В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Уринсон: `Будем экономить на издержках` Назад
Яков Уринсон: `Будем экономить на издержках`
26 августа с.г. Федеральная энергетическая комиссия утвердила дифференцированные планки роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для регионов России на 2004 год. Предельные уровни повышения тарифов в России в среднем не должны превышать 13%, а для населения - 16%. "Энергия России" обратилась за комментариями по поводу нового Постановления ФЭК к заместителю Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Якову Моисеевичу Уринсону.

Яков Моисеевич, что означает для РАО "ЕЭС России" введение дифференцированных тарифов? Для всех ли региональных энергокомпаний это хорошо?

Сама идея дифференцированного подхода к принятию верхней "планки" роста тарифов по субъектам Российской Федерации достаточно здравая. Однако задача "вписаться" в эти проценты на самом деле весьма непроста - наши первоначальные предложения, подготовленные исходя из реальных потребностей энергосистем, выводили рост предельных тарифов в 2004 году на уровень примерно 20%. В целом, при установленных сейчас планках, энергокомпании РАО в 2004 году смогут выйти на безубыточный уровень, только если реализуют целый комплекс сложных по исполнению мероприятий.

Очевидно и то, что средний рост энерготарифов на 13%, установленный ФЭК, не может устраивать все регионы, ведь слишком отличаются "стартовые" условия. В последние годы в одних регионах энерготарифы устанавливались на экономически обоснованном уровне, в других - искусственно сдерживались. Есть ряд энергосистем, например, ОАО "Каббалкэнерго", "Кубаньэнерго", "Челябэнерго", "Магаданэнерго", "Рязаньэнерго" и "Кузбассэнерго", устойчивость экономики которых при заданных тарифных ограничениях вызывает у нас серьезные опасения.

Что нужно делать в такой ситуации, чтобы минимизировать потери энергокомпаний РАО?

Прежде всего, необходимо экономить на издержках. Во всех дочерних энергосистемах уже идет реализация программ управления издержками. Они предусматривают оптимизацию загрузки генерирующих мощностей, снижение затрат на топливо, сокращение потерь электроэнергии и тепла. В рамках борьбы с ростом затрат наши "дочки" переходят от планово-предупредительных ремонтов к ремонтам по диагностике, совершенствуют систему управления. За 2001-2002 гг. в целом по Холдингу удалось сократить затраты на 24,4 млрд. рублей, что эквивалентно снижению тарифа на 2 коп. за кВт.ч. В текущем году ожидаемая экономия составит около 17,6 млрд. рублей. Сейчас во всех наших дочерних энергокомпаниях полным ходом идет разработка программ управления издержками на 2004 г. Мы требуем от менеджмента АО-энерго и АО-станций добиться такой экономии, которая позволит им уложится в предельный тариф, устанавливаемый ФЭК.

29 августа с.г. на заседании Совета директоров РАО "ЕЭС России" заместитель Председателя Правления компании Я.М. Уринсон выступил с докладом о реализации программы снижения издержек на предприятиях Холдинга. По оперативным данным за 1 полугодие 2003 года, фактическое снижение затрат ДЗО Холдинга составило в целом 7,8 млрд. рублей, или 2,7% от товарной продукции. Снижение издержек в 2003 году производится по статьям:

* оплата труда - 5,5 млрд. рублей (в 2002 году -1,2 млрд. руб.);
* топливо - 4,2 млрд. рублей (5,3 млрд. руб.);
* ремонт и материалы - 3 млрд. рублей (3,5 млрд. руб.);
* снижение потерь энергии - 2,5 млрд. руб. (2,1 млрд. руб.);
* содержание объектов непрофильной деятельности - 1 млрд. рублей (1 млрд. руб.);
* услуги непроизводственного характера - 1,4 млрд. рублей (1,5 млрд. руб.).

Что же касается проблемных энергокомпаний, упомянутых выше, здесь, скорее всего, потребуются еще и дополнительные меры, такие как оптимизация численности работников, сокращение инвестиционных программ, ускоренное освобождение от непрофильных активов и др.

В чем состоит суть предложений РАО по установлению предельной планки тарифов на 3 года вперед?

Мы предлагаем вместе с установлением на 2004 г. предельного роста тарифов на энергию устанавливать и предельные их значения на последующие 2 года в соответствии с показателями инфляции и с учётом цен на газ, которые предусматриваются прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2006 гг. Это даст жёсткие, но ясные ориентиры для хозяйственной деятельности электростанциям и энергосистемам. При условии, что установленные предельные показатели тарифов не будут корректироваться в течение всех трёх лет, энергетики смогут распределить задачи по снижению издержек по годам с учетом трёхлетней перспективы.

В переданных нами в ФЭК и в Минэкономразвития предложениях предусматривается, что после выравнивания стартовых условий и адаптации энергокомпаний в 2004 году к новым условиям тарифного регулирования можно будет установить планку роста тарифов в 2005 году на уровне не выше 8,5% , а в 2006 году - не выше 7,5% в среднем по России. То есть не выше темпов инфляции по прогнозу Правительства на эти годы.

Переход от ежегодного регулирования тарифов к установлению их предельной динамики на трёхлетнюю перспективу будет означать отказ от изжившего себя ещё в советское время затратного принципа тарифообразования. Это решительный шаг в сторону рыночных механизмов, которые сегодня господствуют в экономике. Кроме того, такой подход избавит Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства от огромного объёма работы по проверке калькуляций затрат и финансовых планов энергокомпаний, споров по отдельным их статьям, мучительных и длительных бюрократических процедур их согласования.


13.09.2003
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/132-2003/show.cgi?urinson.htm

Док. 483074
Перв. публик.: 13.09.03
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 218

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``