В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Куртов: `Пекин осудит американскую политику взращивания агрессора` Назад
А.Куртов: `Пекин осудит американскую политику взращивания агрессора`
Шанхайская организация сотрудничества является одним из динамично развивающихся центров силы не только в Евразии, но и в мире в целом, потому что в нее входят в качестве лидеров Россия и Китай, а также целый ряд государств Центральной Азии. В числе последних - Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Все перечисленные страны являются полноправными постоянными членами ШОС. Кроме того, в эту организацию входят Монголия, Иран, Пакистан и Индия на правах наблюдателей.



Таким образом, как мы видим, в эту структуру входят государства, обладающие ядерным оружием, страны, имеющие внушительный экономический и демографический потенциал, и даже постоянные члены Совбеза ООН. Перечисленные обстоятельства делают ШОС важным элементом системы международной безопасности. Тем не менее, Шанхайская организация сотрудничества, появившаяся в свое время как механизм урегулирования пограничных вопросов между бывшими республиками СССР и КНР, не педалирует вопросы, связанные с военно-техническим обеспечением безопасности. Последняя цель в рамках ШОС достигается прежде всего при помощи политического инструментария.



На мой взгляд, неправомерно называть ШОС "второй редакцией Варшавского договора". Эта точка зрения особенно распространена на Западе. Особенно в США, которые пытаются представить Россия и Китай как страны, стремящиеся к установлению новой гегемонии и противодействию западному влиянию в Евразии. Ни в одном документе ШОС вопросы военного сотрудничества четко не прописаны. Эта организация в первую очередь занимается политическим и региональным экономическим сотрудничеством. Тем не менее, вопросы безопасности там присутствуют, причем, с моей точки зрения, в ракурсе, более выгодном Китайской Народной Республике, нежели РФ.



Конечно, вопрос о событиях вокруг Южной Осетии и Абхазии неизбежно будет подниматься на предстоящем саммите. Но он явно не будет главным. Китай, как государство, имеющее определенные проблемы со своими внутренними территориями, стремящимися к обособлению, такими, как Тибет, Синьцзян и Тайвань, во внешней политике всегда проводил последовательную линию. Вкратце она сводится к тому, чтобы не солидаризироваться с теми акциями, которые связаны с поддержкой "сепаратистских режимов" (как их называют в Пекине). Это обстоятельство делает китайскую дипломатию очень осторожной.



Вряд ли нам стоит ожидать прямых и четких заявлений в поддержку позиции Москвы в том, что касается признания Абхазии и Южной Осетии. Скорее всего, Китай сделает ряд завуалированных заявлений. Пекин, скорее всего, осудит политику США и других членов Североатлантического альянса по взращиванию нового агрессора в лице режима Саакашвили. При этом китайцы, как мудрый народ с цивилизацией, насчитывающей несколько тысяч лет (и которые совсем недавно успешно провели такое важное политическое мероприятие, как Олимпиада), вряд ли будут открыто бросать вызов США. В этом смысле я полагаю, что России будет довольно трудно добиться солидарности в этом вопросе не только от Китая, но и от государств Центральной Азии.



В итоговой политической декларации, которую планируется принять на этом саммите, наверняка будет сказано о новых угрозах системе международной безопасности. А также, возможно, о расширении НАТО на восток. Потому что этот вопрос действительно затрагивает интересы всех государств, входящих в ШОС. Но вставать на жесткую антиамериканскую позицию эти страны не решатся. Основное внимание в ходе саммита будет уделено тем проблемам, которые затрагивают в первую очередь сам Китай. В основном это развитие экономического сотрудничества в регионе. Надо сказать, что Китай в последние годы очень преуспел на этом направлении, обойдя здесь даже Россию. Так, за последнее время очень резко вырос товарооборот между Китаем и Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией. Он рос гораздо более высокими темпами, чем товарооборот между Россией и этими же странами. Китай осуществляет крупные инвестиции в центральноазиатские государства (те, которые Россия по разным причинам дать не может или не хочет). Причем это инвестиции на сверхльготных условиях (очень часто - всего под 2% годовых). Даже наши российские компании могут только мечтать об этом.



Китай все время расширяет сферы своего экономического сотрудничества. Это уже не только вопросы поставки энергоносителей и других видов сырья. Сейчас речь идет о строительстве фабрик по производству продуктов питания и товаров легкой промышленности в ряде государств Центральной Азии. Развиваются и контакты в гуманитарной сфере. Наконец, в ходе саммита планируется вернуться к вопросу о возможности расширения ШОС. Целый ряд государств хотел бы поменять свой статус наблюдателя на постоянного члена. С таким предложением в последние годы выступали Пакистан и, особенно, Иран.

А.Крутов
http://www.km.ru/magazin/view_print.asp?id={1EF9AF76-2BA9-49F4-B6BA-1F5D1DA5D3BA}
27 августа 2008 г.


Док. 482291
Опублик.: 29.08.08
Число обращений: 37

  • Куртов Аждар Аширович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``