Российскую энергетику ожидает процесс, равному которому по масштабу предстоящих преобразований не было. С подписанием в июле с. г. премьер-министром РФ Основных направлений реформирования электроэнергетики начался первый этап этого процесса. Его приоритетная задача - подготовка нормативно-правовой базы. Ее нужно завершить к концу 2001 г. и направить в Госдуму РФ. Эту работу освещает член Правления РАО "ЕЭС России", начальник департамента корпоративной стратегии, к. ю. н. Вячеслав Синюгин.
Почти двухлетний марафон сторонников и противников рыночных преобразований электроэнергетики завершился победой "реформаторов". Его модернизация в соответствии с общемировыми тенденциями состоится. Многие пункты программы, принятой Правительством, по мнению РАО "ЕЭС России" излишне компромиссны и растянуты во времени. Поэтому важно сосредоточиться на реализации задуманного.
Дорогу осилит идущий
Возникало ощущение, что обсуждается будущее НЕ российской энергетики: чаще всего оппоненты выступали с безучастной позицией, их аргументы сводились к тому, почему реформу НЕЛЬЗЯ проводить, а не КАК сделать ее успешной.
Мы благодарны всем участникам дискуссии. Противодействие кардинальным переменам в электроэнергетике стимулировало столь же активный поиск ответов на актуальные вопросы.
Первый шаг - осознание необходимости решительных преобразований в энергетике, обсуждение пути их реализации - сделан. Впереди - самый сложный и ответственный этап реализации. Михаил Касьянов утвердил разработанный Правительством план мероприятий первого этапа реформирования на 2001-2002 гг. До конца года необходимо подготовить пять федеральных законов - правовую опору реформы.
Энергетическая "конституция"
Проект федерального закона "Об электроэнергетике" - концептуальный основополагающий документ, закрепляющий правовые основы технологических и экономических отношений в отрасли.
Он призван установить правовые основы организации, функционирования и развития Единой энергетической системы РФ, регулировать отношения участников оптового и розничного рынков электро- и тепловой энергии, зафиксировать принципы государственного регулирования отношений в электроэнергетике, полномочия госорганов и субъектов Федерации в данной сфере.
Законопроект закладывает правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства, устойчивой работы систем, надежного энергоснабжения потребителей, интеграции с системами зарубежных стран.
От гостарифа - к конкурентной цене
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" должен усовершенствовать ценообразование и регулирование тарифов в условиях перехода к конкурентному рынку.
Принятие этого закона абсолютно необходимо для начала реформы: действующая редакция не позволяет использовать гибкие механизмы ценообразования, препятствует переходу потенциально конкурентных сфер электроэнергетики (производство и продажа энергии) из естественной монополии к конкурентному рынку.
Изменения призваны создать условия для поэтапного перехода к конкурентному рынку (на основе свободных цен) в сфере производства и сбыта электроэнергии и, как следствие, полный отказ от госрегулирования тарифов. Предлагаются механизмы защиты прав покупателей.
Изменения и дополнения в Федеральный закон "О естественных монополиях" позволят определить процедуры антимонопольного регулирования при поэтапном переходе к дерегулированию конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт). Предлагаются правила недискриминационного доступа к инфраструктурам, регламентирующие обособление естественно-монопольных от иных видов деятельности.
Самый сложный и длительный процесс - внесение поправок в Гражданский кодекс РФ. Предлагаются минимально необходимые изменения, обеспечивающие свободу выбора потребителю, стимулирующие поставщиков к конкуренции за потребителя и, как следствие, снижению цен.
Наша цель понятна и проста
РАО "ЕЭС России" активно участвует в мероприятиях, запланированных Правительством. Холдинг интенсивно готовится к реструктуризации.
Приоритетной для РАО "ЕЭС России" является подготовка предложений по созданию Федеральной сетевой компании, намеченному Правительством в четвертом квартале текущего года.
Готовятся предложения по созданию Администратора торговой системы - некоммерческой организации, куда войдут все участники будущего рынка. Половину членов органов управления АТС составят представители потребителей. Идет создание системного оператора на базе Центрального диспетчерского управления, региональных сетевых компаний; реструктуризации региональных АО-энерго.
Были проведены встречи в регионах, разрушившие миф об особенностях российского менталитета. Все - от представителей региональных систем до руководителей региона и крупных потребителей поддерживают реформы, хотят активно участвовать в них, искать компромисс.