В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Волостригов: У государства не должно быть любимчиков и пасынков Назад
Петр Волостригов: У государства не должно быть любимчиков и пасынков
- Петр Станиславович, в конце марта губернаторы Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области подписали протокол о намерениях по объединению регионов. Но ведь у Тюмени и Ямала нет общих границ, между ними огромный Ханты-Мансийский автономный округ, который вподписании протокола не участвовал. То есть, видимо, и он в конце концов будет вынужден присоединиться? Что вы думаете о ситуации как представитель Ханты-Мансийска?

- Прежде всего о предыстории процесса. В июле 2003 года был принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установивший новые принципы разграничения полномочий между органами госвласти всех уровней, согласно которому, округа обязаны передать 24 полномочия по предметам совместного ведения России и ее субъектов (из 41) краям и областям, в состав которых они входят. 17 полномочий из этого перечня оставлены за округами. Правда, удалось прописать в законе положение, что перечень передаваемых полномочий может регулироваться отдельными законодательными актами. И Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа начали активные переговоры с Тюменской областью по подготовке проекта договора. Была создана рабочая группа из представителей исполнительной и законодательной властей трех субъектов, призванная выработать предложения о перечне полномочий, которые передаются Тюменской области и которые остаются в округах. Шла нормальная работа. И вдруг как гром среди ясного неба, прозвучало заявление губернаторов Тюменской области Сергея Собянина и Ямало-Ненецкого автономного округа Юрия Неелова о подготовке соглашения о полной интеграции - экономической, политической, с изменением административно-территориальных границ.

- То есть как бы два соседа, живущие по обе стороны от третьего, решили воссоедниться в одну семью, объединив свои деньги и жилплощади, и что в этой ситуации делать третьему соседу - непонятно. Другого выхода, чтобы сохранить мир, как влиться в "семью", у него нет?

-Однако, насильно осчастливить невозможно. Ситуация тем более удивительна, что буквально месяц назад власти Ямала были настроены столь радикально, что нам приходилось в какой-то мере даже по дружески сдерживать их порыв к "самостийности".

-Ханты-Мансийский округ тоже "грозил суверенитетом"?

- Никогда. Руководство Ханты-Мансийского округа всегда занимало взвешенную позицию, стремясь искать выход, учитывая интересы и Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, и Ямало-Ненецкого, опираясь наКонституцию России. Мы абсолютно законопослушны, к примеру: приведение нашего законодательства в соответствие с федеральным мы начали за 2 года до начала общероссийской кампании.

- "Объединительный прецедент" в стране уже создан - воссоединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.

- Абсолютно верное решение - слабый в экономическом отношении автономный округ вошел в состав сильной Пермской области. На прошлом заседании Совета Федерации я голосовал за принятие Федерального конституционного закона о создании нового субъекта - Пермского края. Но ведь в случае с Ханты-Мансийском ситуация прямо противоположная - это сильнейший регион России, и его стремятся подчинить более слабому -Тюменской области. Мне кажется, что губернаторы Тюменской области и Ямала в условиях двукратного уменьшения бюджетов в 2005 году, продекларировав сохранение социальных приоритетов, хотят решить их за счет ресурсов якобы ничего не подозревающего добродушного соседа.

-Конечно, как мог не преуспеть Ханты-Мансийский округ, в котором сосредоточено главное российское богатство - нефть.

Успех обусловлен прежде всего самостоятельным развитием Ханты-Мансийского АО за последние десять лет. Я помню, в каком виде был советский Ханты-Мансийск и остальные города и районы округа. Временное жилье, отсутствие дорог, ветхая инфраструктура. Государство старалось выкачать как можно больше нефти и газа, вырубить побольше леса, вывезти и продать. Никто не думал о людях, живущих здесь.

- Что конкретно изменилось за десять лет?

