В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Уринсон: Переход к новой тарифной политике - задача интересная и ответственная. Назад
Яков Уринсон: Переход к новой тарифной политике - задача интересная и ответственная.
В своем выступлении заместитель Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон обратил внимание участников совещания на тот факт, что создание конкурентного рынка электроэнергии, реструктуризация РАО "ЕЭС России", повышение капитализации холдинга - основные, но не самые главные цели реформы энергетики. Одна из ключевых задач - стабилизация, а затем и снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию. Однако в условиях конкуренции на свободном рынке электроэнергии снижение цен на продукцию без сокращения издержек невозможно.

Стабилизация, а затем снижение тарифов для населения сегодня возможны благодаря двум основным факторам: запуск с 1 ноября 2003 года конкурентного рынка электроэнергии, на котором цена ниже, чем на ФОРЭМ, и реализация в АО-энерго и АО-электростанциях программ управления издержками. Как отметил Яков Уринсон, в 2001-2003 гг. в целом по РАО "ЕЭС России" сокращение затрат составило 44,4 млрд. рублей - это 5% от объема товарной продукции холдинга. Понимание реальных возможностей экономии на издержках в энергосистемах позволило РАО "ЕЭС России" выйти в Правительство России и регулирующие органы с предложением о снижении энерготарифов с 1 ноября в пяти энергосистемах - Свердловской, Нижегородской, Пермской, Ленинградской областях и в Санкт-Петербурге.

Яков Уринсон напомнил, что в течение многих лет после либерализации цен в России в 1992 г., тарифы на электроэнергию росли намного медленнее, чем цены в промышленности. Тем самым государство за счет регулируемых цен на продукцию энергетиков сдерживало инфляцию на свободном рынке. Энергокомпании и электростанции РАО "ЕЭС России" выживали только потому, что в те годы в экономике господствовал бартер и взаимозачеты, а значит, конкретные значения энерготарифов не играли решающей роли. Как только РАО "ЕЭС" перешло к расчетам "живыми" деньгами - ситуация изменилась. На основе конкретных аргументов и расчетов РАО "ЕЭС" предложило Правительству России и регулирующим органам приступить к постепенному увеличению тарифов. В результате, с 2000 г. до настоящего времени рост тарифов опережает инфляцию.

Однако затратный принцип ценообразования в отрасли не дает стимула энергокомпаниям и электростанциям снижать себестоимость. "Выгоднее доказывать регулирующему органу, что все твои затраты экономически обоснованы. Так было и в СССР, так было в последние годы и у нас. Поэтому, как только правительство и Дума приняли решение о переходе в 2004-2006 гг. к рынку в электроэнергетике, РАО "ЕЭС" выступило с предложением о коренном изменении принципов ценообразования", - отметил зампред РАО.

По его словам, предложение перейти от принципа тарифообразования "затраты плюс" к принципу "инфляция минус" впервые сформулировал Председатель Правления РАО Анатолий Чубайс на заседании Правительства России летом 2003 г. В сентябре РАО "ЕЭС" внесло в Правительство проект соответствующего постановления. Суть предложений: РАО "ЕЭС" готово использовать 2004 год, чтобы адаптироваться к новой экономической среде, а потому энерготариф на энергию вырастет чуть больше, чем инфляция. В последующие годы РАО "ЕЭС России" готово уложиться в тот индекс инфляции (8,5% и 7,5%), который Правительство России объявило в своей трехлетней программе развития страны до 2006 года.

Как подчеркнул Яков Уринсон, должен быть установлен ценовой коридор на все 3 года переходного периода (2004-2006 гг.). В рамках "коридора", который определяет верхнюю и нижнюю границу динамики энерготарифов, региональные органы регулирования будут устанавливать конкретные тарифы для всех групп потребителей. Любая энергосистема будет знать, что выше тариф не поднимешь, а экономия, полученная в предыдущем году, не будет "вырезана" в следующем, т.е. будут созданы реальные стимулы для экономии на издержках.

Анализ бизнес-планов и финансовых планов энергосистем на 3 года вперед, которые Правительство Российской Федерации рассмотрело на заседании 20 ноября, показал, что некоторые из АО-энерго без особых проблем впишутся в описанную выше динамику "13% - 8,5% - 7,5%". Другим придётся трудно. "Но есть и третий тип. Это те энергосистемы, где либо долгие годы занижались тарифы, либо существуют неплатежи потребителей, либо слишком высоки затраты и тарифы, а потому потребители от них уходят на ФОРЭМ. Таких тяжёлых энергосистем не более 36. Реально сложная ситуация может возникнуть примерно в 16 из всех 72 энергосистем. Поэтому для них РАО "ЕЭС России" прорабатывает специальные меры, чтобы они с честью вышли из сложившегося положения, приняли какие-то свои оригинальные решения", - заявил зампред РАО.

По словам Якова Уринсона, для большинства энергосистем ставится задача покрывать все необходимые затраты в полной мере без ущерба для акционеров, независимо от динамики тарифов в данном конкретном году. РАО "ЕЭС России" выделяет 6 ключевых направлений по снижению затрат:

* снижение затрат на наше технологическое топливо;
* снижение потерь электроэнергии;
* сокращение затрат на ремонт;
* сокращение численности;
* сокращение затрат на оплату труда персонала.

Как заявил собравшимся Яков Уринсон, новая тарифная политика РАО "ЕЭС России" вполне может быть реализована без снижения инвестиционной активности Холдинга, сокращения дивидендных выплат и капитализации компании. Для этого в переходный период 2004 - 2006 годов все энергокомпании должны и будут жить в условиях, близких к открытому рынку. Энергокомпаниям цену на их продукцию сразу на 3 года вперед будет определять Правительство России (соответствующее Постановление Правительства России, проект которого согласован со всеми министерствами и ведомствами) находится на подписи у премьер-министра Михаила Касьянова).

В заключение Яков Уринсон отметил, что переход к новой тарифной политике - задача столь же сложная и важная, сколь интересная и ответственная. Экономике в целом она дает реальный шанс сдерживания ограничений инфляции. Энергетикам - возможность повышения эффективности работы энергокомпаний.

14.10.2003
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/140-2003/show.cgi?urinson.htm

Док. 483077
Перв. публик.: 14.10.03
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 226

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``