В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Волостригов: Север: время жить, а не выживать Назад
Петр Волостригов: Север: время жить, а не выживать
В первой декаде февраля Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов посетит Ханты-Мансийский автономный округ и на примере этого региона страны ознакомится с жизнью коренных северных народов в современных экономических условиях. Петр Волостригов, представляющий в Совете Федерации данный субъект Федерации, отвечает на вопросы "ПГ".

- Недавние, почти 30-ти градусные морозы в европейской части России, показали, как трудно жить в студеную зимнюю пору. Для северных территорий, столь низкая температура - норма жизни.

Так вот, большая часть территории России находится в суровых климатических условиях, где 9 месяцев в году - зима, со средней температурой в 30 градусов. Дети у нас в такой мороз ходят в школу, более того, часами играют на свежем воздухе. Пережив, московский морозный кризис, я надеюсь, что все правительственные структуры по-иному оценят, каково же должно быть финансовое, энергетическое, топливное и другое обеспечение российских регионов, проживающих в столь суровых климатических условиях. К сказанному добавлю, что экспортные природные ресурсы, добываются преимущественно на Севере и приравненных к нему территориях. Здесь находится свыше 60 процентов запасов углеводородов и минерально-сырьевых ресурсов, более 50 процентов воспроизводимых ресурсов - леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов. На северных территориях проживает почти 16 процентов населения нашей отчизны. Поэтому вознаграждение людей, которые в студеных условиях, поднимают экономику, производят продукцию, обеспечивая доходы государству, должно быть иное.
По большому счету, условия хозяйствования в этих условиях должны быть иными, имея в виду больший государственный протекционизм, иное налоговое администрирование, говоря доступным языком государство должно повернуться лицом к Северу, заботиться о людях которые работают и живут в экстремальных условиях.

- Вы, знаете, Петр Станиславович, я неоднократно, от политиков, да и от руководителей северных территорий слышала выказывание, что "Север - это не то место, где можно и нужно жить до старости".

- Я категорически не согласен с таким утверждением! Полтора миллиона югорчан, проживающих в автономном округе, гордятся тем, что их родина - Югра.
Органы государственной власти Югры последовательно осуществляют стратегическое направление - обустройство этой древней и красивой земли для комфортного проживания.
Вопрос о малочисленных народах Севера, в разрезе этого тезиса, является крайне важным. Во- первых, у этих людей совершенно другая философия жизни. Это люди природы. Они очень талантливы. Среди них много художников, поэтов, писателей, певцов и музыкантов. Эти люди очень чисты душой, мудры и наивны одновременно. Любой хант или манси может в одночасье составить целую поэму о какой-нибудь одиноко стоящей березке, может красочно описать небо и спеть ему песню. Их бережливому отношению к природе надо поучиться. Ведь мы зачастую воспринимаем землю, на которой живем, как территорию, которую необходимо освоить, что-то построить, возвести и так далее... Я никогда не забуду высказывание депутата Думе Татьяны Гоголевой. Когда промышленность в 90 годы упала, сократилась добычанефти, добыча леса и многое другое - она сказала, - "Как хорошо, теперь природа вздохнет, спокойно, полной грудью. Не будут загрязняться леса, озера, начнет плодиться зверь, птица, будет больше рыбы". Вы понимаете, что многие из нас в таком ключе даже не мыслят.

- А сколько в вашем округе проживает коренного северного населения?

- 30 тысяч хантов и манси, из полуторамиллионного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Мы очень комплексно подошли к жизнеобеспечению этих народов. Прописали в наших законах, а значит, юридически закрепили квотированное представительство коренных народов в органах государственной власти и местного самоуправления. Также в Уставе региона прописали, что должны быть заместитель председателя Правительства, заместитель председателя окружной Думы представляющие интересы коренных народов, квотированное число мест в Окружной Думе. Мы создали Ассамблею коренных малочисленных народов Севера, которая, отслеживает и рассматривает законы, дает свои заключения на многие региональные законодательные акты, с тем, что бы в них, обязательно были учтены интересы этих народов.
Эти народы имеют свои национальные школы, газеты, имеют свои телевизионные и радио-передачи. Кроме того, им даны большие льготы: на бесплатные лицензии вылова рыбы, отстрела зверя, за ними закреплены родовые угодия для оленеводства. Помимо всех социальных услуг, которыми пользуется любой житель Ханты-Мансийского автономного округа, дополнительно у нас есть программа, на которую выделяется сотни миллионов рублей, для поддержки коренных малочисленных народов. Средства направляются на жилье аборигенам, на борьбу с безработицей, на образование, на поддержку их народных промыслов.

- Петр Станиславович, простите меня за несколько циничное высказывание, но, согласитесь, было бы странно, если бы основной нефтедобывающий регион России, имеющий свой высокодоходный региональный бюджет, не занимался бы коренными северными жителями, которых всего 30 тысяч человек.

- А вы знаете, ваше высказывание отнюдь, не цинично. А тонкость материи заключается в подходах к сохранению малочисленных северных народов. Чего мы хотим добиться, и хотят ли этого они сами. Ведь благодетель может быть со знаком минус. Я, например, был несколько раз в Канаде. Знакомился с тем, как живут там коренные народности - индейцы. Так вот, им отведены огромные земли. Вы думаете, они что-нибудь на них производят? Нет. Они сдают эти земли в аренду, и на эти деньги живут, правда, жалуются, что денег мало. То есть эти народности практически не развиваются, а народ, который не работает, обречен на вымирание.
Что касается наших позиций в поддержке народов Севера, то они строятся не на "подачках", а на инструментах развития. К сожалению, за годы перехода от одной системы экономики, к другой, многие инструменты, которые поддерживали образ жизни северных народов, утеряны: это система потребкооперации, фактории, когда люди могли в пунктыприема сдавать ягоды, грибы, шкуры зверей, рыбу, птицу, пушнину. Сегодня такие пункты приема восстанавливаются, оснащаются современным оборудованием, ставятся мини-заводы по переработке даров природы.

- Я понимаю, что вашему округу есть чем гордиться в сфере поддержки коренных народов севера, поэтому и Комитет Совета Федерации проводит у вас выездное заседание. Как можно перенести ваш опыт на другие субъекты Российской Федерации, которые по большей части высоко дотационны. Ведь равные вам регионы по количеству бюджетного обеспечения - это Ямал, и Республика Саха-Якутия.

- Тема выездного заседания "Законодательное обеспечение проблем в Ханты-Мансийском автономном округе коренных малочисленных народов".
У нас в округе принято 8 именных законов по проблематике коренных малочисленных народов, кроме этого у нас, практически в каждом законе, прописаны статьи касающиеся специфики коренных народов. Законы о рыболовстве, охоте, о местном самоуправлении, и многие другие. Кстати, у нас в регионе много эксклюзивных законов, которые потом ложились в основу общефедеральных. Поэтому, мы всегда открыты к обмену опытом, к нам обращаются из многих северных территорий и мы никогда не отказываем в помощи и стараемся перенять положительный опыт у наших друзей.

02.02.2006
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=171

Док. 483988
Перв. публик.: 02.02.06
Последн. ред.: 30.11.10
Число обращений: 143

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``