В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РОССИЯ, ТУРКМЕНИСТАН И КАЗАХСТАН ОТСТОЯЛИ СВОИ ИНТЕРЕСЫ Назад
РОССИЯ, ТУРКМЕНИСТАН И КАЗАХСТАН ОТСТОЯЛИ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН, доктор геолого-минералогичеcких наук, академик РАН

Каково, на Ваш взгляд, значение подписанных соглашений о строительстве Прикаспийского трубопровода? Насколько это выгодно для России? Откажутся ли Казахстан и Туркмения от прокладки трубопровода по дну Каспия?

Геополитическое значение подписанных соглашений между Россией, Казахстаном и Туркменией о строительстве новых нефтяных и газотранспортных магистралей трудно переоценить. Дело в том, что в странах Центральной Азии сосредоточены более 8% мировых запасов газа и значительные запасы нефти. Данные по нефти остаются закрытыми, так было и в СССР, и теперь: в России и в Казахстане цифры по запасам нефти не называются. Известно стремление стран Центральной Азии выйти на перспективные рынки энергоресурсов, потому что иметь такое богатство и не воспользоваться им в трудный переходный период - это, конечно, непозволительная роскошь. Туркмен-баши проявлял в этом вопросе очень большую активность, и в течение 2005 и 2006 годов провел переговоры, прежде всего, с Россией о поставках 50 млрд. куб. м. и об увеличении их до 80 млрд. куб. м. к 2009 году. Было заключено также соглашение с Китаем о поставках 30 млрд. кубометров газа, с Ираном - об увеличении поставок с 8 до 30 млрд. кубов газа, соглашение с Пакистаном и Индией о поставках 30 млрд. кубометров.

Давней мечтой Туркменистана было поставлять газ в Европу через Каспийское море, потом через Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию и - далее в Европу. Первые такие попытки относятся к началу 90-х годов. Тогда были проведены расчеты, согласно которым стоимость газа на границе с Болгарией составляла более 90 долларов за тысячу кубов, что было значительно дороже, потому что в то время Европа закупала газ за 70-80 долларов. Поскольку газ на границе с Болгарией стоил 90 долларов, то надо добавлять еще 20, 30, а то и 40 долларов для того, чтобы поставить его в основные газопотребляющие страны Европы. Из-за высокой цены от этого проекта отказались.

В политическом контексте, однако, идея этого проекта время от времени возникала, чтобы показать России, что страны бывшего Советского Союза очень сильны, и у них есть возможность поставлять газ из республик Центральной Азии в обход России. В качестве примера приводился трубопровод "Баку - Тбилиси - Джейхан", в котором принимали участие Азербайджан и Грузия, к ним присоединился Казахстан. Очень популярной долгое время оставалась идея газопровода "Набуко": по дну Каспийского моря планировалось поставлять газ в Турцию, а далее в Австрию и в страны Европейского Союза. После того, как Россия договорилась с Грецией и Болгарией о строительстве нефтепровода "Бургас - Александрополь", появилась возможность расширить нефтепровод, поставляющий нефть из Тенгизского месторождения. На подходе у Казахстана еще ряд месторождений, в том числе гигантское месторождение "Кашаган" и ряд других, нефть которых куда-то надо поставлять. Эту проблему будут решать с помощью КТК, Каспийского трубопроводного консорциума, который идет с "Тенгиза" до Новороссийска. Далее нефть поставляется через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, и танкеры могут развозить ее по всему миру. Однако, в связи с тем, что все больше возникало проблем с прохождением нефти через эти два пролива, было найдено решение поставлять энергоресурсы через трубопровод "Бургас - Александрополь". Дело в том, что суда простаивали 8-10, а то и 12 дней в ожидании прохода через Босфор и Дарданеллы, что, конечно, сказывалось на стоимости нефти. Поэтому строительство нефтепровода с выходом в Средиземное море и провоз танкерами по Черному морю до Бургаса дает возможность расширить Каспийский нефтепровод и решить проблему поставок казахстанской нефти.

По транспортировке газа в настоящее время действует один газопровод "Средняя Азии - Центр". Максимальная пропускная способность по нему - 50 млрд. куб. м, система очень изношена, требуется серьезная реконструкция.

Наконец, найдено решение строительства Прикаспийского нефтепровода, без участия транзитных стран. Газопровод пройдет по Туркменистану, Казахстану и России, а также возможно расширение газопровода через Узбекистан. Дело в том, что первое крупное месторождение газа в Советском Союзе было открыто как раз на территории Узбекистана. Это решает проблему поставок газа стран Центральной Азии на выгодные для них рынки, но с участием России. В этом случае газопровод по дну Каспийского моря становится нереальным. Дело в том, что для строительства и эксплуатации трубопровода по дну Каспийского моря требуется участие всех стран Каспийского региона, таковы условия договоренности по прокладке. А Иран все время высказывался против этого проекта. Отрицательным фактором осуществления этого проекта является сложная геодинамическая обстановка и большая глубина Каспийского моря в южной части как раз между Туркменистаном и Азербайджаном. Кроме того, это достаточно дорогостоящий проект. В связи с этим, вопрос с поставками газа по системе Набуко снимается.

Нельзя не сказать о совещании глав государств в Кракове, где собрались Грузия, Азербайджан, Украина, Польша. На совещании ожидали президента Казахстана, но он послал туда своего представителя. Это совещание оказалось без основной повестки дня, потому что говорить сегодня не о чем.

В будущем у Центральной Азии большие перспективы и возможности. Но для того, чтобы добывать большее количество газа, нужна реконструкция предприятий газовой промышленности и Туркменистана, и Узбекистана, и Казахстана. Будут нужны новые транспортные магистрали, которые, по-видимому, будут направлены на восток, в Китай и на юг, в Индию и Пакистан, в Иран.

Политической составляющей в соглашении между Россией, Казахстаном и Туркменистаном практически нет - это рынок. Выгодно - значит делайте, невыгодно - не делайте. Предложения России оказались выгодными и для Казахстана, и Туркменистана. Здесь и инвестиции, и готовые транспортные магистрали, ничего нового строить не надо. Транспортный коридор, уже проложенный, значительно сокращает стоимость прокладки новых трубопроводов.

Не могли бы вы обозначить позицию Азербайджана в энергетической политике?

Азербайджан ведет независимую политику, он раньше всех стран СНГ пригласил иностранные компании для разработки месторождений на своем участке Каспийского шельфа. Правда, прогнозные ресурсы там не подтвердились, запасы нефти оказались меньшими, чем ожидалось. Азербайджан является независимым государством и имеет право на свое видение проблемы. Но не нужно искать в этом никаких политических составляющих - только рынок и экономический расчет. Об этом не один раз говорил президент Азербайджана. Россия также говорит о переходе на рыночные цены на энергоресурсы со странами бывшего Советского Союза. Поэтому не надо искать политическую составляющую - Азербайджан отстаивает свои интересы, так же как Россия, Туркменистан и Казахстан отстояли свои интересы в этом вопросе.





http://www.ras.ru/

Док. 480851
Перв. публик.: 15.05.07
Последн. ред.: 25.08.08
Число обращений: 136

  • Дмитриевский Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``