В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Уринсон: `Бесплатный сыр - только в мышеловке` Назад
Яков Уринсон: `Бесплатный сыр - только в мышеловке`
Заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон комментирует последнее решение ФЭК о повышении тарифов и поведении цен на электричество до и после реструктуризации компании.

Решения ФЭК вызвали определенную дискуссию, хотя, по моему мнению, ситуация предельно ясная. С 1990 года в стране перестали централизованно устанавливать цены. Начался их общий рост, который опередил рост цен на электроэнергию в 2,3 раза. Еще больше ситуация ухудшилась после дефолта. Это отношение достигло три к одному - за 1999 год инфляция составила 69%, а тарифы на электроэнергию выросли всего на 24%. Сегодня в России самый низкий тариф по СНГ, ниже только у Киргизии. Заниженные цены на энергию способствовали экономическому подъему в стране, но это не могло продолжаться долго. По существу, из-за необоснованного тарифа на электроэнергию РАО ЕЭС кредитовало всю экономику за свой счет. Это привело к резкому снижению рентабельности всех энергокомпаний, росту числа убыточных предприятий и самой суммы убытков. Ситуация усугубилась в связи с дефицитом газа. Сокращение поставок этого топлива на электростанции привело к росту издержек на генерацию, да и сами цены на газ выросли с 1 мая на 40%. С 1985 года у нас сокращались инвестиции в строительство новых мощностей. То есть оборудование стареет, а спрос на электроэнергию с подъемом промышленности растет и будет расти. Расчеты показывают, что где-то в 2003-2005 году Россия из энергоизбыточной может превратиться в энергодефицитную страну.

Может ли рост тарифов замедлить промышленный рост, подстегнуть инфляцию и "ударить" по карману населения?
Это сильное преувеличение, так как средний удельный вес затрат на энергию на единицу промышленной продукции составляет всего 6-7% и только по в цветной металлургии - до 10%. Что касается населения, то доля электроэнергии в его расходах не превышает 1,2%. Так что в целом на уровень жизни рост тарифов повлиять не может. К тому же повышение тарифов на ФОРЭМе на 33% не означает равнозначного их повышения для конечных потребителей - для них рост будет примерно 10-12%. Но и в этом случае необходимо оказывать адресную помощь малоимущим. Например, уже сейчас в 14 регионах для семей, имеющих низкий уровень доходов, РЭК устанавливает более низкий тариф. Это вполне возможный способ, хотя лучше бы действовать через адресные целевые субсидии.

А как же быть с промышленными предприятиями, ведь как постоянно говорят губернаторы, многие "не потянут" увеличение тарифов?
Это добровольное заблуждение глав администраций регионов, защищающих интересы конкретных предприятий. Соразмерный общему повышению цен рост тарифов не может затормозить экономический рост. Вся мировая практика показывает, что удорожание энергоресурсов стимулирует энергосбережение, внедрение современных технологий. И наоборот, что подтверждает опыт СССР, низкие тарифы на газ или электроэнергию приводят к технологическому отставанию промышленности, снижению ее конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Так что низкий тариф - не благо. И это можно подтвердить примерами. Так уж сложилось, что с 1993 года тарифы на электроэнергию в Иркутской области в разы ниже, чем в соседних энергосистемах. Однако по данным Госкомстата, Иркутская область не опережает другие регионы ни по развитию промышленности, ни по уровню жизни...

Не приведет ли рост тарифов к сокращению денежной составляющей в расчетах с потребителями?
Я бы не сказал, что эти два показателя как-то сильно связаны. У нас денежная составляющая зависит прежде всего от того, где, как, кому и на каких условиях отпускается электроэнергия. Платежеспособный потребитель платит и будет платить по тому тарифу, который назначается. А вот неплатежеспособный, который сейчас не платит, он не будет платить ни по какому тарифу.

