В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Торкунов: `Инновации в стиле МГИМО` Назад
Анатолий Торкунов: `Инновации в стиле МГИМО`
На протяжении нескольких десятилетий Московский государственный институт международных отношений считается самым престижным университетом гуманитарного образования нашей страны. Многие его выпускники работают на передовых позициях нашей страны и далеко за ее пределами, потому что все они получили блестящую и разностороннюю подготовку. Тем не менее год от года МГИМО-Университет работает над совершенствованием своей базовой системы обучения и смело идет на реформы и эксперименты, необходимость внедрения которых постоянно диктует время.
***
- Самое главное, что этот год, как и предыдущий, стал годом развития, реформирования и инноваций, - говорит ректор МГИМО , член-корреспондент РАН, чрезвычайный и полномочный посол Анатолий Васильевич Торкунов . - Хотя само слово "инновации" стало модным только в последнее время, по существу многие вузы свою стратегию развития выстроили в последние пять-семь лет именно на базе инновационного подхода. Для нашего университета узловым является вопрос, связанный с переходом к образовательным стандартам нового поколения, которые полностью сопоставимы со стандартами лучших европейских и американских университетов. В этом направлении мы работаем наиболее интенсивно. Применительно к уровню подготовки магистров сегодня четко отрабатывается перечень и уровень компетенций, которыми должен обладать выпускник магистратуры. Это то новое, что появляется сегодня в смысле контроля качества и мониторинга образования. Причем делаем мы это в широком международном контексте, поскольку практически все наши магистратуры по всем специальностям имеют выход на двойной диплом или на два диплома - наш и зарубежный. Это важное нововведение проходящего учебного года. Открыты новые совместные магистратуры со Свободным университетом Берлина, коммерческой школой Университета Нанси во Франции. Начали осуществляться наши совместные программы с университетом в Болонье (Италия), Университетом Бу-до (Норвегия) по экономике нефтегазового сектора, с Лейпцигским университетом (Германия). В ближайшее время мы выходим на соответствующие соглашения с возможностью уже в сентябре открыть совместные магистратуры с американским Университетом штата Нью-Йорк и китайским Университетом международного бизнеса и экономики в Пекине. Таким образом, серьезно расширяется программа магистратур. Должен отметить, что это общемировая тенденция. Я являюсь членом международного совета Свободного университета Берлина, и последняя дискуссия в рамках совета, в которой принимали участие ректоры ведущих европейских университетов, показала, что все сегодня делают ставку в осуществлении инновационных подходов и прорывов именно на программы магистерской подготовки. Выпускники магистратуры должны быть способны эффективно включаться в экономическую, политическую, социальную, общественную жизнь страны, обладать лидерской культурой.
- Можно ли проиллюстрировать все это в цифрах?
- Конечно, ведь уже в этом году такие дипломы двойного стандарта или сразу два диплома получат более трети выпускников магистратур. А ежегодный набор в магистратуру у нас составляет примерно 300 человек. Мы стремимся к тому, чтобы на протяжении пяти лет создать для всех талантливых учащихся магистратуры возможность получить двойные дипломы, в том числе и для тех, кто не обладает материальными ресурсами для прохождения необходимой части учебы за границей. С этой целью имеется в виду создать специальный образовательный фонд.
- Судя по всему, вам неплохо удается балансировать между коммерческим обучением и бюджетным...
- К чести нашего государства я должен отметить, что бюджетное финансирование заметно увеличилось. Хочется верить, что эта тенденция продолжится и в последующие годы. Благодаря этому у нас чуть больше половины студентов обучаются бесплатно и получают государственную стипендию.
- И конкурс среди абитуриентов не уменьшается?
- Конкурс у нас достаточно стабильный: от трех до девяти человек на место.
По-прежнему пользуются спросом экономические специальности. На протяжении нескольких лет повышенный интерес к специальности PR - public relations (связи с общественностью). А на таких специальностях как политология, международные отношения, ажиотаж меньше - от трех до пяти-шести претендентов на место. Что касается географии, то примерно половина студентов у нас учится из регионов.
