здесь самые умные, сейчас напишем, и вы все будете жить по тем законам, которые мы вам продиктуем!" Старались максимально учесть мнения людей, компетентных в этих вопросах.

Хорошую поддержку в разработке качественных законопроектов оказало наше унитарное предприятие "Центр правовых проблем северных территорий". Ни в одном субъекте Федерации подобной структуры нет. Для разработки сложнейших законопроектов привлекались ведущие юристы институтов, правительства РФ, работники Главного государственного правового управления президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы России. Но самое интересное состоит в том, что даже в этом случае нередко получалось так: от некоторых законопроектов, подготовленных маститыми правоведами, оставалось только название.

По отдельным законам проводилось порядка 10-15 заседаний рабочей группы. При необходимости я собирал в своём кабинете и юристов от территорий округа. Учитывались все замечания и предложения. Выработав пакет необходимых документов, "болванку", как говорят специалисты, мы выносили законопроект на обсуждение депутатов. Шла кропотливая, поэтапная работа. В результате мы получали хорошо проработанные, качественные законы, которые не противоречили Конституции и федеральному законодательству. Таких законов за время моей работы было принято более 500.

- Кроме законотворческой деятельности вам приходилось решать проблемы своего избирательного округа. Наверняка, было много обращений, звонков, жалоб от избирателей?

- Вся корреспонденция, то есть обращения граждан, по должностным обязанностям поступали ко мне как к первому заместителю председателя думы. Я находился в курсе многих вопросов, в массе кипящих людских страстей. Приходилось разбираться с проблемами жителей многих районов и городов. Конечно, первостепенными были обращения моих избирателей. Для меня дело чести - помочь людям. Обязательно старался добиться результата, никогда не отмахивался от просьб и проблем. Приезжая в Советский район или город Югорск, видел, что люди верят в меня. Верят в то, что могу помочь им не только как депутат, путём принятия грамотных, социально направленных законов, но и как человек, неравнодушный к чужой боли.

- У вас за плечами многолетний опыт депутатской работы. Вы уже знаете, как достичь на этом поприще успеха. А чего должен опасаться депутат?

- У нас в Советском райсовете работало 75 депутатов. Некоторые из них очень быстро "сгорели". Они, наверное, думали: "Вот приду в депутаты, сразу решу все вопросы и буду жить себе припеваючи". Но такого в нашей работе не бывает. Я видел, как "ломались", снимали с себя депутатские полномочия хорошие, не слабые характером люди. Не получалось так, как они хотели. У депутатов трудная, очень нервная работа. Надо быть по-хорошему упрямым, настырным. Не опускать руки, пока не добьёшься результата. Если человек проявляет настойчивость, значит, он уверен в своей правоте. Пусть иногда кажется, что он слишком одержим своей идеей, но такая целеустремлённость не может не вызывать уважения у разного рода начальников и чиновников.

- Вы не скрывали своего сожаления, что приходится расставаться с работой в думе и переезжать в Москву. Но разве это не более высокая ступень в вашей политической карьере?

- Я и сейчас, по прошествии 2,5 лет, очень тоскую по работе в думе автономного округа. Здесь я чувствовал себя защищённым. Очень хорошо знал свою работу. Мог прогнозировать каждый день, хорошо знал людей, с которыми работал. В Совете Федерации у меня совершенно другой уровень полномочий. От принятия решения по тому или иному закону зависит не только судьба Ханты-Мансийского округа, но всей громадной, необъятной России. Это налагает очень большую ответственность.

- Считаете ли вы неудачей то, что не удалось отстоять в полном объёме предложенную округом редакцию ст. 26.6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"?

- Нет, не считаю. Работа по разграничению полномочий между субъектами Федерации была труднейшей. То, что из 41 полномочия удалось отстоять 17, это очень неплохой результат. Кроме этого, мы оставили за собой возможность изменить перечень из 24 полномочий. Он теперь не является окончательным, закрытым. Мы заставили федеральных законодателей прописать положение о возможности принятия договора, разработки федерального закона об отношениях с органами госвласти или именного закона об автономном округе. Если представители Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Тюменской области сумеют договориться, то новый перечень полномочий будет исчисляться по этому документу.

После заседания Совета Федерации, который проголосовал за это положение, ко мне подошли руководители комитетов и комиссий. Я, конечно, очень переживал. Меня спросили: "Почему ты такой чёрный? Не переживай, найдём возможность помочь твоему автономному округу". Я был приятно удивлён этим отношением. Насколько бы заскорузлыми, поднаторевшими в большой политике ни были люди, они всё равно почувствуют обнажённое сердце. В моей жизни и работе случались сложные моменты, когда предавали и подставляли люди, которым доверял. Но я не перестал верить в порядочность, искренность и доброту. Мне не раз говорили близкие и друзья, что такого романтика, который хочет сделать мир справедливым, очень редко можно встретить.

- Вы считаете, что политика и романтика совместимы?

- Конечно. У каждого человека есть в душе эта струнка. Только некоторые политики очень глубоко прячут свою человеческую сущность. Не хотят показаться слабыми, уязвимыми. Не надо смотреть на плохое. доброе перевесит всегда.

15.03.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=93

Док. 484082
Перв. публик.: 15.03.04
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 201

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``