Как может повлиять проведение реструктуризации РАО "ЕЭС России" на тарифы?
Здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, тарифы несоизмеримо отстали от роста всех цен, и это отставание придется компенсировать, поэтому на первом этапе цены на энергию вырастут. С другой стороны, создание конкурентного энергетического рынка заставит производителей снижать тарифы. Опыт США (Калифорния), Англии, скандинавских и других стран это подтверждает - после 2-3 лет роста тарифов наступает их устойчивое снижение в результате конкуренции. Думаю, что у нас произойдет то же самое. Еще один момент, связывающий реструктуризацию и тарифы - это полный отказ от перекрестного субсидирования. Мы планируем это сделать до 2002 года. Сейчас же под лозунгом о том, что надо спасать отечественную промышленность и помогать населению, сохраняются предприятия, которые потребляют электроэнергию по заниженным ценам. Но ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке: мы перекладываем затраты одних предприятий на другие предприятия, либо на энергетиков. В результате издержки в промышленности растут, продукция становится неконкурентоспособной, предприятия закрываются, увольняются работники. Получается, что перекрестное субсидирование в убыток не только промышленности, но и населению. И соответственно, самому бюджету, поскольку придется тратить деньги на социальную поддержку населения.

Как при реструктуризации будет складываться конечный тариф?
Конкурентный принцип должен быть такой: ФОРЭМ сначала загружает электростанции, которые предлагают самую низкую цену на электроэнергию. И только потом те, которые устанавливают самую высокую цену. В результате уровень загрузки генерирующих мощностей будет обратно пропорционален стоимости произведенной ими энергии. Сегодня 35% рынка электроэнергии идет через ФОРЭМ. В дальнейшем эта доля будет резко увеличиваться. Таким образом, средняя цена будет падать, а не расти.

Каким будет рост тарифов до того, как будет проведена реструктуризация?
С 11 апреля была повышена абонентная плата, причем только за счет инвестиционной составляющей. Но в этот раз туда заложили затраты на восстановление энергокомплекса Чечни, поэтому повышение было несколько большим. Эксплуатационная же составляющая учтена не была, хотя расходы на содержание сетей, на ремонты, на покупку топлива, как известно, росли. Регулирование происходит раз в три месяца, поэтому очевидно, что ФЭК в июле придется снова поднимать абонентную плату.

А в долгосрочной перспективе?
Здесь ситуация такова. Известно, что тарифы на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках очень сильно различаются. На газ, например, соотношение составляет один к семи. Таким образом, если мы будем выходить на международный рынок, то должны сначала соответствующим образом выровнять цены. Что касается долгосрочной перспективы, то, по прогнозу экономического развития, инфляция в ближайшие 10 лет должна быть около 10% в год. Думаю, что рост цен на электроэнергию будет несколько выше, чтобы успеть выровнять тарифы на газ, электроэнергию, перевозки и другие регулируемые виды деятельности.

Возможно ли сейчас сдерживать рост тарифов за счет внутренних резервов?
Конечно, и мы не сидим сложа руки. Где-то нужно сокращать численность персонала, где-то потери, начиная с технических и кончая "коммерческими". Коммерческие потери - это, по существу, воровство электроэнергии. Надо сокращать издержки на выполнение всего спектра ремонтных работ и обслуживания сетей. В РАО, кстати, принята программа, нацеленная на то, чтобы затормозить рост тарифов за счет сокращения издержек. Есть конкретный набор мероприятий, например, по уменьшению потерь в сетях. Где-то они составляют 5-6%, что вполне допустимо, а где-то доходят до 20%. Мы смотрим, анализируем, почему именно в этой энергосистеме такие потери в сетях. То ли потому, что там устаревшее оборудование, начиная от генерирующего и заканчивая передающим, то ли потому, что не вовремя ремонтируется хозяйство, или же есть другие причины. Смотрим, какие коммерческие потери. Если они высокие, значит, воруют больше. Значит, надо смотреть счетчик, смотреть, как оплачивается электроэнергия, анализировать тарифы - обычно больше воруют там, где низкий тариф. Это огромная работа по каждому АО-энерго, и она уже выполняется.

09.07.2000
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/9-2000/show.cgi?cheese.htm

Док. 483084
Перв. публик.: 09.07.00
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 328

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``