- В МГИМО всегда на высоком уровне было обучение специалистов, владеющих иностранными языками. Меняется ли сейчас языковая направленность?
- Что касается экономистов и юристов, для них по-прежнему основными являются европейские языки. Тем же, кто готовится к дипломатической службе, необходимы восточные языки. Скажем, сегодня очень востребован китайский язык. Поэтому было расширено его преподавание и на других факультетах, таких как экономический, юридический. И в 2005 году мы увеличили почти в три раза прием абитуриентов на разные факультеты с обучением китайскому языку. И в 2006-м тоже будем принимать большую группу абитуриентов, при этом тесно сотрудничая с двумя китайскими школами, где дети изучают китайский язык уже с первого класса. Мы проводим среди них рейтинги, затем организуем для них консультации по подготовке к экзаменам. И вот уже два года подряд принимаем на первый курс на факультет "Международные отношения" группы выпускников этих школ. На факультет же экономических отношений многие приходят после двухгодичных курсов китайского языка, которые мы регулярно набираем. На факультете политологии студенты начинают изучать китайский практически с нуля. Мы стараемся оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и расширять обучение по тем языкам и странам, с которыми у нас происходит расширение торгово-экономических и иных связей.
- Как зарекомендовали себя студенты, которых вы уже несколько лет принимаете по результатам ЕГЭ?
- Результаты мониторинга показывают, что учатся эти ребята вполне успешно. Конечно, к нам поступают ребята с высокими баллами по ЕГЭ. Пока мы не принимаем ЕГЭ по иностранным языкам, поскольку здесь еще не отработаны до конца экзаменационные материалы. Вообще, я считаю, что ЕГЭ - хорошее дело, конечно же, при условии обеспечения честности и прозрачности оценок. В этом случае есть возможность набирать ребят действительно толковых и талантливых, московских и немосковских. И, конечно, этот фактор объективных знаний будет играть положительную для вуза роль. Я уж не говорю о том, что ребята, которые не имеют материальных средств для приезда в Москву, для обучения через репетиторов, получают возможность поступать в наш университет через ЕГЭ.
- Вы считаете, что можно обеспечить и честность, и прозрачность ЕГЭ?
- Это уже вопрос компетенции власти. Мы тоже пытаемся обеспечить максимальную прозрачность наших вступительных экзаменов, но тем не менее время от времени слышим критические высказывания.
- Вполне естественно, что многие известные люди хотят дать своим детям хорошее и престижное образование, которое дает ваш университет. Что бы вы посоветовали таким родителям?
- Ну, во-первых, у нас очень хорошие курсы для поступающих в МГИМО , после которых успешно сдают экзамены прядка 70% слушателей. Начинаются они в 1 6 часов, и занятия проходят по четыре часа три раза в неделю. И все-таки, прежде чем направлять своего ребенка на курсы, надо трезво оценить его способности. Ведь у каждого родителя есть некие иллюзии относительно возможностей своего чада. Поэтому стоит постоянно следить за успеваемостью своих детей в процессе обучения, ведь по вузовской системе каждый семестр слушателей аттестовывают. Наш вуз предъявляет достаточно высокие требования к своим абитуриентам и студентам. И не все дети с этими требованиями справляются. И характер не у всех бывает таким упорным и усидчивым, чтобы многими часами кряду заниматься учебой, двумя языками, которые требуют постоянной практики и тренировок... Поэтому, может быть, лучше детей не мучить. Не исключено, что в жизни молодой человек может стать успешным и без нашего университета. Ведь и мы не можем утверждать, что все наши выпускники делают блестящую карьеру. Бывает, что и развивается она не так, как хотелось, и не нашли себя в жизни, хотя сил на обучение в нашем вузе было потрачено очень много. Приличное образование сегодня можно получить и в любом другом вузе, где нет такого напряженного графика учебы и не надо тратить столько времени на подготовку. У нас же все очень строго: три занятия студент пропускает - декану пишут докладную записку, 30 часов пропусков без уважительных причин - отчисление... Одним словом, надо выбирать вуз с учетом особенностей ребенка, а не исходя из пафосности его названия.
