В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Синюгин: `Некоторые депутаты впрямую заявляют, что, пока с ними не договорятся о судьбе `Мосэнерго`, они будут придумывать любые причины, чтобы тормозить закон` Назад
Вячеслав Синюгин: `Некоторые депутаты впрямую заявляют, что, пока с ними не договорятся о судьбе `Мосэнерго`, они будут придумывать любые причины, чтобы тормозить закон`
Сегодня глава правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс прокомментировал недавнее заявление экономического советника президента Андрея Илларионова о том, что ситуация в РАО является национальной "бедой, угрозой и позором" и что виновато в этом некомпетентное руководство компании. Чубайс сказал, что колебания курса акций компании - обычное дело: "Это происходит со всеми компаниями во всем мире". Однако Илларионов критикует менеджмент РАО, только когда акции падают, а "когда они вверху - он молчит", отметил Чубайс. По его мнению, Илларионов проиграл дискуссию по реформе РАО ЕЭС в правительстве, в Госсовете и у президента и сейчас пытается "вскочить в уходящий поезд" (пакет законов по реформированию энергетики будет приниматься в Думе в первом чтении всего через две недели).

Впрочем, рассмотрение пакета в Думе пока не обещает быть легким. С одной стороны, говорит зампред правления РАО ЕЭС Вячеслав Синюгин, за его принятие выступают и правые депутаты, и центристские фракции (с определенными оговорками: например, они настаивают на законодательном закреплении в государственной собственности 52% в ФСК), и некоторые влиятельные губернаторы (после того как правительство согласилось пойти им на некоторые уступки). В то же время имеется и достаточно серьезное противодействие реформе, в том числе - со стороны правительства Москвы, настаивающем на передаче ему 51% "Мосэнерго" (РАО такая позиция не устраивает: там считают, что реструктуризация "Мосэнерго" должна проходить по базовому варианту). Тем не менее, считает Синюгин, по-настоящему существенных препятствий для реформы электроэнергетики все же нет, пакет законов непременно будет принят, хотя срок либерализации рынка при этом может оказаться сдвинутым на год - до 2005 года.

При обсуждении энергетического пакета в Думе чего сейчас больше - экономики или политики?

В обсуждении присутствуют обе линии: и экономическая, и политическая. Экономическая включает в себя прогноз, связанный с динамикой цен и тарифов, включает дискуссии, которые проходили в научных кругах, по обоснованию самой программы реформирования.

Добавляется ли что-то благодаря этим дискуссиям к вашему пониманию экономической составляющей реформы?

На мой взгляд, нового в этом смысле не добавляется, присутствуют все те же позиции. На стадии разработки мы достаточно глубоко погрузились в проблему, Минэкономики тоже заказывало исследования. Так что мы знаем, что делаем. Это - результат исследований, которые были проведены, изучения мирового опыта, который есть в этой области.

Изменилось ли что-то в обсуждении политической линии реформы?

Если считать сферу госрегулирования политикой, то изменилось. Ранее позиция федеральной власти была жесткой и направленной на объединение всего регулирования в федеральном центре. Сейчас же произошло распределение обязанностей между федеральным уровнем и уровнем субъекта федерации. И, с моей точки зрения, выстроить ответственность по этим уровням содержательно правильно. Я понимаю, что в этом есть элемент торговли тех или иных губернаторов за часть власти, которая связана с наличием РЭКа, с возможностью регулировать тарифы, с возможностью участвовать в какой-то собственности, о которой они постоянно говорят. Об этом же говорят представители Москвы, которые прямо заявляют, что им нужно отдать 51% акций в Мосэнерго. Вокруг этого торговля и происходит.

Какие группы интересов, из принимающих участие в думском обсуждении, Вы бы выделили?

Пожалуй, можно выделить несколько групп интересов. Первая - это либерально настроенные депутаты. Это СПС и, наверное, отчасти "Яблоко". При этом, по ряду позиций "Яблоко" занимает очень либеральную позицию. Например, по вопросу связанному с вертикальной интеграцией позиция Игоря Артемьева состоит в том, что разделение АО-энерго по видам бизнеса абсолютно необходимо. Его позиция по этому вопросу еще более жесткая по сравнению с предложениями правительства. Дальше, есть центристы. Они высказали ряд пожеланий, которые имеют прогосударственную направленность. Это - 100% государственная собственность в атомной генерации, ограничение веерных отключений (это пожелание группы центристов учтено). Еще одно предложение этой группы состоит в закреплении 52% ФСК в государственной собственности. Третья группа - это левый фланг (коммунисты и аграрии), которые сегодня выступают скорее против реформы. И, честно говоря, я не заметил ни одного содержательного суждения с их стороны. Кроме этого, есть еще интересы крупных финансо

во-промышленных групп, которые транслируются через близких им (группам) депутатов. Есть позиции руководителей ряда регионов. Причем важно отметить разворот, который произошел в понимании реформы со стороны таких влиятельных лидеров регионов как Шаймиев, Рахимов, которые письменно зафиксировали свое положительное отношение к реформе. Я имею ввиду решение законодательного собрания Татарстана о поддержке правительственного пакета законов и письмо Рахимова, которое он недавно направил на имя Селезнева, где среди прочих условий сказано о необходимости прохождения законов, чтобы снять существующую неопределенность. Это достаточно мощная, влиятельная сила. И здесь, конечно же, нельзя не назвать Москву, Лужкова. В Москве я пока вижу позицию неприятия реформы. Правительство еще не завершило консультации с Лужковым. В ходе консультаций, которые мы вели по линии правительства Москвы, мы предложили реформировать Мосэнерго по базовому варианту. В этой позиции переговоры пока и находятся.

Возможен ли в принципе следующий компромисс: правительство смягчает позицию по реформированию Мосэнерго, а депутаты, представляющие интересы московского правительства, голосуют за пакет законов в Думе?

Мне не известно пока о таких комбинациях, хотя некоторые представители депутатского сообщества впрямую заявляют, что пока с ними не договорятся о судьбе Мосэнерго, они будут придумывать любые, самые чудовищные, причины, чтобы тормозить закон. И они действительно это делают.

Что является главным содержательным аргументом против реформы в ее нынешнем виде?

На сегодняшний день я не вижу каких-то глубинных, содержательных препятствий. Я вижу, что нужна четкая позиция четырех центристских фракций. И она сейчас вырабатывается. Есть четкая позиция правительства: Касьянов сказал, что реформы не приостанавливаются, они будут реализовываться. Он также сказал на заседании правительства, что и президент не давал указаний приостанавливать реформу. Я сам был на этом заседании и лично слышал речь Касьянова о том, что у президента и правительства поступательная позиция в отношении реализации реформы. Да, возможна тактическая сдвижка срока либерализации рынка на один год, на 2005 год - с учетом задержки в Думе. Но это просто тактический ход, связанный с тем, что надо просто уложиться во все процедуры. Вот и все.

25.09.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?250902sin.htm

Док. 483153
Перв. публик.: 25.09.02
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 280

  • Синюгин Вячеслав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``