В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Синюгин: `Реформирование АО- Энерго в виде организационного обособления по видам деятельности` Назад
Вячеслав Синюгин: `Реформирование АО- Энерго в виде организационного обособления по видам деятельности`
РАО "ЕЭС России" от этапа проектирования переходит к принципиально новой стадии - реализации новых проектов. На сегодняшний день в холдинге РАО "ЕЭС России" реализуется два уровня основных проектов реформирования.

Первый уровень - федеральные проекты. Прежде всего, я бы выделил здесь те, которые связанны с подготовкой соответствующей нормативной базы реформирования на уровне законодательных актов, постановлений правительства и других документов, необходимых для реструктуризации отрасли, для становления рынка электроэнергии в Российской Федерации.

Также к федеральным проектам можно отнести проекты по созданию основ федеральной инфраструктуры рынка, по созданию Федеральной сетевой компании и Системного оператора.

В проекте закона об электроэнергетике они обозначены как основа всей инфраструктуры федерального рынка электроэнергии и мощности в стране, инфраструктуры, которую нам с вами предстоит построить в этом и следующем году.

Еще один инфраструктурный элемент - Администратор торговой системы, прообраз биржи, саморегулируемой организации участников рынка. Хочу отметить, что усилия, которые мы с вами вместе прилагали осенью текущего года по созданию этой организации, не пропали даром. Сегодня в ней налажен достаточно стройный диалог по формированию модели рынка, которую, я надеюсь, мы реализуем на практике уже в самое ближайшее время.

Более подробно я бы хотел остановиться на нормативной базе реформирования энергетики Российской Федерации. Прежде всего, подготовлены соответствующие методические рекомендации, обеспечивающие упрощенный порядок государственной регистрации прав собственности на объекты электросетевого хозяйства. До выхода в свет этого документа регистрирующие органы не имели ни представления, ни практики по решению данной проблемы. С учетом опыта, который был накоплен и в РАО ЕЭС, и в Департаменте учета капитала у Веры Ивановны Редько, и в ряде энергосистем, эту задачу удалось решить.

Следующий документ - постановление правительства о критериях Единой национальной сети, подписанное в декабре текущего года. На его основе будет формироваться Единая национальная сеть, обеспечивающая федеральный оптовый рынок энергией и мощностью, а также будущая структура Федеральной сетевой компании, структура активов, из которых она будет состоять.

Еще один серьезный шаг - это пакет законов, которые обеспечат функционирование энергетики в новых условиях. Прежде всего, системообразующий документ - Закон об электроэнергетики. По сути, впервые за 10 лет новой российской экономики подобный закон подготовлен и вносится Правительством в Государственную Думу. Принципиально важным является то, что в нем четко определяется наличие конкурентных секторов в энергетике, тех, где действуют генерирующие и сбытовые компании. Кроме того, четко определяется наличие инфраструктуры, система доступа к которой закрепляется как основной способ регулирования через возвратный капитал, который и должны обеспечить соответствующие органы при регулировании естественных монополий. А также ряд других вопросов.

Предельно важным является раздел о системе диспетчерского управления, который закрепляет власть, и, что самое главное, ответственность диспетчера за те взвешенные и экономически обоснованные решения, которые он должен будет принимать в новой энергетике.

Переходя к следующему уровню - к региональным проектам - хотелось бы несколько слов сказать о предварительных итогах подготовительного этапа. Позитивным моментом, безусловно, является то, что в большинстве энергосистем завершается работа по государственной регистрации прав собственности на приоритетное имущество, которое будет перемещаться в процессе реструктуризации АО-энерго. Среди отстающих по выходу из непрофильных видов деятельности выделяются представители "Севзапэнерго", среди передовиков - "Центрэнерго". При этом из лучших энергосистемсистем в целом по подготовке к подготовительному этапу, можно назвать "Колэнерго", "Янтарьэнерго", "Ярэнерго", "Кузбассэнерго", "Мордовэнерго". Тем не менее, предварительный этап - это, по сути, тренировка, подготовка системы управлением изменениями как в РАО ЕЭС, так и в энергосистемах страны. Мы ее прошли, теперь предстоит переходить к "настоящему" первому этапу реформирования.

Несколько слов об итогах подачи инициативных проектов реформирования, завершившейся 31 марта 2002 года. Эта работа была осуществлена Департаментом управления капиталом под руководством Александра Григорьевича Старченко в соответствии с приказом Председателя Правления РАО "ЕЭС России" No 563. Практически все энергосистемы страны, в которых имеются конкурентные и монопольные сектора, подали свои проекты. Таким образом, 51 документ зарегистрирован, каждому присвоен соответствующий номер, на согласовании у курирующих их зампредов находятся 6 проектов. Они охватывают 68 регионов страны, при этом 7 предложений содержат межрегиональные проекты.