В качестве примера могу привести нашу кавээновскую команду. До определенного уровня в состязаниях команда доходит, а потом вдруг исчезает. Да все потому, что свободного времени на репетиции у ребят не остается. Все их время поглощают учеба и подготовка к ней. И те, кто делает ставку на учебу, с КВН расстаются. Если вы учите китайский, или корейский, или специальный английский (экономический, юридический) и т. п., вы не можете пропустить ни одного занятия, ни одного дня самоподготовки. Малейший пропуск вызывает "проседание", и наверстывать упущенное потом крайне сложно. Должен отметить, что у нас есть порядка 700 человек, которые учат третий язык, но есть и такие студенты, которые "проседают" с одним. По итогам этой зимней сессии мне пришлось 1 00 человек отчислить. А это всегда драмы, разбирательства с родителями... Но и я ничего не могу поделать, потому что эти студенты после положенных попыток не смогли пересдать свои задолженности. Кстати, могу привести в качестве примера опять же ребят-медалистов, которые поступили к нам из столичной школы с углубленным изучением китайского языка. У них был достаточно слабый английский, потому что все годы они делали упор на китайский язык. Но в течение небольшого времени сумели наверстать и английский, потому что есть привычка учиться.
- Наверное, позволяют себе слабо учиться студенты, обучающиеся на платном отделении?
- В основном, да. Но, вы знаете, среди них есть и очень сильные студенты. И мы благодарны тем родителям и организациям, которые выступают в качестве спонсоров, оплачивающих обучение студентов, несмотря на то что они отлично учатся. Они делают это абсолютно осознанно, желая таким образом поддержать наш университет.
Должен отметить, что набор студентов 2005 года был успешным и мы довольны нашими сегодняшними первокурсниками. Правда, на этапе экзаменов нам удалось отсечь группу "ряженых" из 11 человек, которые в качестве подставных лиц писали работы за абитуриентов.
- И как вам удалось их вычислить?
- Методом сопоставления оценок за экзамены в школе и при поступлении. Полную информацию по каждому ребенку нам выдает компьютер. И когда мы увидели, что на экзамене в наш вуз получена оценка "отлично", а в аттестате стоит "четыре", я сразу же запросил личное дело ребенка. Аттестат оказался средненьким. Вызвал преподавателя, который присутствовал на экзамене, и абитуриента. И тут выяснилось, что там присутствовал совсем другой человек. Молодой человек стал упорствовать, утверждать, что работу писал он сам, а когда преподаватель заговорил с ним по-английски, стал задавать вопросы, то абитуриент толком не смог ответить... Ниточка потянулась, и выяснилось, что сдавал за него письменный экзамен четверокурсник-отличник из МГУ. Так мы выявили целую группу, которую организовала мошенническая структура, переодевая "ряженых" в парики. И на нынешнем дне открытых дверей мы уже предупреждали родителей будущих абитуриентов, что к ним могут подходить с самыми разными заманчивыми предложениями, которые сослужат им медвежью услугу. Контроль с нашей стороны будет очень жестким.
- Наверное, большинство обучающихся у вас студентов надеются на то, что судьба будет к ним благосклонна и, получив в стенах вашего вуза высококлассное образование, они смогут получить и хорошую работу. Вы каким-то, образом помогаете в этом своим выпускникам?
