В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пожалуй, ни одна другая отрасль и ни один приоритетный национальный проект так многопланово не взаимосвязаны с новыми технологиями, как образование. Назад
Пожалуй, ни одна другая отрасль и ни один приоритетный национальный проект так многопланово не взаимосвязаны с новыми технологиями, как образование.
Взаимосвязь образования и новых технологий производства

Первая и наиболее очевидная связь: новые технологии производства объективно требуют от образования адекватной подготовки специалистов.
То, что профессиональное образование должно ориентироваться на современный рынок труда, - мысль не новая. Тем не менее - актуальная, так как на практике в полной мере она пока не реализована. Оптимальный способ ее воплощения - тесный контакт, двустороннее партнерство между образованием и бизнесом.
С одной стороной этого партнерства - задачами, стоящими перед бизнесом, - читателей журнала "Национальные проекты" в 3-м номере подробно познакомил Президент РСПП Александр Шохин. Он представил конструктивную систему мер, позволяющую сформировать и предъявить образованию заказ рынка труда. В ходе осуществления национального проекта создаются условия, в которых часть предлагаемых мер уже реализуется. Например, формирование рейтингов вузов. Мы смогли на практике убедиться и в конструктивности этих мер, и в серьезности намерений со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей.
Вторая неотъемлемая сторона партнерства предполагает активное восприятие заказа работодателей системой образования, ее открытость и гибкость по отношению к внешним запросам.

От новых технологий на производстве - к новым технологиям в образовании

Очевидно, что "адекватная подготовка специалистов", "ориентация на современный рынок труда" означают не только обучение тем технологиям, которые сегодня востребованы на производстве. Ведь экономика сейчас чрезвычайно динамична: технологии производства быстро устаревают и сменяются новыми, более совершенными. Поэтому современную экономику и называют инновационной. Задача профессионального образования более широкая: обеспечить готовность каждого специалиста мобильно дообучаться и переобучаться, не отставая от технологической эволюции. А это, в свою очередь, требует принципиально новых образовательных технологий, компетентностного подхода.
Конкурсная поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляемая в рамках национального проекта "Образование", обеспечивает системное решение поставленных задач. Конкурсные мероприятия предусматривают разработку вузами инновационных программ и их общественно-профессиональную экспертизу. Тем самым одновременно создаются каналы взаимодействия вузов с работодателями, наукой и социумом, стимулируются восприимчивость и гибкость первых, активность и ответственность вторых. Кроме того, задаются мотивационные и ресурсные условия развития и внедрения современных образовательных технологий - того средства, которое обеспечит успешное выполнение образованием поступающего заказа.
Сегодня всем понятно, что подобный механизм нужен не только в высшем образовании, но также в системе учреждений начального и среднего профессионального образования. В Минобрнауки России за время реализации национального проекта поступило множество обращений от губернаторов, депутатов, промышленников и предпринимателей о необходимости ее приоритетной поддержки и развития. Вопрос о современных технологиях начального и среднего профессионального образования сегодня открыт: прежние технологии не устраивают ни граждан, ни экономику. Общественно-профессиональная экспертиза, конкурс инновационных проектов учреждений этой системы позволит конкретизировать стратегию ее развития, обеспечения ее конкурентоспособности. Минобрнауки России подготовило предложения о соответствующем расширении национального проекта "Образование". Фактически мы предлагаем расширить сферу применения новой эффективной управленческой технологии, апробированной нами на практике, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Мы планируем усилить влияние работодателей тем, что они будут участвовать не только в экспертизе проектов, но и в их разработке и реализации. Это найдет отражение в критериях конкурсного отбора учреждений.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии журнала.


http://www.rus-reform.ru/magazine/archive/4/topic/10000613

Док. 481282
Перв. публик.: 18.08.08
Последн. ред.: 25.08.08
Число обращений: 84

  • Свинаренко Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``