А.Куртов: `Не стоит верить обещаниям Кишинева`Назад
А.Куртов: `Не стоит верить обещаниям Кишинева`
Решение руководства Молдовы послать в Ирак 20 своих военнослужащих является вполне закономерным следствием проводимой внешней политики на протяжении всего периода независимости. Формально увеличение молдавского контингента в Ираке выглядит по факту очень незначительным. Причем большую часть из них представляют специалисты в саперном деле, то есть принимать участие в боевых действиях они не будут.
В то же время этот факт свидетельствует о том, что Молдова, несмотря на то что в ее Конституции прописан нейтральный статус, проводит линию на сближение с Североатлантическим альянсом и Америкой. Трудно говорить о том, что вооруженные силы Молдавии получают от командировки в Ирак какой-либо военный опыт. Очевидно, что решение принималось по политическим причинам. И причина эта связана с тем, что США и их союзники по НАТО имеют существенное влияние на Кишинев, вынуждая его принимать заведомо непопулярные среди населения решения.
Для НАТО наличие военных из Молдовы важно для того, чтобы представить присутствие военных в Ираке как некий международный акт гуманизма. В том случае, если его поддерживает значительное число государств разной ориентации, не только входящих в НАТО, то пропагандистский компонент политики Вашингтона выглядит более убедительно. Для самой же Молдовы этот вариант малозначим. Если только за ним не стоит скрытое желание двигаться по пути вступления в НАТО.
Формально нынешнее руководство Молдовы в лице президента Воронина отрицает этот вариант. Более того, постоянно ссылается на статью Конституции о нейтральном статусе страны. Но на самом деле движение к НАТО все-таки происходит. На территории Молдовы проходят международные военные учения НАТО, на них выделяются вполне внушительные средства, происходит развитие военно-технического сотрудничества. В свое время Молдова избавилась от некоторой военной техники, доставшейся ей в наследство от СССР. Видимо, это происходит не только по причине дороговизны обслуживания или исключительно из-за миролюбия. А с дальним прицелом на будущее - перейти на западные образцы военной техники.
Мне встречалось слышать мнение, в частности от руководителя парламента Молдовы - лица с политическим статусом, не меньше чем у президента страны, - что статья в конституции не является препятствием для вступления страны в НАТО. Действительно, такой возможности исключать нельзя.
Применяя это к тому, что особенно волнует Россию, - ситуации в Приднестровье, будущему Приднестровско-Молдавской республики, думаю, что некоторые политики в Москве зря надеются на обещания, выданные Кишиневом, о том, что республика сохранит нейтральный статус. Вполне возможно, что в Молдове пойдут на ратификацию "Меморандума Козака" (разработанный при непосредственном участии Дмитрия Козака, специального представителя президента России, план объединения Молдовы и Приднестровья, который предполагает предоставление Приднестровью широкой автономии в составе единого государства), что означает включение Приднестровья в состав Молдовы.
Москве не стоит еще раз наступать на те же грабли и верить обещаниям, даже если они будут положены на бумагу. Наши дипломаты довольно часто делают много ошибок. Один из последних примеров - претензии Украины. Это связано не с агрессивностью украинского руководства, а с просчетами российской дипломатии. Не надо было подписывать договоры, не дождавшись ратификации других важных документов. Мы часто закрываем глаза на действия наших соседей, а в ответ получаем удары.