В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и управленческих кадров для АПК Назад
О системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и управленческих кадров для АПК


Система подготовки кадров для АПК страдает всеми основными недостатками системы высшего образования. Но имеет и особенности, которые обусловлены рядом объективных обстоятельств.
Формирование государственного заказа.
В отличии от других отраслей, потребителями подготовленных ВУЗами кадров ориентированных на специальности АПК,являются в основном средние и мелкие предприятия, которые не могут планировать свое развитие на 5-6 лет вперед. Парадокс заключается в том, что по отдельному региону, исходя из темпов развития пищевой промышленности и розничного оборота, можно примерно определить потребность в кадрах по региону в целом, однако предсказать потребность в кадрах конкретного производства в диапазоне более 2-3 лет практически невозможно. Поэтому практика, которую применяют крупные предприятия и корпорации (РАО ЕЭС, Норникель, Северсталь, НЛМЗ и другие) заключая трехсторонние договора на подготовку кадров, спонсируя отдельных учащихся и так далее, для АПК малоприемлема. Поэтому объемы бюджетных мест для подготовки специалистов АПК могут определяться только с учетом темпов развития АПК в регионе в стране в целом. Если учитывать, что рост пищевой промышленности определяется в 5-8% в год за последние семь лет и можно рассчитывать на такой же рост в течение не менее 10 лет, а рост объемов сельского хозяйства составляет 3-5% в год, то можно отметить стабильную востребованность кадров этих специальностей. Правда, надо отметить, что число "коммерческих" студентов в 2006 году составляло уже 56% от общего числа обучаемых, поэтому вопросы профориентации приобретают большое значение.
Профориентация учащихся.
Анализ социального состава учащихся показывает, что в ведущих ВУЗах АПК число иногородних учащихся составляет до 35%, в основном это выпускники общеобразовательных школ - 60% и школ с углубленным изучением отдельных предметов - более 30%. Выпускники техникумов и колледжей составляют только чуть более 3%. (при этом более 35% отмечают, что знаний, полученных в школе не хватает для успешного освоения учебной программы)
Результатом такого состава является то, что выбор ВУЗа, по данным опроса в большинстве случаев определяется наличием специальности, на которую так или иначе ориентирован студент (32%) и возможностью получить качественное образование (29%). Однако, ориентация на профессию задаётся общественным престижем профессии (36%) и возможностью хорошо зарабатывать (37%). Ориентация на содержание труда самая низкая - около 6%. И это не удивительно, если основными источниками информации о профессии являются: родители, родственники, знакомые - 48%, СМИ - 12%, друзья - 8%, спецлитература - 10%, проспекты, буклеты - 5%, учителя, преподаватели 8%. Иначе - доля абитуриентов получившая информацию из квалифицированных источников не превышает четверти. Лишь 19% опрошенных отметили, что знакомы с характером и особенностями работы по избранной специальности, 58% указали на то, что знакомы с профессией лишь в общих чертах.
Студенты плохо представляют себе будущую профессию, а потому по мере конкретизации их представлений в процессе получения образования доля ориентированных работать по избранной специальности падает с 60% на первом курсе (!), до 30% на последних. Низкое качество профориентации уже с самого начала задает расхождение между профилем получаемого образования и содержанием будущей деятельности выпускника. В силу этого среднестатистический уровень профессиональной подготовки молодого специалиста даже при самом высоком качестве образования получаемого в ВУЗе оказывается незначительным.
Переход на двухуровневую систему высшего образования
Переход на систему подготовки бакалавр-магистр исходит из того, что основным будет массовая подготовка студентов в объеме бакалавриата, после чего происходит гораздо более осознанный выбор специальности. Диплом бакалавра должен стать свидетельством общей компетенции. И гарантировать ее - главная задача государства. Бизнесу бакалавры не нужны. Ему нужны специалисты высшей квалификации. Значит, бакалавра надо доучивать в течение 10-15 месяцев, если он имеет призвание и возможности до квалификации специалиста или он проходит подготовку в магистратуре для реализации себя в научной или учебной сфере.
Причем вопрос доучивания бакалавра остается открытым. По данным ректора Высшей школы экономики Я.И.Кузьминова, в России затраты на "доподготовку" нового сотрудника составляют 40% стоимости подготовки работника, тогда как за рубежом не превышают 15%. Можно сказать, что бизнес несет серьезные издержки от некачественного образования и профессиональной подготовки.
