В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Синюгин: `Чем больше скандалов будет вокруг реформы электроэнергетики, тем меньше инвесторов придет в отрасль` Назад
Вячеслав Синюгин: `Чем больше скандалов будет вокруг реформы электроэнергетики, тем меньше инвесторов придет в отрасль`
В то время как в Госдуме проходят жаркие дискуссии, стоит ли рассматривать пакет энергетических законопроектов до парламентских каникул, реформа электроэнергетики идет своим ходом. РАО "ЕЭС" получает поддержку регионов, Анатолий Чубайс подписывает соглашения с губернаторами. И в ходе этих консультаций вырабатываются компромиссные варианты. Совет Госдумы принял решение вынести на пленарное заседание 27 июня энергетический пакет, однако это решение еще может быть пересмотрено. Зампредседателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин считает, что депутаты связывают реформу персонально с Чубайсом, к которому они относятся неоднозначно.

- Центристские депутатские фракции пока еще не определились в своем отношении к предложенному правительством пакету энергетических законопроектов и даже предложили председателю правительства Михаилу Касьянову отложить их рассмотрение на осень. Чего опасаются депутаты?

- С моей точки зрения, есть проблемы политические. Несмотря на то, что более 50 губернаторов поддержали правительственный пакет законопроектов, некоторые весомые региональные лидеры имеют свое мнение. Они либо хотят провести реформу по своим правилам, либо не хотят ее проводить совсем. С ними сейчас правительство ведет интенсивные консультации по возможным компромиссным позициям. Это первое. Во-вторых, многие депутаты связывают реформу энергетики с именем председателя правления РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, к которому депутаты Госдумы относятся отнюдь не однозначно. Но вчера на заседании Совета Госдумы говорилось, что чем дольше энергетика будет находиться в состоянии монополии, тем больше шансов на то, что ее функционирование будет проходить в мутной воде и тогда Чубайс может сколь угодно долго оставаться руководителем всего этого гиганта. А если РАО "ЕЭС" будет реструктурировано, то он готов весной 2004 года уйти в отставку. И, наконец, третье: не в полной мере была проведена разъяснительная работа с депутатами. Все это вместе дает вот такой фон для некоторых неопределившихся депутатов. И ближайшие два-три дня будут жаркими для уточнения позиций.

- Могут и не рассмотреть до летних каникул?

- Я думаю, что, несмотря на все разногласия, рассматривать надо. Чем больше скандалов сейчас будет происходить, тем меньше частных инвесторов сюда придет. Они уже который год наблюдают дискуссии вокруг реформ электроэнергетики и удивляются. Мне не раз говорили многие представители крупных энергетических компаний: "Непонятно, что в вашем доме творится. Вы у себя наведите порядок, чтобы была единая позиция государства, единая воля провести реформу электроэнергетики и привлечь инвестиции. Если у вас нет такой позиции, мы пойдем в другие страны". Вот это печально. Есть риск, что инвестиционные перспективы энергетики зависнут на долгие годы, если еще и учесть, что скоро выборы и парламента, и президента.

- Более пятидесяти регионов дали положительное заключение о законопроектах, предложенных правительством. РАО "ЕЭС" довольно активно общается с губернаторами. Можно ли сказать, что реформу электроэнергетики в регионах скорее поддерживают, чем нет?

- У нас более 20 соглашений о взаимодействии уже подписано с губернаторами. Еще около 30 соглашений находится в работе. И каждый день прибавляется еще одно-два соглашения. При этом не скажу, что все идет очень просто. Не со всеми губернаторами удалось достичь согласия. В каждую ситуацию мы подробно вникаем. Около 50 губернаторов высказались за поддержку правительственного пакета законопроектов. Это тоже важный фактор понимания регионами сути реформ. Хотя остается целый ряд вопросов, беспокойств, которые всегда лучше урегулировать в рабочем порядке, чем на митинге.

- Понятно, что не все губернаторы и не во всем согласны с правительственным вариантом реструктуризации своих местных энергосистем. В каких регионах реформа пойдет по своим сценариям?