- Вы знаете, многие из наших студентов не нуждаются в такой помощи. Кто-то начинает работать, еще учась на четвертом-пятом курсе, особенно экономисты и юристы. Но специальный отдел, который содействует трудоустройству выпускников, у нас есть. Есть и система рассылки резюме по агентствам, которые работают в этом направлении с различными предприятиями и коммерческими структурами. Мощными нашими потребителями по-прежнему остаются Министерство иностранных дел РФ, которое берет на работу порядка 80-90 человек, и различные государственные структуры. Но уже по традиции наших выпускников охотно принимают на работу и "Газпром", и ЛУКОЙЛ, и "Славнефть", и "Роснефть", и Рособоронэкспорт, и многие другие крупные компании... По различным рейтингам востребованности наших выпускников на трудовом рынке мы занимаем лидирующие позиции. Тем не менее мы думаем об усовершенствовании системы работы на этом направлении и создали на базе ассоциации выпускников центр "Карьера". В стратегии развития университета мы предполагаем более тесное сотрудничество с работодателями. Стажировки и практики в учебном процессе у нас проходят в обязательном порядке как внутри страны, так и за ее пределами. Только по линии МИД в посольствах нашей страны практикуется ежегодно более 40 человек. Многое в этом направлении мы делаем благодаря соглашениям с фондами Потанина, Усманова, Лебедева, которые помогают ребятам стажироваться за рубежом.
- Ваш трудовой день, наверное, еще более напряженный, чем у ваших студентов? Сколько по времени длится?
- Вообще-то, довольно долго. Хотя и начинается не рано, около десяти утра, но и заканчивается, как правило, не раньше десяти вечера.
- Но ведь такой напряженный трудовой график требует серьезного восстановления!
- Именно поэтому стараюсь ничего не делать в воскресенье. Только отдых, сауна, прогулки, приятное чтение... У нас, кстати, в университете прекрасный бассейн, которым, я к сожалению, пользуюсь редко.
- Иными словами, восстанавливаться вы успеваете. И трудовые планы у вас грандиозные. А личные цели, как в молодости, вы продолжаете себе ставить?
- Да, конечно. Но у меня в этом году внук родился, и это радостное событие, естественно, скорректировало все планы. И большинство моих радостей в настоящем сводятся к общению с малышом. А планы мои связаны с научно-исследовательской работой, которой я продолжаю заниматься, думаю и о научных перспективах, как член-корреспондент РАН.
- Ваша дочь пошла по вашим стопам?
- В некотором роде. Она юрист, преподает на полставки на кафедре европейского права у нас в университете, защитила диссертацию по проблематике Европейского суда по правам человека в Страсбурге, где одно время работала. Ну а сейчас она, конечно, почти полностью занята своим сыном. Когда подрастет ребенок, она, естественно, вернется и на преподавательскую работу, и к адвокатской деятельности.
- Какие надежды вы возлагаете на будущий учебный год?
- Сейчас мы работаем над инновационной одногодичной программой "Магистра-практика". Надеемся, что начнем ее внедрять в будущем году. Требует она серьезного пересмотра всех учебных планов и даже использования других образовательных технологий, в частности усиления программ тренинга, ролевых игр и т. п.
И второй наш очень крупный проект - это открытие в сентябре при МГИМО Евроколледжа, который создается по решению саммита Россия - ЕС, аналогичного Евроколледжу в Брюгге. Этому проекту большое внимание уделяется со стороны президента и правительства. Он финансируется Россией и Европейской комиссией паритетно. Обучаться здесь, повышать квалификацию будут люди, уже работающие на государственной службе, в бизнесе на направлении Евросоюза. Эта подготовка аналогична магистратуре и рассчитана на полтора года. Преподавать в Евроколледже будут как наши, так и европейские профессора. Подготовительная работа завершена, осталось построить здание. Пока же занятия будут идти в существующих зданиях. Надеюсь, что к концу года мы начнем строительство нового общежития, в котором очень нуждаемся. Ведь треть наших студентов проживает в общежитиях. Кроме того, на ближайшие 15 лет утверждена программа строительства еще двух учебных корпусов и даже конференц-центра с гостиницей. Последняя нам особенно необходима в связи с тем, что у нас много иностранной профессуры, и гостиница сейчас - главная статья расходов при проведении любого мероприятия, а уж тем более при необходимости долгого проживания преподавателей. Мы, как университет, призванный давать высококачественное образование, обязаны заботиться еще и о качестве жизни, как наших студентов, так и наших преподавателей.

02.05.2006
http://www.torkunov.mgimo.ru/02_05_06.php

Док. 482363
Перв. публик.: 02.05.06
Последн. ред.: 29.08.08
Число обращений: 195

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``