Мировой опыт в этом плане довольно различен. В Японии предпочитают готовить специалистов на предприятии и в корпоративных учебных заведениях. В Германии бизнес предпочитает иметь дело с уже подготовленным специалистом. Но доучивают везде. На дообучение, а то и переучивание их выпускников уходит иногда до полутора лет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по всему миру компании создают специальные центры, где сосредоточены обучение персонала, управление знаниями, проведение исследовательских проектов. Очевидно, Россию тоже ждет развитие корпоративных учебных заведений, включая как средние специальные, так и университеты. Возрождение и создание таких образовательных центров идет в последние годы довольно активно. Примером создания такого центра является корпоративный университет компании "Северсталь" и другие. Однако желательно, чтобы переход для продолжения образования от бакалавра до специалиста был предусмотрен в новых образовательных стандартах, так как из-за невозможности использовать путь создания корпоративных учебных заведений специализация бакалавров может проводиться и в ВУЗах.
Можно отметить, что двухуровневое образование, по вопросу внедрения которого до сих пор ломаются копья, на практике уже внедряется крупными корпорациями и они не видят сегодня особой разницы между бакалаврами и специалистами, которые выпускают наши ВУЗы по качеству подготовки. Доучивать и переучивать за свой счет предприятиям приходится и тех и других.
Таким образом, в России уже складывается система первоначального высшего или продвинутого среднего специального образования, система подготовки специалистов для работы на конкретном производстве, магистратура для подготовки научных и учебных кадров и система МБА для подготовки среднего звена управления в бизнесе.
Участие бизнеса в образовательном процессе.
Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя позициями: не только как основного заказчика и потребителя подготовленных кадров и но и как аккумулятор интеллектуального капитала.
Экономике и стране как воздух необходимо участие успешного бизнеса в образовательном процессе. Бизнес - аккумулятор основного интеллектуального капитала современного общества. Реальный бизнес и реальное производство, тем более - продвинутые, всегда на корпус, на пол-корпуса, но опережают систему образования и профессиональной подготовки. В учебных курсах, программах и учебниках обобщается и транслируется чей-то успешный реальный практический опыт - не более, но и не менее, поскольку тем самым этот опыт получает более широкое распространение. В условиях жесткой конкуренции, быстрого изменения вкусов потребителей, внешней среды бизнеса, появления новых технологий, продуктов нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе. Нужно продолжать учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности. И в этом плане сугубо академические программы учебных заведений оказываются не всегда полезными.
Выполняя роль заказчика, бизнес все активнее участвует в определении основных направлений развития ВУЗов, используя для этого возможности попечительских Советов, однако возможный переход ВУЗов к структуре автономных учреждений, создание фондов целевого капитала потребует более активного участия бизнеса в этой работе.
Образовательная структура имеющаяся сегодня в России для подготовки специалистов для АПК имеет три головных ВУЗа, которые имеют полный набор специальностей для отрасли, значительный опыт работы, являются головными в УМО по своим специальностям. Это РСХА им.Тимирязева, МГУПП (пищевые технологии по переработке растительного сырья) и МГУПБ (пищевые технологии по переработке животного сырья). Именно эти ВУЗы должны стать основными партнерами Комиссии по АПК РСПП для решения проблем подготовки специалистов и управленческих кадров для АПК.
Система образования АПК должна представлять собой структуру, включающую в себя разнообразные образовательные и научные организации и обеспечивающие открытость, непрерывность образования и возможность вхождения в него на любом образовательном уровне. Структура должна обеспечивать высокое качество подготовки абитуриентов и выбор "своих" студентов, подготовку специалистов в соответствии с качественными требованиями со стороны промышленности и научных организаций и в количествах, покрывающих потребность отрасли в специалистах, получение второго высшего образования, повышение квалификации, оказание платных консалтинговых услуг, подготовку научных кадров в аспирантуре и докторантуре.

