В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы государственного регулирования и поддержка агропромышленного комплекса (Аналитический доклад) Назад
Проблемы государственного регулирования и поддержка агропромышленного комплекса (Аналитический доклад)
Сегодня агропромышленный комплекс России призван обеспечивать не только повышение уровня жизни всего населения через обеспечение правильного и сбалансированного питания и производство сырья для перерабатывающих отраслей, но и обеспечить национальную продовольственную безопасность. Это требует ускоренного и согласованного развития АПК как единого комплекса.
Главное условие развития экономики - это растущий спрос и адекватный рост предложения.
Рост спроса для АПК обеспечивается ростом российской экономики и соответственно ростом доходов и платежного спроса со стороны населения. Однако рост цен на сельхозпродукцию не должен превышать темпы роста реальных доходов населения иначе это может не только стать препятствием к росту, но и привести к сокращению спроса в натуральном выражении.
Для обеспечения роста собственного производства АПК и достижения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить "обычный ход " торговли и "нормальную стоимость товара ".
Сбалансированность этих трех условий, обеспечивающих в конечном итоге устойчивое развитие, и являются основной целью государственного регулирования и поддержки АПК.
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в рыночной экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование и поддержка развития АПК как единого кластера, является сложной и комплексной задачей, требующей расшивания сложившихся узких мест всего кластера, а не только сельхозпроизводителя. Поэтому проблему выбора объемов поддержки и вида их предоставления в АПК можно решить только после анализа развития всего кластера в целом. При этом задачей развития АПК является не только создание конкурентоспособного на мировых рынках высоконаучного сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, но и сохранение в стране сельского населения и сельского образа жизни. В этом также в значительной мере проявляется особенность развития АПК как кластера, в отличии от традиционных отраслей народного хозяйства.
Однако, опыт применения государственного регулирования в АПК России имеет значительные недостатки.
Основными из них необходимо признать следующие:
- применяемые меры государственного регулирования часто не учитывают, что в случае с АПК, министерства и ведомства сталкиваются не с отдельной отраслью, а со сложнейшим взаимозависимым комплексом, где даже самые энергичные, но разрозненные меры не могут дать значительного эффекта. В результате на сегодняшний день российский АПК не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и как комплекс имеет большую неустойчивость из-за несогласованного развития его элементов.
- АПК как комплекс имеет значительную сезонность, которой нет ни у одной отрасли промышленности и услуг. Кроме этого, как показал 2007 год, российский рынок продуктов питания стал более подвижен и менее эластичен, но со стороны федеральных и региональных органов власти меры по его госрегулированию были приняты с большим опозданием и не всегда адекватные
- необходимо также учитывать, что в отличии от прошлых лет, в мире происходит рост потребления продуктов питания и в первую очередь за счет повышения доходов населения развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.), и роста спроса на зерновые и масленичные культуры для выработки биотоплива, поэтому мировой рынок продуктов питания будет более подвижен, что будет отражаться в значительных сезонных колебаниях мировых цен на продукты питания.
Скорость и комплексность принятия решений по применению тех или иных мер государственного регулирования, как показал 2007 год, начинает играть значительную роль отражаясь на росте розничных цен на продукты питания, уровне инфляции и в конечном счете на уровне жизни населения, особенно на его малообеспеченных слоях. Причиной подобных явлений можно назвать привычку ведомств разрабатывать меры государственного регулирования в АПК с периодичностью один раз в год, применяя весьма сложную и затратную систему согласований.
В целях повышения оперативности и комплексности принимаемых решений было бы целесообразно:
- сконцентрировать работу по выработке и реализации необходимых мер по государственному регулированию и поддержке АПК в одном профильном ведомстве - Минсельхозе РФ.
- предусмотреть меры поддержки малоимущих слоев населения путем введения дотаций, создания специальных магазинов с минимальной торговой наценкой, выпуском специальных "социальных видов" продукции (хотя в ряде областей появление социального хлеба воззвало резкий рост его потребления, так как его стали закупать на корм скоту)
- вернуться к антимонопольным критериям в розничной торговле, чтобы сократить запредельную торговую надбавку и предотвратить возможный сговор торговых сетей, рассмотреть возможность ограничения торговой надбавки на ряд товаров, сокращения, а в отдельных случаях и отказ от НДС.
- необходимо пересмотреть порядок и сроки согласования тех или иных государственных мер, регулирующих развитие АПК и продовольственного рынка для обеспечения повышения их эффективности и своевременности.
- в условиях мирового продовольственного кризиса, исходя из новых реальностей, необходим пересмотр и корректировка мер государственной поддержки АПК и продовольственного рынка страны как единого кластера. При этом эффективность принимаемых мер будет зависеть от активной совместной работы государственных и территориальных органов управления, законодательных органов власти и бизнес-сообщества, своевременности информирования производителей, переработчиков и участников розничного рынка о принятых решениях
Оперативность и адекватность принятия решений в области государственного регулирования и своевременной поддержки может в значительной мере сократить потери и издержки в российском АПК, стабилизировать цены на продукты питания или избежать значительного и резкого их роста.
Доклад подготовлен Комиссией по АПК РСПП и Экспертным институтом РСПП. Авторский коллектив: А.Нещадин, к.с.н. (Зам Генерального Директора Экспертного института, профессор МГУПБ), И.Оболенцев, к.э.н. (Председатель Комиссии по АПК РСПП) - руководители коллектива, А.Заздравных к.э.н. (Московский государственный университет прикладной биотехнологии), С.Сорокоумов,(Национальная ассоциация профессиональных экспертов и консультантов).
При подготовке аналитического доклада использованы материалы к.э.н. А.Злочевского, к.т.н. М.Мамиконяна, академика РАСХН И.Рогова

www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 481435
Перв. публик.: 26.08.08
Последн. ред.: 14.12.10
Число обращений: 204

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``