В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью президента ММВБ Александра Потемкина радиостанции Business FM Назад
Интервью президента ММВБ Александра Потемкина радиостанции Business FM

Вопрос: The Wall Street Journal включил ММВБ в двадцатку крупнейших бирж мира. Как удалось достичь такого результата?

Ответ: Нас не просто признали, но и заметили в качестве конкурента. Конкуренцию мы ощущали давно, но теперь появился дополнительный повод для того, чтобы мобилизовать свои силы, поскольку очевидно, что наши действия находятся под пристальным вниманием коллег. Если говорить о критериях, по которым мы попали в эту двадцатку, то определяющим явилось развитие внутреннего национального финансового рынка, что, впрочем, создает необходимые, но недостаточные условия для попадания в рейтинги подобного уровня. В нашем случае решающим было то, что ММВБ это финансовый супермаркет. Мы конкурируем по обороту торгов с акциями, но торгуем не только ими. У нас еще несколько секторов финансового рынка: валюта, облигации (не только первичный, но и вторичный рынок), государственные ценные бумаги, деривативы. Через все эти сегменты сквозной линией проходит денежный рынок. Любой инструмент, который запускается на ММВБ, торгуется не только на вторичном рынке, но и включается в механизм электронного рынка РЕПО. Это позволяет как продавать и покупать данный инструмент, так и использовать его как залоговый актив для получения денег. А это мощнейший стимул для развития рынка акций. Особенно когда индексы "лежат", как в этом году. В ноябре-октябре оборот по операциям РЕПО достигал 50% от всего биржевого оборота акциями, доходящего до $6 млрд в день.

Вопрос: На фоне этих успехов вы наверняка планируете IPO?

Ответ: Вопрос об IPO был поставлен после общего собрания наших акционеров весной 2006 года. Тогда мы сказали, что по плану это займет около пяти лет. С тех пор пройден большой путь, но я не могу сказать, что в течение 2008 года мы точно проведем IPO. Основным условием размещения является некая переупаковка компании, уже приспособленной к тому, чтобы повышать свою капитализацию и привлекательность. А это не только вопрос совершенствования корпоративного управления, введения в состав управления большего числа независимых директоров, но и масса других мероприятий, несодержательных с точки зрения реструктуризации. Для нас, как серьезной инфраструктурной организации, это означает изменение структуры и выделение некоторых направлений бизнеса в самостоятельные компании. К примеру, клиринг, который является важным направлением бизнеса, обеспечивающим посттрейдинговый процесс, то есть завершение расчетов торговли и систему управления рисками. Выделение в рамках Группы клиринговой деятельности в самостоятельную компанию-банк имеет для биржи особое значение. Мы сейчас близки к завершению первой фазы создания такого банка - Национального Клирингового Центра (НКЦ). 10 декабря планируем начать торги на валютном рынке с участием этой организации в качестве центральной стороны по сделке. Это будет прорыв с точки зрения биржевых технологий в России.

Мы хотим более четко выстроить сегмент срочного рынка. Есть идея, связанная с коммерциализацией ИТ-направления. У нас мощная команда разработчиков программных продуктов. Необходимо усилить рыночное направление, активнее распространять биржевые продукты конечным пользователям. Этот бизнес влияет на оценку капитализации компании. Все эти цели сформулированы перед менеджментом акционерами Мы четко понимаем, что необходимо сделать для того, чтобы ставить вопрос об IPO на повестку дня.

Вопрос: Можно ли говорить о 2009 годе?

Ответ: Да, это более реалистично. Конечно, при условии, что акционеры не поставят перед нами задачу резко ускорить этот процесс. Как менеджер, я понимаю, что благодаря нашим усилиям каждый год приносит нам, выражаясь арифметически, еще один дополнительный миллиард долларов возможной капитализации при проведении IPO.

Вопрос: Как бы вы оценили итоги "народных" IPO?

Ответ: Опыт проведенных "народных" IPO интересен. Процесс размещения затронул достаточно широкие слои населения, и это создало определенную проблему: частные инвесторы оказались не готовы к падению рыночной стоимости бумаг. Смена роста цены акции ее снижением, и наоборот, на рынке является совершенно нормальным явлением.. Когда частный инвестор выходит на рынок, он должен быть готов к двум вещам: первое - заранее подумать о диверсификации своего, как правило, маленького портфеля. Второе - ждать и терпеть, т.е. инвестировать в долгосрочном плане. Поэтому с небольшими сбережениями правильнее идти в фонды коллективных инвестиций, где решается и первая, и вторая проблема. Там же решается и проблема ликвидности, так как ПИФы в любой момент готовы вернуть деньги. А IPO эту проблему переносят в другую плоскость.

У меня вполне прагматичный подход. Как руководитель ММВБ, я не имел возможности участвовать в этих IPO со своими индивидуальными средствами. Хотя, с моей точки зрения, это имело смысл. Например, я считаю, что акции Внешторгбанка являются прекрасной бумагой с точки зрения ликвидности. Они торгуются и в Лондоне, и в Москве. Поэтому набравшись терпения, можно увидеть прирост к первоначальной цене, хороший доход. Но нужно время. Если люди с самого начала не закладывались на риск снижения цен, естественно, они от этого страдают. Но это, как говорится, наука тяжелая.






http://www.prime-tass.ru/

Док. 484058
Перв. публик.: 10.12.07
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 106

  • Потемкин Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``