В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Уринсон: ФЭК пересматривает `прожиточный минимум` ФЭС Назад
Яков Уринсон: ФЭК пересматривает `прожиточный минимум` ФЭС
Федеральная энергетическая комиссия признала, что неэффективная тарифная политика привела к резкому ухудшению финансового состояния крупнейших электростанций РАО "ЕЭС России". В этом чиновников убедило заключение независимых экспертов, проводивших аудит федеральных станций. По итогам проведенной экспертизы в Москве состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Председатель ФЭК Георгий Кутовой, заместитель Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон и президент аудиторско-консалтинговой группы "ЭКФИ" Анатолий Бондарев.

Как отметил Яков Уринсон, открывая пресс-конференцию, "тарифы для подавляющего большинства федеральных тепловых и гидравлических электростанций - поставщиков на ФОРЭМ в 2002 г. не регулировались и остаются на уровне, установленном в начале 2001 г., а то и в 2000 г.". Вместе с тем, он напомнил, что с начала текущего года ставки платы за пользование водными объектами увеличились от 4 до 20 раз. Для ГЭС федерального уровня увеличение этих ставок привело к увеличению платы в бюджеты различных уровней на 730 млн. руб. В результате по итогам I полугодия 2002 г. размер водного налога превысил выручку гидроэлектростанций от продажи электроэнергии.

Существенный рост затрат электростанций также вызвала переоценка основных средств электростанций. По ее итогам в 2,3 раза увеличилась сумма амортизационных отчислений и, соответственно, в 2 раза выросли отчисления по налогу на имущество. Ко всему прочему на 35-40% поднялись цены на топливо.

Для того, чтобы избежать финансового краха федеральных электростанций, РАО "ЕЭС России" настаивало на пересмотре тарифов поставщиков ФОРЭМ с 1 января 2002 г. Все электростанции своевременно представили в Федеральную энергетическую комиссию соответствующие расчеты. Однако в течение 2002 г. Правительство РФ и Федеральная энергетическая комиссия РФ произвели регулирование тарифов только для четырех тепловых электростанций.

Учитывая ухудшение финансового состояния остальных электростанций, ФЭК РФ инициировала экспертизу уровня тарифов. В результате экспертизы, проведенной рядом фирм при координации аудиторско-консалтинговой группы "ЭКФИ", были подтверждены выводы РАО "ЕЭС России" о необходимости скорейшего пересмотра тарифов для федеральных электростанций холдинга.

Из заключения независимых экспертов, проводивших аудит федеральных электростанций РАО "ЕЭС России":

* Финансовое состояние федеральных электростанций РАО "ЕЭС России" ухудшалось в течение 2001-2002 гг. Средняя рентабельность ГЭС снизилась с положительной в 2001 г. до отрицательной (-0,4%) в I полугодии 2002 г.;
* Количество убыточных электростанций выросло: по ГЭС - с 2 до 7 (из 11), по ТЭС - с 1 до 7 (из 18);

Основные выводы экспертной группы:

* Данные по себестоимости и прибыли за 2001 г. и I полугодие 2002 г., приведенные в предложениях федеральных станций РАО "ЕЭС России по установлению тарифов, достоверны;
* Средний экономически обоснованный тариф по 29 федеральным электростанциям, подлежащий введению с 1 января 2002 г., должен быть равен в 2002 г. 312 руб./тыс. кВт.ч, что на 24,8% выше фактически действующего тарифа;
* Средний экономически обоснованный тариф по 29 федеральным станциям РАО "ЕЭС России" в 2003 г. (без учета выпавших доходов) должен составлять 352 руб./тыс. кВт.ч, с учетом выпавших доходов - 384 руб./тыс. кВт.ч.

По мнению руководителя аудиторско-консалтинговой группы "ЭКФИ" Анатолия Бондарева, необходимость повышения тарифов на электроэнергию для федеральных электростанций очевидна. "Доходы станций остались прежними, а расходы возросли. ФЭС оказались в тупиковой ситуации, в которую, как ни парадоксально, их завело Правительство", - подчеркнул он.

По заключению экспертов, с 1 октября с.г. тарифы на электроэнергию для ФЭС в среднем следовало повысить на 51%. Поскольку этого не произошло, то с 1 ноября с.г. необходимо более значительное повышение тарифов - на 62%. При этом для тепловых станций величина повышения составит от 30 до 88% от ныне действующего тарифа, для гидроэлектростанций - от 93 до 313% (в зависимости от конкретной ситуации на ФЭС).

Вместе с тем, в РАО "ЕЭС России" считают, что расчеты экспертов, привлеченных Федеральной энергетической комиссией, не полностью учитывают потери, которые понесли электростанции с начала 2002 г. из-за несвоевременного регулирования тарифов. Как подчеркнул Яков Уринсон, эксперты не учли в тарифах средства, необходимых для расчетов за топливо в размере свыше 3,4 млрд. руб. Также не полностью были учтены расходы на оплату труда персонала (409 млн. руб.), необходимость отчислений в ремонтный фонд (376 млн. руб.) и др. Сумма дивидендов акционерам АО-станций, не учтенных экспертами, составила более 200 млн. руб. В то же время, зампред РАО "ЕЭС России" отметил, что даже такое недостаточное, половинчатое регулирование тарифов, предложенное на основе экспертизы, нужно проводить как можно быстрее, чтобы обеспечить надежное прохождение электростанциями предстоящего осенне-зимнего периода.

Помимо заниженных тарифов, Яков Уринсон назвал причиной сложного финансового положения федеральных электростанций т.н. стоимостной небаланс на ФОРЭМ. Он сформировался за три предшествующих года по причине отставания роста тарифов для потребителей с ФОРЭМ по сравнению с тарифами для поставщиков на ФОРЭМ. В результате, федеральные электростанции отпускают электроэнергию на оптовый рынок, получая 75-80% от ее фактической стоимости. На конец 1-го полугодия 2002 г. объем стоимостного небаланса на ФОРЭМ составил 10 млрд. руб., а к концу 2002 г. при неизменных тарифах достигнет 12 млрд. руб. "Отказываясь от повышения тарифов для покупателей ФОРЭМ, Правительство фактически генерирует неплатежи в экономике. Ведь какой бы тариф не установили для поставщиков рынка, покупатели не смогут заплатить больше, чем им позволяет собственный тариф", - подчеркнул зампред Холдинга. Вследствие стоимостного небаланса электростанции-поставщики ФОРЭМ недополучают около 15% от стоимости производимой ими электроэнергии. По оценкам экспертов, для ликвидации стоимостного небаланса на ФОРЭМ необходимо с 1 января 2003 г. поднять тарифы для покупателей оптового рынка на 12%.

Характерно, что с предложениями энергетиков полностью согласно руководство Федеральной энергетической комиссии. Председатель ФЭК Георгий Кутовой, выступая на пресс-конференции, отметил, что регулирование тарифы для покупателей оптового рынка необходимо провести уже в ноябре с.г. Он опроверг мнение, будто это приведет к существенному росту тарифов для конечных потребителей. По его словам, эта мера вызовет повышение стоимости электроэнергии на потребительском рынке на 3%. Оценивая результаты аудита, Георгий Кутовой отметил, что "ФЭК учла рекомендации экспертов и представила соответствующие предложения в Правительство".


09.08.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/98-2002/show.cgi?urinson.htm

Док. 483072
Перв. публик.: 09.08.02
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 259

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``