В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Нещадин: На встречу мегаполисам Назад
Андрей Нещадин: На встречу мегаполисам
- Кого не любят москвичи?
- Коренных москвичей.
Народная мудрость.

Жилищный вопрос в России портит не только одних москвичей. Опубликованные Федеральной службой статистики данные ввода жилья за первое полугодие 2008 показали существенное замедление темпов строительства. При чем необходимо отметить, что ввод жилья в РФ еще не достиг показателей 1989 года и достижение показателя ввода 1 кв.метра на 1 жителя в год видимо откладывается на более длительной срок. С одной стороны, мы явно наблюдаем корректировку рынка связанную с тем, что строительным компаниям все труднее привлекать деньги в новые проекты, исчерпанием мощностей строительного комплекса и дефицитом инфраструктуры для строительства. С другой стороны, снижение статистических показателей произошло за счет традиционные лидеров строительства - Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь мы наблюдаем новых передовиков стройкомплекса. По объемам - Московская область и Краснодарский край. По темпам роста: Ленинградская, Новосибирская, Свердловская области и Татарстан.

Рост строительства - косвенный показатель направления миграции. Люди едут в те места, где идет массовая застройка. Или наоборот, где больше спрос на жилье - там и растет строительство. Рост доходов наконец сказался и на жителях малых городов и повысил их мобильность. Раньше крайняя бедность удерживала людей на местах. Теперь, любой более-менее активный россиянин может за год накопить средства на то, чтобы начать арендовать жилье там, где он хотел бы работать.

Так куда же идет миграция? На первое место по вводу жилья уже второй год выходит Московская область. Причем на фоне резкого сокращения строительства в Москве, область продолжает лидировать. Значит, миграция в большей степени направлена на Московскую область, а не на Москву. Все активнее заселяются предместья Санкт-Петербурга, Казани, юг России (Краснодар, Сочи). Административные центры этих регионов предлагают массу возможностей для работы, но имеют дефицит и связанную с ним дороговизну жилья. Дефицит жилых площадей в этих городах преодолеть вряд ли удастся: потенциал строительного комплекса ограничен отсутствием территорий, которые могли бы быть выделены под строительство и недостатком и удорожанием стройматериалов. В большинстве городов отсутствуют генеральные планы развития, как документы, и политическая воля развиваться и искать для этого какие-то резервы.

В результате мы начинаем подходить к новому для России явлению: образованию мегаполисов. Наиболее близка к этому, конечно, Москва. Столица становится местом работы для мигрантов из других регионов России, проживающих теперь в Московской области. Следующие, судя по миграционным потокам - Казань и Краснодар(Сочи).

Но поскольку работать людям придется, из-за исторической концентрации любой деловой жизни и производства - в "центрах", то неизбежно нарастание транспортных проблем во въездах в города. Которые, в случае, например, Москвы усугубляются тем, что столица и Подмосковье - самостоятельные субъекты. И на стыке между ними возникает масса труднорегулируемых недоразумений. Например, как и за чей счет нужно решать проблемы "пробкообразуещего" участка дороги на территории города Химки от моста на окружной до поворота на Шереметева. Территория, по которой идет трасса, принадлежит городу Химки и Московской области, сама дорога - федерального значения, а заинтересованная сторона - Москва. И это только одна из проблем. Причем их сегодня масса - достаточно напомнить проблемы собственности на землю в Щербинке. Впереди транспортные и другие проблемы в связи с массовым строительством жилых комплексов в Большом Домодедове, Люберцах, Коммунарке. Настала пора решать вопрос об управлении развитием образующегося мегаполиса и на первом этапе организовать хотя бы постоянный межрегиональный орган, который занялся бы решением проблем на границах Москвы и области.

Еще одна проблема, в том, что новые лидеры, присоединяют свои многочисленные новостройки к старым, отнюдь не расширенным не модернизируемым коммунальным сетям. От канализационного или энергетического коллапса нас пока спасает только советский запас прочности. При социалистическом хозяйстве было принято прибавлять к инженерным расчетам дополнительную мощность, прочность, пропускную способность в размере 40-50% от расчетных. Если бы мы строили как европейцы - по расчетным показателям, то давно уже столкнулись бы с постоянными техногенными катастрофами.
С чем же остаются регионы-доноры потоков миграции? Надежда на экономический рост в них испаряется вместе с рабочей силой. И ресурсов, для того, чтобы противопоставить что-то богатым соседям становится все меньше. Но если строить жилье и создавать рабочие места не под силу, можно хотя бы не мешать, а лучше - помогать тем, кто сам готов это сделать.

Федеральная служба статистки зафиксировала I полугодии 2008 г. продолжение роста объемов индивидуального жилищного строительства. За счет собственных и заемных средств россиян введено 82 тыс. жилых домов общей площадью 11,3 млн. кв. м, что составило 109,3% к I полугодию 2007 г. В целом по России доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья - 52,3%. В республиках Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской, Удмуртской, Чувашской республиках, Краснодарском крае, Костромской, Пензенской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях - от 76% до 90,6%; в республиках Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках - 100%.

Выделение земель под строительство и развитие ипотечных программ, упрощение подключения новых индивидуальных домов к коммуникациям способны еще больше увеличить темпы застройки этих не самых благополучных регионов. Доступность жилья или возможности его построить - один из действенных механизмов закрепления населения и прекращения или резкого сокращения потока миграции из регионов.
Развитие России не может обеспечиваться только Московским и Ленинградским регионами, Краснодарскими краем и Республикой Татарстан. Уже сегодня встает вопрос обеспечения трудовыми ресурсами крупных проектов, реализуемых в Красноярском крае, Дальнем Востоке, Нечерноземье. Не надо быть кудесником, чтобы предсказать, что скоро мы будем принимать на Правительственном уровне решения по стимулированию миграции населения в места реализации крупных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке , давая льготы в том числе и стимулируя жилищное строительство. А пока создаем "автомобильный Дейтройт" в Ленинградской области, Чайна-таун в Питере, и переходим к подавляющему строительству муниципального жилья в Москве, удивляясь рекордным темпам строительства жилья в Московской области.

26-08-2008
www.nasledie.ru
viperson.ru

Док. 481426
Перв. публик.: 26.08.08
Последн. ред.: 14.12.10
Число обращений: 335

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``