В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Волостригов: Окружным законодателям есть чем гордиться Назад
Петр Волостригов: Окружным законодателям есть чем гордиться
- Петр Станиславович, десять лет назад вы стали депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Как это случилось, что привело вас в окружную законодательную власть?
- Когда в 1993 году указом Президента Бориса Ельцина были прекращены полномочия Советов народных депутатов, я, по сути, остался безработным. Но за время работы председателем Совета народных депутатов Советского района уже накопил некий опыт и в армию решил не возвращаться, а принял решение баллотироваться в депутаты Думы автономного округа. Выборы проходили, теперь уже можно сказать, под большим административным прессингом. Глава администрации района, его первый заместитель вплотную работали с руководителями всех поселков района, агитируя голосовать против меня. Но удалось выиграть эти выборы с большим преимуществом. Пришлось, конечно, объездить практически все населенные пункты, провести больше сотни встреч. Наверное, убедил людей, что смогу работать на окружном уровне. Самое интересное, что до этого я два года проработал председателем районного Совета, но во время предвыборной кампании произошла переоценка ценностей. Я думал, меня все знают, ведь должность заметная в районном масштабе. Оказалось - отнюдь. В некоторых поселках люди спрашивали: кто такой, зачем приехал? И я понял, что надо было больше общаться с народом. А в окружной Думе первого созыва желающих работать на освобожденной основе практически не было, потому что депутатский корпус состоял в основном из глав городов и районов округа. Председателем избрали Сергея Собянина, меня - заместителем. С этого и началась моя активная депутатская работа.

- Наверное, в то время не все представляли, какой огромный объем работы предстоит осилить депутатам, какой трудный и без преувеличения тернистый путь избрали они для себя?
- Совершенно верно. Сейчас вспоминается, что даже когда избирали Сергея Семеновича Собянина председателем Думы, то он на первых порах думал, что сможет совмещать эту должность с занимаемой им тогда должностью первого заместителя главы администрации автономного округа. Главное, практически ни у кого не было опыта законотворческой работы на региональном уровне. Началось создание законодательной базы Ханты-Мансийского автономного округа. Для меня это было интересно еще и тем, что я уже два года учился на юридическом факультете Тюменского госуниверситета, нужна была практическая работа. Думаю, что вхождение в должность окружного законодателя для меня лично прошло плавно.

- Что было приоритетом в то время для окружных законодателей?
- Вначале необходимо было создать нормативную базу для дальнейшей работы Думы. Ведь не было даже регламента: как будет работать сама Дума, ее комиссии, депутаты, каким образом взаимодействовать с органами исполнительной власти. Были приняты законы о порядке принятия нормативных актов, где прописывалось, как, в скольких чтениях принимаются законы, кто имеет право законодательной инициативы и так далее. Потом уже определялись с системой органов государственной власти, разработали законы об административно-территориальном устройство автономного округа, законы о местном самоуправлении. Одновременно работали над основным законом округа - Уставом. Первичный текст написал Владимир Кряжков, наш земляк, доктор юридических наук. Затем была создана комиссия по доработке проекта Устава, председателем которой я был. Не ошибусь, если скажу, что количество заседаний нашей комиссии по этому вопросу исчислялось десятками. И уже набрав определенный опыт, начали детально работать над отраслевыми законами, касающимися социальной защиты, здравоохранения, образования. Большое значение имели законы о недропользовании, экологии, которые являются главными для деятельности нефтяных предприятий на территории автономного округа. Из полутысячи законов, принятых Думой за время моей работы, половина была базовыми.

- И дальше все пошло гладко, как по накатанной дорожке?
- Нет, конечно. Учитывая, что в то время не хватало квалифицированных кадров, чтобы готовить достаточно проработанные законопроекты, было принято решение о создании унитарного государственного предприятия, которое разрабатывало законопроекты, привлекая ведущих ученых, специалистов, юристов страны. Над окружным законодательством работали маститые правоведы.Хотя в процессе работы от полученного законопроекта иногда почти ничего не оставалось. Закон обрастал новыми нормами, которые больше отражали условия и потребности населения автономного округа, развития экономического потенциала, сохранения экологической стабильности, увеличения государственной защищенности людей, которые здесь проживают. Хочу подчеркнуть, что все законопроекты тщательно и творчески перерабатывались нашими юристами. Испытываю громадную благодарность ко всем участникам этого процесса, мне до сих пор удивительно, что никто из специалистов, юристов муниципальных образований, правового управления администрации губернатора, управления юстиции, прокуратуры, юристов нефтяных компаний не отказывался участвовать в рабочих группах по доработке этих законов. Нынешнее окружное законодательство - это плод коллективного труда юридической мысли автономного округа. Может, это высокопарно звучит, но это так. И сейчас Дума округа работает столь же плодотворно в этом направлении.