- Прежде всего, на Дальнем Востоке. Технологические особенности и риски, которые там есть, заставляют нас выходить на другую схему реструктуризации и другую модель рынка. В тех регионах, где нет потенциала для развития конкурентного рынка, мы будем выходить на схему холдингов и отделять сетевую компоненту от генерации, но это будет сокращенная схема. И мы предлагаем сформировать не конкурентный рынок, а так называемого единого закупщика. А там, где есть потенциал для развития рынка в будущем, в том числе и в самом "Дальэнерго", мы предлагаем базовый вариант реформирования. Далее, конечно, мы понимаем, что будут некоторые особенности и в Сибири. Но отличия не должны быть там столь радикальными, как на Дальнем Востоке. Технологические особенности Сибири - низкие связи с Европой, во-первых, и высокая доля гидрогенерации, позволяющей сохранить низкий тариф, во-вторых. Эти особенности мы и будем учитывать. Соответственно, мы полагаем, что надо распространять на Сибирь общие правила рынка, с учетом тех особенностей, которые будут сформулированы и внесены в эти правила. И должны быть утверждены правительством.

- Но сибирский рынок будет зональный?

- Вот не хочу я сейчас употреблять этот термин. Потому что под этим термином никакого содержания не кроется. Тут нужно договориться о сути вещей. А суть вещей заключается в том, что правила для всех должны быть одинаковы, инфраструктура должна быть для всех одинакова. Там, где есть реальные особенности, их надо прописать в этих общих правилах. А не создавать свой мирок. Конституция у нас предусматривает единое рыночное пространство на территории всей страны. Для того чтобы оно было реально единым, надо расширять те узкие места в сетях, которые есть, и развивать сетевое строительство. Это и есть та перспектива, которую задает рынок электроэнергии. Там, где экономически оправдано, надо строить новые электростанции, новые линии электропередач. Есть изолированные регионы со слабыми связями - Архангельская область, Республика Коми, и мы будем учитывать эти особенности. Мы понимаем, что центр России имеет потенциал к тому, чтобы конкурентный рынок в нем стартовал, и к нему подключались и другие регионы.

- Могут ли возникнуть какие-то проблемы с миноритарными акционерами АО-энерго и смогут ли они существенно подкорректировать проекты реформирования региональных энергокомпаний?

- С моей точки зрения, уже сейчас сконцентрированы блокпакеты и во всех регионах интересы миноритарных акционеров так или иначе заявлены. Мы, безусловно, будем учитывать и учитываем их мнение в рамках идеологии реформ, которую задало правительство. Но я хотел бы особо подчеркнуть, что определяющим является мнение миноритарных акционеров РАО "ЕЭС" - материнской компании. И это мнение определяется исходя из решений совета директоров РАО по реформированию каждой энергосистемы. И это главное решение. А следующее решение - это решение акционеров АО-энерго, и не только миноритарных, а всех акционеров.

- Минэнерго вышло с предложением в правительство взять на себя некоторые контролирующие и координирующие функции РАО "ЕЭС" после его реорганизации. Как вы оцениваете эту инициативу Минэнерго? Нужно ли будет ставить над частными компаниями министерство, которое будет заботиться о запасах топлива?

- Энергетика - очень специфическая отрасль. Я считаю, что предложение Минэнерго абсолютно нормальное и правильное. Нужен безопасный и регулируемый переход от состояния монополии к рынку. Это вполне реальная работа, которой Минэнерго могло бы заниматься в переходный период и становиться действительно значимым для страны министерством. Эта инициатива Минэнерго заслуживает внимательного рассмотрения, и мы еще не обсуждали ее детально. Но важно не перегнуть палку, как это было с соглашением по ценам на нефть, которые все еще устанавливались правительством, несмотря на то что рынок уже это все регулировал.

25.06.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?250602sin.htm

Док. 483152
Перв. публик.: 25.06.02
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 271

  • Синюгин Вячеслав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``