В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Синюгин: Точный расчет делу не помеха Назад
Вячеслав Синюгин: Точный расчет делу не помеха
Начальник департамента корпоративной стратегии РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин - о планах реформирования российской энергетики

- В КАКОЙ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, СТАДИИ НАХОДИТСЯ ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И РАО ЕЭС? НЕ СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СОЗДАННАЯ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАО "ЕЭС РОССИИ" РАБОЧАЯ ГРУППА ВО ГЛАВЕ С ГУБЕРНАТОРОМ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ВИКТОРОМ КРЕССОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПО СУТИ ОДНОЙ ИЗ ПОПЫТОК ЗАТЯНУТЬ ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ?

- Если на эти вопросы отвечать односложно, говорю сразу: во-первых, процесс реформирования находится на стадии завершения обсуждения программы и планов реструктуризации и надеюсь, что в ближайшее время начнется сам процесс структурных преобразований в РАО; во-вторых, я отнюдь не считаю, что рабочая группа, возглавляемая Крессом, является попыткой затянуть процесс преобразований в электроэнергетике.

Несмотря на то, что в определенных кругах бытует мнение, что созданная по распоряжению президента РФ рабочая группа, возглавляемая томским губернатором Виктором Крессом, есть своеобразный тормоз на пути реформирования РАО "ЕЭС России", по своей сути эта группа является хорошей площадкой для обсуждения программы реструктуризации, на которой собраны вместе все заинтересованные стороны, все будущие участники рынка электроэнергетики. Только сейчас началось полномасштабное обсуждение программы реформирования, которую подготовило правительство. Задача, которую для себя видит РАО "ЕЭС России", участвуя в этом обсуждении, - по максимуму извлечь то полезное и разумное из всего того, что будет предлагаться во время обсуждения, и в будущем учесть все замечания и предложения как в своей нынешней деятельности, так и при проведении реструктуризации одной из крупнейших российских компаний. Это поможет и правительству при подготовке окончательного решения, которое, я надеюсь, будет принято уже в мае, и президенту выйти на окончательно обоснованные пути и способы реструктуризации электроэнергетической монополии.

- СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ НАДО НАЧИНАТЬ С ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ?

- Не считаю такую постановку вопроса корректной. Реструктуризация предполагает либерализацию цен на электроэнергию, но это только один из моментов. С моей точки зрения, есть линия реструктуризации, а есть линия либерализации. Во всех предложениях, которые высказывались РАО, было отражено, что для создания эффективно работающего рынка нужно одновременно провести некоторые структурные преобразования в отрасли. Не сначала либерализация цен, или не сначала структурная перестройка отрасли, а одновременное осуществление этих процессов. Оттого, что мы "отпустим" цены -рынок не появится, как, впрочем, какие бы мы ни проводили структурные преобразования, без рыночной системы ценообразования на электроэнергию эффективно работающую отрасль мы не получим.

- В РОССИИ АКТУАЛЬНА ПРОБЛЕМА СТАРЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ. КАК РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?

- Думаю, что и для вас ответ на этот вопрос так же очевиден, как и для меня. Процессы реформирования и обновления основных фондов взаимосвязаны. Иного способа привлечения инвестиций в электроэнергетику сегодня нет. Без дополнительных масштабных вложений в отрасль обновить основные фонды невозможно.

- В МИНЭНЕРГО (КУДРЯВЫЙ) УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО В КАЛИФОРНИИ БЫЛА ПРЕДПРИНЯТА ПОПЫТКА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ПО ПЛАНУ, АНАЛОГИЧНОМУ ПРЕДЛОЖЕННОМУ ЧУБАЙСОМ. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО РАЗРАЗИВШИЙСЯ КРИЗИС ПОКАЗАЛ ПОЛНУЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЗИСА О ТОМ, ЧТО ЭНЕРГЕТИКА НЕ НУЖДАЕТСЯ В КАКИХ-ЛИБО РЕГУЛЯТОРАХ И ОГРАНИЧИТЕЛЯХ СО СТОРОНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ?

- Считаю, что энергетический кризис в США наглядно показал, что нужен регулятор, который бы позволял более продуктивно прогнозировать объемы потребления электроэнергии, оперативно решать вопросы корректирования оптовых и розничных цен, создавать и регулировать рынок резервов энергоресурсов. Это исключительно государственная задача, которая своевременно не была решена в США в силу разных причин, в том числе и политических.

Нам необходимо просто учесть опыт американцев, избежать их ошибок. Нам сегодня есть у кого учиться, ведь они начали структурные преобразования раньше нас. Простого копирования никто никогда, в том числе и Чубайс, не предлагал. Да, калифорнийская модель отчасти является прототипом российской модели рынка, который в настоящее время обсуждается, но только прототипом. Это не списывание из чужой тетрадки.

- НЕ НАСТОРАЖИВАЕТ ЛИ ВАС НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ УКРАИНЫ ПО АНГЛИЙСКОЙ МОДЕЛИ, РАСПРОДАЖА ЗА БЕСЦЕНОК ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ И ГРУЗИИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЭТИХ СТРАН УХУДШИЛОСЬ?

