В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я старался искать корни явлений` Назад
`Я старался искать корни явлений`



В одной популярной песне есть такие слова: "Старость меня дома не застанет - я в дороге, я в пути..." Они невольно вспомнились, когда спустя более чем полвека встретился со своим бывшим преподавателем вуза Евгением Евгеньевичем Милановским. Ему, академику Российской академии наук, доктору геолого-минералогических наук, профессору геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в последний день июля 2006-го исполнилось 83 года. Высокий, немного согбенный годами, он поразил меня бодрым видом, благожелательной улыбкой, живостью ума, подкупающим интересом по сути к случайному, как я, собеседнику. А поводом к нашему разговору стала книга, написанная им, бывшим фронтовиком, - "Воспоминания о годах войны". Я выклянчил книгу с автографом, а по прочтении попросил автора прокомментировать ее.

- В фронтовых записках, Евгений Евгеньевич, вы рассказали не только о боевых товарищах. Почему расширили границы воспоминаний?

- Волею судеб мне довелось стать участником и очевидцем той страшной войны. Чувство долга перед современниками и потомками побудило взяться за перо и попытаться, пока не изменила память и сохранились силы, рассказать о том, что в те годы вчерашнему школьнику, а затем студенту, участвовавшему в обороне Москвы, прошедшему от Орла до Берлина, Праги и Вены, довелось увидеть, услышать и пережить за четыре года войны.

Когда писал эту книгу, мне во многом помогли письма, которые я часто писал матери. Ведь она сохранила их все до единого: писем оказалось 140!

- Вас связывали, видимо, с матерью нежные узы?

- Я очень любил ее, но и сильно переживал потерю отца - Евгения Владимировича Милановского, умершего до войны.

- У вас редкая фамилия. Интересовались ли ее происхождением!

- В России она, по-видимому, встречается редко, но не в Польше. Мой дед по отцу, Владимир Алексеевич, имел в XIX веке в Москве двоюродных братьев. Они носили типично польскую фамилию - Кастырко-Стоцкие. Дед был общительным человеком. Дружил со знаменитым художником Исааком Ильичом Левитаном.

- Вы смогли проследить свои родственные корни?

- Да, мне удалось установить много любопытных подробностей из жизни предков и об их связях с примечательными людьми. Дед Владимир Алексеевич окончил физико-математический факультет Московского университета. Работал позже в лаборатории красителей на "Прохоровской Трехгорной мануфактуре" на Пресне. И что любопытно, подружился там с семьей управляющего Ивана Вавилова, сыновья которого стали знаменитыми русскими академиками: Сергей Вавилов - физиком, президентом Академии наук, Николай - биологом-генетиком, репрессированным сталинским режимом.

А мой отец дружил, оказывается, с будущим чемпионом мира по шахматам Александром Алехиным, играл с ним партии. Моя мама, Алла Николаевна, вела родословную от боярского рода Скрипицыных. К этому роду, кстати, принадлежал митрополит Московский и всея Руси Иосаф, возглавлявший Русскую православную церковь в годы отрочества Ивана Грозного.

Хочу признаться еще в одном генеалогическом розыске. Некоторое время назад мне удалось реабилитировать честное имя одного нашего прапрадеда - Соломона Николаевича Милановского, одаренного литератора и журналиста, с которым дружил Виссарион Белинский - великий русский критик. Но затем Белинский поверил навету на Милановского: не кто иной, как Герцен намекнул Белинскому в письме, что Соломон якобы является тайным сотрудником 3-го жандармского отделения. Мне удалось ознакомиться с полным списком доносителей этого отделения, опубликованным после Февральской революции 1917 года. Там не оказалось имени Соломона Милановского.

- Странно, что вы стали не историком, а геологом.

- А знаете, в детстве мне очень хотелось им стать. Или хотя бы археологом, историком искусства. Я школьником не вылезал из Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Интересовался искусством древних цивилизаций. Был невероятно увлечен легендой о Платоновой Атлантиде.

- Выходит, стремились и здесь найти корни этой загадки?

- Именно так. Я как профессиональный геолог до сих пор интересуюсь подтверждением истинности существования Атлантиды. В 1967-м, работая в Африке, узнал об интригующих находках греческих и американских археологов, которые обнаружили древнейшие догреческие поселения на островном архипелаге вулканического происхождения Санторин в Эгейском море. Мне доводилось изучать вулканы в различных точках земного шара. Санторин находится сравнительно недалеко от Греции. Когда-то он представлял собой единый остров, в центре которого существовал вулкан. На острове жили люди догреческой, или, как сейчас ее называют, крито-минойской, цивилизации. Мощное извержение вулкана, происшедшее примерно за 1 500 лет до н. э., сопровождавшееся к тому же сильнейшим землетрясением, привело к провалу вулкана и всей центральной части Санторина в морскую пучину. Остров раскололся на несколько частей. Все древние поселения покрылись многометровым слоем пепла и лавы. Население, однако, успело покинуть Санторин, ведь в раскопанных домах острова Санторин не удалось обнаружить ни одного человеческого скелета или ценных женских украшений, в отличие от находок в Помпеях и Геркулануме, погребенных при извержении Везувия почти два тысячелетия назад. Но зато в домах древних санторинцев археологи нашли изумительные фрески, украшавшие стены зданий. По ним можно проследить особенности жизни и быта островитян, а ныне эти фрески украшают залы археологического музея в Афинах.

До настоящего времени ученые спорят, не была ли центральная часть острова Санторин легендарной Атлантидой. Сейчас на этом месте в центре провалившегося в бездну кратера вулкана плещется море и высятся два небольших вулканических островка, появившихся при более поздних извержениях.

Я считаю, что Атлантида существовала именно здесь, и, вероятнее всего, новые изыскания позволят установить истину.

- А вы сами побывали на Санторине?

- Мне посчастливилось повидать исключительно привлекательный для туристов Санторинский архипелаг. В начале 1990-х я был приглашен в Грецию для чтения лекций на геологическом отделении Афинского университета, там мне представилась возможность ознакомиться с геологическими материалами по Санторину, и я, посетив его, реконструировал картину природной катастрофы, которая произошла там 3,5 тысячи лет назад.

Академик Е. Е. Милановский до сих пор участвует в научно-педагогической жизни геологического факультета МГУ. Он возглавляет кафедру "Геология России", читает лекции, проводит семинарские занятия, выезжает на международные конференции. За свою долгую геологическую деятельность ученый побывал в различных уголках земного шара. Его экспедиционные маршруты пролегали по Уралу, Закавказью и Кавказу, Казахстану, Сибири, Дальнему Востоку. Научные интересы академика Милановского, изучавшего тектонические явления в горных массивах, вулканическую активность гор, не ограничивались территориями Советского Союза. Ученый работал в Восточной Африке, в Китае, Исландии и других странах.

Научные труды крупнейшего российского геолога Евгения Милановского, многочисленные статьи, монографии, научно-популярные очерки и иные публикации, число которых приближается к тысяче, были отмечены Российской академией наук Золотой медалью им. академика А. П. Карпинского. И не случайно в своей работе Милановский следует девизу крупнейшего знатока земных недр академика Карпинского, когда-то сказавшего: "Геологу нужна вся Земля".

Источник: Московская правда, Станислав ГЛУШНЕВ




http://www.ras.ru/


Док. 481617
Перв. публик.: 16.01.07
Последн. ред.: 27.08.08
Число обращений: 111

  • Милановский Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``