В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: Монетизация и власть Назад
Валерий Федоров: Монетизация и власть
Валерий Федоров, директор ВЦИОМа

Политическим и информационным фоном января стали массовые выступления, связанные с монетизацией льготных выплат. Затаенные страхи граждан, подогревавшиеся весь прошлый год все новыми сообщениями властей о подготовке к запуску в действие закона о монетизации льгот, материализовались в многочисленные выступления пенсионеров и льготников. Политическое сообщество, отвыкшее за годы путинской политической стабильности от каких-либо массовых и организованных акций, озаботилось поиском, с одной стороны, их инициаторов, с другой - составлением списка виноватых министров и чиновников, участь которых - пасть жертвами монетизации.

Попытаемся и мы разобраться с политическими последствиями монетизации. Для этого прежде всего нужно понять, какие масштабы приобрело общественное недовольство. Ведь у россиян есть немало тем, вызывающих их обоснованные опасения, и замена льгот денежными выплатами - отнюдь не главная из них. Так, по данным январского всероссийского опроса ВЦИОМ, 48% наших сограждан ожидают, что монетизация негативно скажется на материальном положении их семей. Тогда как повышение тарифов в ЖКХ приведет к такому же результату уже для 92% россиян, переход к платной медицине - те же 92%, переход к платному образованию - 75%. Причем почти половина из тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения в связи с монетизацией, не сомневается, что сможет в ближайшее же время приспособиться к новой ситуации.

Как видим, отнюдь не монетизация льгот несет самый болезненный удар благосостоянию малообеспеченных категорий россиян, гораздо больше их беспокоят другие социально-экономические процессы. Тем не менее обсуждение темы монетизации вызвало живейший интерес не только самих льготников, но и большинства тех, кто никакими льготами не обладает: 65% всех опрошенных признали, что эта тема их волнует. Причин тому несколько. Прежде всего, сыграла свою роль длительная январская информационная пауза, которая без какой-либо "разминки" сменилась выступлениями льготников, тут же растиражированными нашими изголодавшимися по новостям СМИ. Появление в эфире телесюжетов о выступлениях стало "моральной санкцией" для недовольных в других городах и регионах. Основными их организаторами стали общественные организации ветеранов, инвалидов, пенсионеров, которые и вывели свой актив на улицы - кое-где с помощью политиков от оппозиции. Широкое обсуждение темы уже не столько льгот, сколько массовых выступлений охватило наше общество, уже подзабывшее о таких - активных - методах борьбы за свои интересы. Благодаря этому вопрос стал актуальным для людей с самым разным уровнем достатка, в том числе состоятельных, жителей как мегаполисов, так и сел. Вопрос о монетизации льгот приобрел характер общенациональной проблемы, волнующей представителей всех социальных групп и слоев российского общества.

Кому же адресуется общественное недовольство? Если судить по рейтингам доверия и поддержки, то основной удар приняло на себя правительство Михаила Фрадкова. 54% опрошенных не одобряют его деятельность, а одобряют - лишь 27%. Ниже уровень одобрения за последний год опускался только в апреле 2004 г. (26%), когда это правительство только-только формировалось. Личный рейтинг одобрения Михаила Фрадкова за январь упал с 36 до 30% россиян, тогда как не одобряют его деятельность уже 44% (в декабре 2004 г. было 37%).

Гораздо лучше "пресс монетизации" выдержала Государственная Дума, чей уровень поддержки не изменился по сравнению с декабрьскими 22%. Как полагает большинство россиян, между законами (в целом хорошими) и их реализацией (обычно из рук вон плохой) у нас пролегает дистанция огромного размера, и это не может не сказываться на уровне общественных ожиданий от тех или иных ветвей власти. К законодателям претензий меньше - но и надежд на их счет люди питают немного. Исполнители же более полномочны и авторитетны, но в случае промахов и вину возлагают именно на них.

Особняком здесь стоит фигура президента. За последние годы сложилось правило: за все хорошее страна благодарна президенту, за все плохое - ругает правительство и иные структуры исполнительной власти. Пользуясь этой закономерностью, Путин мог бы достаточно легко, без видимого ущерба для собственного рейтинга миновать "минное поле монетизации". Для этого было бы достаточно представить реформу собственной инициативой правительства, присоединиться к его критике, снять одного или парочку министров. Ничего подобного не произошло - глава государства поддержал закон о монетизации, ограничив критические замечания в адрес правительства указаниями на недостаточную четкость выполнения закона и нерасторопность в реализации реформы.

В январе 65% опрошенных заявили, что одобряют деятельность Путина на посту президента (в декабре был 71%), а 25% - что не одобряют (было 22%). При этом среди молодежи и высоко обеспеченных слоев уровень поддержки президента не меняется (75% и 77%), в то время как больше недовольных его работой стало среди малообеспеченных, старших возрастных и неадаптированных социальных групп. Раньше многие из этих людей поддерживали президента за целенаправленную политику повышения пенсий, гарантированную выплату их в срок. Монетизация же в том виде, в каком она стартовала в январе, воспринята ими как очередной способ "сравнительно честного отъема денег у населения": платить за транспорт нужно уже сейчас, а когда подойдут компенсации и на сколько их хватит - большой вопрос. Претензии вызывает не сам принцип "деньги вместо льгот" - он-то как раз пользуется широкой поддержкой. Когда придут эти деньги и сколько их будет? Ясности здесь у большинства опрошенных нами льготников нет, а это вызывает страх и тревожные ожидания.

Даже на таком тревожном социальном фоне Путин остается абсолютным лидером среди российских политиков и по показателю доверия населения, и по показателю положительной оценки его деятельности. В рейтинге доверия стабильно лидируют Владимир Путин (47%) и Сергей Шойгу (33%), антилидеры также не изменились: это Борис Березовский (-33%), Анатолий Чубайс (-28%), и Борис Ельцин (-24%). Министрам Михаилу Зурабову и Герману Грефу не доверяют по 10% опрошенных, тогда как Владимиру Жириновскому - 21%, Геннадию Зюганову и Борису Немцову - по 17%, Ирине Хакамаде - 14%. Рейтинг кандидатов в президенты тоже возглавляет Путин с 47% сторонников от общего числа респондентов (в декабре 2004 г. за него собирались проголосовать 52% опрошенных). А второе место делят сразу три политика, но у каждого - лишь по 4% поддержки...

Итак, политической платой за поддержку монетизации стало снижение поддержки Путина в социальных группах, образующих ядро противников реформы. Рейтинг или реформы? Вероятно, модернизация общества не может проходить безболезненно, и кто-то должен взять на себя ответственность за нее. В этот раз ответственность взял на себя президент, обладающий политическим авторитетом и поддержкой, в отличие от клерков из правительства. Запрос же, обращенный к нему гражданами, таков: действовать более активно, добиваться буквального выполнения закона, не допускать рассогласованности действий власти в центре и на местах. Закон-то неплох, говорят россияне, вот только монетизации бы побольше!


28/01/2005
http://pda.rian.ru/politics/20050128/9839847.html

Док. 480552
Перв. публик.: 28.01.05
Последн. ред.: 24.08.08
Число обращений: 184

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``