Содержание базового варианта заложено решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" от 6 марта 2002 года. Оно рождалось в длительных спорах на уровне менеджмента РАО ЕЭС, в консультациях с правительством, с миноритарными акционерами, с генеральными директорами. В результате, основой стала реорганизация энергосистемы с выделением соответствующих основных бизнес-единиц и созданием управляющей компании.

Что касается технологии согласования этих проектов и их реализации. Здесь важно согласование интересов РАО "ЕЭС России" с федеральными властями, с Правительством РФ, где созданы соответствующая комиссия по реформированию энергетики при правительстве, а также подкомиссия по проектам реформирования при комиссии Виктора Борисовича Христенко. Таким образом, каждый проект реформирования будет отдельно рассматриваться на заседании данной подкомиссии, состоящей из всех основных министерств и ведомств. И ее решение будет являться пропуском для получения одобрения на Совете директоров РАО ЕЭС.

Безусловно, необходимо учитывать и интересы региональных властей, в частности, проводить с ними консультации с целью выявления взаимных интересов. Кроме того, существует еще одна заинтересованная категория лиц - миноритарные акционеры, которые присутствуют в большинстве энергосистем холдинга. Базовый вариант, предложенный на Совете директоров 6 марта, был ими поддержан. Следующая категория - кредиторы, которые имеют соответствующие права по досрочному предъявлению кредиторской задолженности. И еще один элемент - крупные финансово-промышленные группы, в простонародье называемые олигархами, которые проявляют огромный интерес к реформе электроэнергетики и хотят стать крупными игроками на этом новом развивающемся рынке. Понятно, в какие сектора эти игроки будут приходить - прежде всего, в конкурентные сектора, связанные с генерацией и со сбытом электроэнергии. Я хотел бы, чтобы вы достаточно четко представляли с какой конкуренцией мы столкнемся в самое ближайшее время. И это не только концерн "Росэнергоатом", а также большинство финансово-промышленных структур, которые уже хозяйствуют на основе современных рыночных бизнес-систем, бизнес-решений. Очень важно в этой конкуренции выиграть.

Несколько слов о системе мотивации будущих изменений. Первое - премирование за конкретные результаты по выполнению плана действий по реализации первого этапа реформирования. Это до 30 должностных окладов в год, которые установлены по новой системе оплаты труда. Следующий элемент - мотивация через наделение акциями вновь образуемых субъектов. Система, которая будет стимулировать вас к созданию ценности вновь образуемых компаний, повышению ценности в зависимости от результатов труда. И третье - это кадровые перспективы для менеджеров АО-энерго, успешно реализовавших первый этап реформирования. Перспективы, связанные с управлением межрегиональными проектами, с выходом на новые субъекты, на межрегиональные территориальные генерирующие компании, межрегиональные сетевые компании и другие новые субъекты рынка.

Говоря о конкретных сроках и ближайших задачах, замечу, что, прежде всего, необходимо учитывать ряд поручений, данных в приказе Председателя Правления РАО No 200. Первое - нужно произвести в течение месяца согласование с проектной группой "Федеральная сетевая компания" перечня магистральных линий электропередачи, объектов, относящихся к Единой национальной сети, тех объектов, которые будут передаваться в дальнейшем в состав соответствующих межрегиональных компаний на базе магистральных сетей. Второе - согласование с проектной группой "Системный оператор" перечня передаваемого имущества. Следующий этап - обеспечение государственной регистрации имущества названного выше и проведение независимой оценки. Это необходимо сделать в течение 3 месяцев. Далее, государственная регистрация электростанций АО-энерго, закончить которую необходимо до 1 августа 2002 года. И последний этап - принятие решений органами управления АО-энерго, Советами директоров, собраниями акционеров о реструктуризации соответствующих энергосистем. По сути, это утверждение соответствующих разделительных балансов и принятие всех необходимых решений, связанных с урегулированием отношений с кредиторами, акционерами и другими заинтересованными лицами. Эту работу по 100% дочерним обществам РАО "ЕЭС России" предстоит провести до 1 августа 2002 г., по остальным АО-энерго - до 1 октября 2002 г.

В заключение должен отметить, что нас ожидает гигантская работа. С одной стороны, произвести в секторе масштабные изменения, которых не было нигде в мире, с другой стороны, обеспечить стабильное и качественное функционирование отрасли. Поскольку любой сбой, который мы допустим, будет отнесен на счет реформы и будет расцениваться как неудача. Хочу выразить надежду и уверенность, что сформированная команда РАО "ЕЭС России" и руководство региональных энергосистем способно решить эту сложную задачу в такие сжатые сроки.

07.04.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/77-2002/show.cgi?Sochi_Sinugin.htm

Док. 483130
Перв. публик.: 07.04.02
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 275

  • Синюгин Вячеслав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``