- Английская модель в случае с Украиной, Казахстаном и Грузией здесь ни при чем. Эта модель прекрасно работает в Англии. И дело даже не в том, что данная методика неудачно была выбрана для создания рынка электроэнергии в ряде стран бывшего СССР, а в том, что реализовать эту модель в полном объеме они пока не смогли. Что-то где-то не доделали, не докрутили, не дособрали, законодательно не закрепили.

Например, в Украине рынок энергоресурсов весьма политизирован, уже ни для кого не секрет, что там степень влияния той или иной партии зависит от причастности к торговле энергоресурсами, осуществляется сильное политическое давление на процесс ценообразования и реальные правила работы рынка, чего категорически нельзя допускать. Все это дает основания для манипулирования рынком энергоресурсов. Во-вторых, в Украине процесс проведения реформы в электроэнергетике совпал с периодом жесткой кредитной политики, результатом которой стало повышение ставки рефинансирования.

Такие тенденции на фоне кризисного финансового состояния промышленных предприятий привели к росту неплатежей и бартера в экономике. Нам в России эти проблемы удалось разрешить еще до начала структурных преобразований в отрасли. Сегодня нет бартера и все текущие платежи осуществляются в срок и "живыми" деньгами. Кроме того, в Украине приватизация генерирующих компаний осуществлялась при жестком ограничении доли стратегических инвесторов, что также не способствовало привлечению в отрасль средств в необходимых объемах.

- КТО И КАК БУДЕТ РЕГУЛИРОВАТЬ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СТРАНЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ УЖЕ СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С СИСТЕМОЙ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ, ВОПРОСАМИ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ И БАЛАНСИРОВКИ ЭНЕРГОМОЩНОСТЕЙ, ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОСЕТЯМ ПРОДАВЦОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ЗАЩИТЫ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ И Т. Д. ?

- Все вопросы, которые вы мне ставите, как раз и являются основными при обсуждении концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России". Свою позицию по этим проблемам в компании уже многократно и заявляли, и корректировали в соответствии с замечаниями и правительства, и Госдумы, и различных экспертов. Могу только добавить, что я абсолютно убежден в том, что нельзя тупо полагаться на слепую рыночную силу, и уверен, что особенно на переходный период нужен сильный регулятор. Будет это специальный государственный комитет, какое-то другое институциональное образование - не принципиально. Регулятор необходим. Это показывает и калифорнийский, и украинский, и английский, и грузинский опыт. Понимание этого есть и у правительства, и у членов рабочей группы при президенте России, которую возглавляет Виктор Кресс.

- ПОЧЕМУ МЕНЕДЖЕРЫ РАО УВЕРЕНЫ, ЧТО РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДАСТ ИНВЕСТИЦИИ?

- Об этом свидетельствуют консультации со стратегическими инвесторами, которые в настоящее время проводит менеджмент РАО "ЕЭС России". Эти встречи показывают, что уже сейчас инвесторы проявляют большой интерес к РАО "ЕЭС России" в той перспективе, которую предполагает реструктуризация компании.

- ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ, ПО ИХ МЕРКАМ, ВЛОЖИЛИ НЕ ТАК МНОГО В РАО. ТОГДА ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЕВ БЕСПОКОИТ СУДЬБА РАО "ЕЭС РОССИИ"? НЕ БУДУТ ЛИ В ХОДЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ НАРУШЕНЫ ПРАВА АКЦИОНЕРОВ, ПУСТЬ ДАЖЕ ВЛАДЕЮЩИХ НЕБОЛЬШИМИ ПАКЕТАМИ ЦЕННЫХ БУМАГ РАО?

- На территории России не так уж много компаний, к которым иностранцы проявляют интерес. Ведь вопрос не в том, сколько они вложили в РАО "ЕЭС России" или Газпром, а в том, что цены на акции этих предприятий являются индикатором для инвесторов -вкладывать новые средства в российскую экономику вообще или нет.

Иностранцы проявляют интерес к России, а РАО только индикатор, по которому они оценивают состояние нашей экономики. Это с одной стороны. С другой, РАО "ЕЭС России" - одна из главных инфраструктурных компаний в стране, к кому, как не к ней проявлять повышенный интерес. На ситуацию в РАО и вокруг РАО ориентируются нетолько иностранцы, но и российские специалисты абсолютно в различных областях. Интерес этот оправдан и обоснован. И мы идем навстречу всем, кто интересуется деятельностью нашей компании.

Скажем, на одном из последних заседаний Совета директоров компании, который возглавляет руководитель администрации президента РФ Александр Волошин, было принято решение проводить все сделки предельно открыто. Меньше коммерческих тайн -меньше недоверия к компании, а, следовательно, больше доверия к ней и уверенности акционеров, в том числе и мелких, что их права не только не нарушаются, но делается все для того, чтобы акционеры были в выигрыше.

23.02.2001
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?230201sin.htm

Док. 483139
Перв. публик.: 23.02.01
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 306

  • Синюгин Вячеслав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``