В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Дубинин: `Внутренние цены на газ в России приблизятся к европейским` Назад
Сергей Дубинин: `Внутренние цены на газ в России приблизятся к европейским`
Природа электричества неизвестна. Зато известно, что в России его главным образом производят из природного газа. Поэтому для электроэнергетики критична себестоимость газодобычи. А для инвесторов помимо этого важен механизм гарантирования их капвложений. Сергей Дубинин, член правления, финансовый директор РАО "ЕЭС России", рассказал и о перспективах российских цен на газ и о механизме гарантирования со стороны государства электроинвестиций корреспонденту "Газеты" Михаилу Сергееву.

- Правительство недавно приняло постановление о механизме гарантирования инвестиций в строительство электростанций. Почему возникла необходимость в этом механизме?

- Для стабильной работы системы энергоснабжения необходим технологический резерв генерирующих мощностей, которые установлены на электростанциях. Суммарная мощность должна быть примерно на 10-15% выше, чем максимальное пиковое потребление в самые суровые холода. В такие как сейчас, например. Только в этом случае можно говорить о надежной системе энергоснабжения, которой не страшен даже временный отказ нескольких электростанций, поскольку он может быть компенсирован за счет резерва.

Но потребление у нас растет так быстро, что в ряде районов страны оно приблизилось к максимальной установленной мощности. А недостаточный резерв - это первый шаг к дефициту, то есть к реальной нехватке энергии. Недостаточный резерв - это также потенциальная угроза отключений.

В Московском регионе, например, реальный дефицит мощности составляет 2500 МВт. Но хорошо, что мы пока можем компенсировать этот дефицит за счет передачи энергии из соседних регионов. А в ближайшие два-три года энергодефицитными станут не только Москва и Московская область, но и Центральное Черноземье, Брянская и Тульская области. А в 2009-2010 году дефицит мощности возникнет на Среднем и Южном Урале. Возникает перспектива дефицита на Северном Кавказе и в Краснодарском крае.

Выход из нынешней ситуации один - это строительство новых электростанций и сетевой инфраструктуры. При этом нужно рассчитывать не на бюджетные средства, а на частные инвестиции. Но чтобы решиться на строительство новых станций, частный инвестор должен иметь реальные гарантии возврата вложенных средств. В противном случае частник откажется от строительства, а мы - как потребители - останемся без электроэнергии.

- Почему при нынешнем дефиците мощностей частные инвестиции не идут в электроэнергетику?

- Если мы встанем на сторону инвестора, то увидим множество рисков для вложений в строительство новых станций. Во-первых, у хозяина новой станции нет гарантий, что его вновь построенные мощности будут реально востребованы. Ведь речь идет в том числе и о резервных мощностях, которые могут быть востребованы только в периоды пиковых нагрузок. Во-вторых, инвестор не знает, по каким ценам, то есть по каким тарифам, он будет продавать свою энергию. Не знает инвестор и то, какими будут цены на газ, уголь и мазут через пять или десять лет. Нынешний уровень тарифов не позволяет покрыть расходы на строительство новых мощностей. Наконец, у инвестора нет гарантий, что рост потребления энергии в России будет продолжаться.

Итак, чтобы, несмотря на риски, привлечь инвесторов к строительству станций, мы предложили простой механизм, который гарантирует частному инвестору возврат вложенных средств. Гарантом должно выступить ОАО "Системный оператор - ЦДУ ЕЭС", которое будет возмещать инвестору через плату за установленную мощность вложенные в строительство станции средства. Таким образом, все перечисленные риски, связанные с вложением средств в новое строительство, снимаются договором с "Системным оператором". Даже если новая станция не будет задействована - ее строительство будет оплачено.

- Откуда возьмутся средства для выплаты инвестору? Какова роль государства в механизме гарантирования инвестиций?

- Средства для возмещения средств и прибыли инвесторам будут включены в тариф для всех потребителей - как для промышленности, так и для населения. Никаких бюджетных средств при этом использоваться не будет. Общий рост тарифов, который должен обеспечить работу механизма гарантирования, составит около 1,5-2,5%.

Государство утверждает требования к инвестору и условия конкурсов. Предполагается, что уже в первой половине 2006 года будут объявлены первые конкурсы среди инвесторов. Одно из условий - строительство станции должно занять не более трех лет. Конкурс будет проходить в два этапа - квалификационный и финальный. Организатором конкурса будет агентство "Росэнерго". Критерием для определения победителя будет минимальная плата за мощность, которую потребует инвестор от "Системного оператора". Для инвестора строительство будет идти по схеме проектного финансирования. Примерно треть он вложит собственных средств, а остальное - привлечет на финансовом рынке.