Когда бюджет Ханты-Мансийского округа стал самостоятельным, появились современные города, значительные достижения в системе образования, здравоохранения, в жилищном и промышленном строительстве, отстроены тысячи километров автодорог, миллионы квадратных метров жилья. У нас 95 процентов собственности акционировано - округ оказался форпостом капитализма в России. Нефтяные компании начали быстро обучать свой управленческий персонал, появился самый передовой менеджмент, произошел резкий интеллектуальный скачок, в том числе и в органах государственной власти округа и муниципалитетов. Отстроена эффективная система взаимоотношения с бизнесом, установлена жесткая система экологического и налогового контроля. На территории округа работают крупнейшие нефтяные и газовые компании "Лукойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", ТНК, "Сибнефть", "Тюментрансгаз", "Сургутгазпром". На несколько сот тысяч возросла численность населения (оно составляет 1,5 млн. человек)- только в прошлом году родилось 20 тысяч детишек. Объем промышленной продукции Ханты-Мансийского АО - 575 миллиардов рублей, он сопоставим с суммарным объемом Санкт-Петербурга и Москвы. Мы занимаем первое место в России по выработке электроэнергии, по нефтедобыче, в лидерах по добыче газа и по производству лесопромышленной продукции. В 2003 году в федеральный бюджет от Ханты-Мансийского ОА поступило более 200 млрд рублей. И главное: рост валового регионального продукта в округе в 2003 году составил 12 процентов.

- Зачем все это подвергать риску? - Возможно, мой вопрос покажется дилетантским, но если процветающий Ханты-Мансийский округ "поделится" своими достижениями, наработками, средствами со своими ближайшими соседями, то в конечном итоге ведь выиграет весь огромный регион страны?

- Это огромное заблуждение. Многовековая житейская мудрость подсказывает, что не может слабый вести сильного. Я не знаю, какие дивиденды получат реформаторы, но абсолютно ясно, что население округа пострадает. Это приведет к резкому ухудшению качества его жизни. У Тюменской области нет законов, отражающих специфику Югры, регулирующих приоритетную отрасль экономики - природопользование. На территории Югры действуют набавки за работу и проживание в экстремальных северных условиях, финансируются около сорока программ социально-экономического развития.

И самое главное, в Конституции РФ не прописана возможность передачи властных полномочий законодательных органов ни по вертикали, ни по горизонтали, в отличие от исполнительных органов. Кроме того, такое поспешное слияние приведет к разрыву тысяч управленческих связей - с федеральными органами государственной власти, с теми же нефтяными компаниями - при перенацеливании их на другой регион. Нефть будет добываться у нас, природа и люди Югры будут испытывать все "прелести" нефтедобычи, а деньги в другой регион. Зачем из нас колонию делать? Последствия этой никому не нужной суматохи будут непредсказуемыми для всей России. К тому же у Тюмени и Ханты-Мансийского АО разные бюджетные системы: в Тюмени весь бюджет сосредоточен в центре. В Ханты-Мансийском АО 50% консолидированного бюджета находится в муниципалитетах. Югорские муниципалитеты исполняют 80% полномочий субъекта РФ. Они делегированы в районы и города окружного значения.

- Но ведь нынешняя политика руководства страны направлена на укрупнение регионов. Эта политика уже получила отражение в законодательстве - вы сказали о нем в начале беседы.

- В России действует Конституция, утверждены основы конституционного строя, в соответствии с которыми "Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", то есть субъекты этого федеративного правового государства должны быть защищены Основным законом и всей мощью государства. У Федерации по определению не может быть "пасынков" и "любимчиков". Субъект, большой он или маленький, должен рассчитывать на защиту, отеческое отношение этого государства, в состав которого входит.

- Каким, на ваш взгляд, может быть дальнейшее развитие событий в случае с Тюменью и Ханты-Мансийском?

- Можно, конечно, "сломать" органы госвласти Югры, выполняя концепцию "укрупнения", принудить к безоговорочному подчинению Тюмени, навалившись всей административной мощью государства. Силой забрать 24 полномочия и, ломая через колено, перевести все денежные потоки в консолидированный бюджет Тюменской области, игнорируя основополагающие принципы федеративного государства и межбюджетных отношений, вынуждая нас обратиться к источнику власти населению автономного округа, т.е. вынести вопрос на референдум. Но конфронтация неконструктивна, кому нужны эти надуманные потрясения? Слишком дорогой будет цена этой реформы. Мы за сотрудничество. Надо договариваться. Необходимо сохранить в Ханты-Мансийском округе систему органов госвласти и местного самоуправления с важнейшими полномочиями, которые являются сутью и смыслом деятельности органов госвласти и местного самоуправления на территории автономного округа - в области образования, здравоохранения, социальной защиты, оставить бюджеты муниципалитетам.лэ Мы согласны передать часть общих полномочий Тюменской области, учитывая, что там всенародно избранный губернатор и Тюменская областная Дума. Но не надо сепаратно решать вопросы укрупнения за нашей спиной. Мы готовы к диалогу, к конструктивной работе с органами Тюменской области.

06.04.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=96

Док. 484075
Перв. публик.: 06.04.04
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 204

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``