Исходя из анализа ситуации, предлагается следующий перечень первоочередных проблем, которые требуют обсуждения экспертов и специалистов для подготовки решений Комиссии по АПК РСПП:
Государственный заказ - должен исходить из невозможности длительного прогноза для конкретного предприятия и хозяйства, отсюда возникает возможность только регионального профессионального прогноза, исходя из темпов прироста объемов производства и прогноза выбытия кадров в регионе. Постановочным вопросом является вопрос разработки методики таких расчетов по подготовке бакалавров, специалистов, магистров и технология согласования потребности в кадрах с участием профессиональных союзов и ассоциаций.
Структура подготавливаемых специалистов
Переход к двухуровнему высшему образованию вызовет необходимость сокращения числа специальностей бакалавриата за счет их укрупнения. По всей видимости специальности должны будут сгрупированны на
- узкоспециализированные, подготовка по которым осуществляется только для организаций и предприятий АПК и смежных с ними отраслей (розничная и оптовая торговля и т.д.)
- сквозные, начальная высшая подготовка по которым осуществляется в объеме общих требований (экономисты, маркетологи, инженеры-механики и т.д.)
Постановочным вопросом будет уточнение узкоспециализированных специальностей и составление образовательных стандартов по основным специальностям АПК на уровне бакалавр и магистр. (технологи перерабатывающих предприятий, вет-санэкспертиза, агрономы, животноводы и т.д.) При организации этой работы, учитывая, что имеется разработанная РСПП методика по составлению профессиограмм, необходимо участие Минсельхоза РФ, РАСХН, отраслевых союзов и ассоциаций.
Специализация бакалавров и переподготовка кадров
Однако, как указывалось выше, возникает вопрос о дальнейшей доподготовки бакалавров для работы на производстве. Специализация бакалавра может осуществляться: на предприятии в ходе работы, в системе повышения квалификации в корпоративных образовательных центрах и на базе имеющихся ВУЗов по специальным программам.
Оплата дополнительной подготовки может осуществляться за счет бюджета, средств предприятия, средств учащегося, в том числе за счет банковского кредита. Причем необходимо уточнение специализации для АПК как по узкоспециализированным, так и по сквозным специальностям (экономисты, механики и т.д.) и разработка системы доподготовки на базе образовательных модулей для специализации в АПК.
Развитие отрасли создает потребности в управленческих кадрах, удовлетворить которые можно за счет создания магистратуры по бизнес-администрированию для подготовки кадров среднего звена АПК.
Постановочными вопросами будут:
- определение структуры доподготовки бакалавров, возможность создания корпоративного университета АПК, использование имеющихся ВУЗов, создание системы краткосрочных курсов повышения квалификации для работников, в ходе их работы на предприятии.
- разработка с участием бизнес-сообщества образовательных модулей дообучения специалистов.
- решение совместно с Минобрнауки РФ вопроса возможности перехода для продолжения образования бакалавр - специалист.
- конкретные меры по созданию переподготовки специалистов на уровне MBA для АПК и смежных отраслей.
Участие бизнеса в совершенствовании образовательного процесса.
Принятые решения по вопросам образования, в том числе Закона "Об автономных учреждениях", законов об двухуровневом высшем образовании, фондов целевого капитала создают новые условия для участия бизнеса в развитии системы образования. Большое значение приобретают вопросы развития университетских комплексов и усиление роли УМО в становлении эффективной системы образования, привлечения специалистов-практиков и научных сотрудников РАСХН к учебному процессу.
Постановочные вопросы требующие решения:
- возможные пути развития университетских комплексов путем объединения университетов и отдельных институтов РАСХН и Минсельхоза РФ для создания крупных отраслевых научно-образовательных комплексов двойного подчинения Минобрзнауки РФ и Минсельхоза РФ.
- решение задачи повышение значимости УМО для гарантированного единого качества образования в отрасли, создание на их базе системы общедоступных электронных ресурсов в рунете по основным специальностям АПК.
- возможные меры по повышению уровня участия бизнеса в решении проблем подготовки кадров за счет активизации работы представителей бизнеса в Попечительских и Наблюдательных Советах ВУЗов, оказание помощи ВУЗам при переходе к автономным учреждениям и создании целевых капитальных фондов.


www.nasledie.ru




Док. 481432
Опублик.: 26.08.08
Число обращений: 138

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``