- Как долго будут действовать льготные условия для инвесторов?

- В течение 10 лет. Принципиально важно, что механизм гарантирования инвестиций касается только ограниченного числа объектов с общей мощностью в 5000 МВт. Это ограничение установлено постановлением правительства.

Предполагается, что через гарантии инвесторам мы решим самые острые проблемы с дефицитом мощности, которые могут проявиться уже в 2008-2009 годах. Времени для строительства остается немного.

Мы уже сегодня определили примерно 12-15 площадок, где нужно начать строительство в первую очередь. Речь идет о строительстве станций мощностью от 100 МВт в Краснодарском крае, до 600 МВт в районе Тулы и Калуги. Кроме того, в Московском регионе необходимо построить энергообъекты суммарной мощностью около 1200 МВт. Есть площадки также в центре и на севере Тюменской области. В основном планируется сооружение газовых тепловых электростанций. Но возможно и строительство гидростанций, которые будут участвовать в суточном регулировании и накапливать ночью ресурс для покрытия пиков нагрузки за счет энергии атомных станций.

- А что будет после того, как будут решены самые острые проблемы дефицита мощности?

- Мы надеемся, что после 2009 года заработают рыночные механизмы для стимулирования инвестиций. Кроме того, дорожающий газ заставит переходить на более современные технологии в энергетике, то есть строить более эффективные станции.

Сегодня мы импортируем газ, чтобы покрыть внутренние потребности и выполнить экспортные контракты. Ведь газовая история с Украиной показала, что мы можем обеспечить украинское потребление и экспорт в Европу, только при том условии, что мы будем импортировать весь среднеазиатский газ. То есть газ становится дефицитным ресурсом. "Газпром" старается наращивать добычу и транспортировку газа. Но сегодня странно слышать, что газовики собираются строить какие-то атомные станции. Дай бог им освоить север Ямала и Штокмановское месторождение. Без этого у нас в стране будет дефицит газа.

И тогда уже цена газа будет в разы выше, чем сейчас. При этом надо учитывать, что себестоимость добычи газа на Штокмане - это 50-60 долларов за тысячу кубометров. Плюс еще около 30 долларов - это расходы на транспортировку. Таким образом, внутренние цены на газ у нас приблизятся к европейским.

- Когда начнется массовая приватизация энергомощностей?

- Задача так не стоит. В декабре 2005 года на заседании правительства было признано целесообразным осуществить допэмиссию акций, созданных компаний.

Но продать акции на рынке не для того, чтобы покупатели просто стали владельцами существующих объектов. А продать для того, чтобы вырученные от продажи средства были направлены в новое строительство. И мы как акционеры предложим такие условия будущим покупателям акций новой эмиссии. Таким образом, доля частного сектора в ОГК или ТГК может быть увеличена.

Кроме того, могут быть проданы те объекты, которые не влияют на Единую энергосистему в целом, а обслуживают только одного крупного потребителя. Например, совет директоров РАО "ЕЭС России" в декабре 2005 года одобрил продажу "Таймырэнерго" - компании, которая расположена в изолированном энергорайоне и имеет монопотребителя - ГМК "Норильский никель".

За счет допэмиссии мы планируем в этом году привлечь от 0,5 до 1,5 млрд. долларов на строительство мощностей в Московском регионе. Это строительство будет вестись не за счет механизма гарантирования. В качестве примера могу назвать строительство третьего блока на ТЭЦ-27 ОАО "Мосэнерго" в Мытищах, где уже начаты работы. Другой пример - это соглашение ОГК-1 с компанией "ТНК-BP" о строительстве ветки газопровода длиной 130 км от газопровода Уренгой - Челябинск до Нижневартовской ГРЭС и нового блока на этой электростанции. ТНК-BP будет получать электроэнергию этой ГРЭС. Сегодня мы видим интерес отечественных компаний к вложениям в объекты электроэнергетики. Но интерес - это не готовность завтра же начать строительство. Интерес - это готовность начать предметный экономический анализ конкретных проектов.

- Как средства стабфонда или инвестиционного фонда могут быть использованы для развития электроэнергетики?

- Мы хотели бы привлечь средства инвестфонда в строительство новых электростанций. Но не тепловых, а гидростанций, которые по закону должны оставаться под контролем государства. Это может быть решено, например, в рамках проектов частно-государственного партнерства. Один из таких проектов - это строительство Богучанской ГЭС.

Что касается стабфонда, то эти средства должны быть в резерве у государства на случай падения нефтяных цен, а также как инструмент сдерживания инфляции.


07.02.2006
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?070206dub.htm

Док. 483030
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 161

  • Дубинин Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``