- Как получилось, что многие законы округа были приняты раньше федеральных?
- Это, наверное, веление времени и требование жизни. Округ с получением самостоятельности, статуса равноправного субъекта Федерации начал стремительно развиваться и решать накопившиеся проблемы. Наши промышленные предприятия в кратчайшие сроки акционировались и начали набирать силу как представители самого передового бизнес-сообщества на территории России. Конечно, можно сегодня говорить, что у них есть недостатки, устаревшее оборудование, но был сделан резкий скачок к тому, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляются во всем мире. Иначе они не могли бы конкурировать с крупнейшими мировыми нефтяными компаниями. Шел процесс, когда органам государственной власти региона, местного самоуправления необходимо было соответствовать бурно развивающейся капитализации интеллектуального потенциала наших нефтяных компаний. Наше законодательство не должно было отставать от этого процесса. Мы должны были в первую очередь отслеживать, ставить в законодательные рамки и стимулировать процессы, которые происходили на территории автономного округа. И, как результат этой энергичной и динамичной работы в сфере законотворчества, наши законы являлись уникальными и эксклюзивными даже для федерального законодателя. На основе наших законов писались законы для всей Российской Федерации. Это факт, и депутатам Думы округа есть чем гордиться. Гордиться можно и правительству округа, которое являлось инициатором многих законопроектов. Мы принимали законы, стимулирующие инвестиционные новации, разработку новых месторождений, каждый год принимали законы о налоговых льготах, которые касались не только нефтедобывающих компаний, но и предпринимательского сообщества. То есть создавали благоприятную почву для того, чтобы точки роста, которые определились уже на нашей ниве, получали государственную поддержку.
Несмотря на то, что выполнялся огромный объем работы, мы старались не выходить за рамки конституционных полномочий, определенных субъектам Российской Федерации. Ведь иногда бывает соблазн влезть в полномочия, являющиеся предметом ведения Российской Федерации. Мы никогда сознательно не переходили грань дозволенного. И не случайно мы начали работу по приведению нашего законодательства в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством - задолго до того, как эта кампания развернулась по всей стране. Я не случайно сказал "кампания", потому что это соответствует действительности. Когда я уже работал в Совете Федерации, я неоднократно резко высказывался против действий органов прокуратуры, которые, исполняя вышестоящие указания, выхолащивали смысл и суть тех законов, которые принимаются в регионах с учетом особенностей, присущих этим регионам.

- Петр Станиславович, может, вопрос не совсем к сегодняшнему юбилею, но не могу его не задать. Как скажется, на ваш взгляд, на законотворческой работе Думы округа принятие ФЗ-95?
- Твердо убежден, что кампанейщина в любом вопросе вредна. Необходим дифференцированный подход, нельзя всех строить под одну гребенку. Зуд реформаторства у наших чиновников неистребим. Но к чему ломать то, что эффективно работает? Я придерживаюсь армейской присказки: не мешай матчасти самолета работать, есть большая вероятность, что, проверяя лишний раз, что-нибудь сломаешь. Поэтому когда начинается кампания за укрупнение территорий, надо подумать: а что, у нас в стране все беды из-за этого? Дело не в том, сколько субъектов Федерации будет, дело в том, как поднять экономику, чтобы наше население жило лучше. Не думаю, что качество жизни зависит от административно-территориального переустройства. Главенствующим звеном национальной идеи об улучшении жизни должна стать динамично развивающаяся экономика. В Конституции вообще не определено, что законодательные, представительные органы субъектов Федерации могут свои полномочия в законотворчестве передавать. У нас ведь нет вертикали законодательной власти. Куда же денутся наши 700 с лишним окружных законов? Какова судьба законодательства, действующего на территории автономного округа?

- Петр Станиславович, у вас есть возможность в эти юбилейные дни обратиться к депутатам, с которыми вы работали многие годы, и поддерживаете контакты сегодня.

- Хочу поздравить с первым десятилетним юбилеем депутатов всех трех созывов, работников аппарата Думы, всех, кто помогал законодательному органу власти автономного округа создавать законы, по которым живет сегодня Югра и, думаю, будет жить и трудиться в дальнейшем.
Наш округ сумел добиться успехов во всех сферах жизни, стать гарантом экономической безопасности страны, и у него большое будущее. Жители автономного округа заслужили своим трудом право жить и работать в цивилизованных условиях. С 10-летим всех!

02.06.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=106

Док. 484071
Перв. публик.: 02.06.04
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 209

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``