В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: Россия в поисках суверенитета Назад
Валерий Федоров: Россия в поисках суверенитета
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ.

В сравнении с богатым на праздничные даты маем июнь месяц выглядит достаточно скромно. Однако на июнь приходится праздник, который, по идее, должен быть самым главным в нашей стране - День России. В этот день пятнадцать лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Но отношение к этой дате у разных групп населения довольно сильно отличается - "суверенитет" понимается ими по-разному.

Согласно последнего общенационального опроса ВЦИОМ, ровно треть - 33% наших соотечественников полагают, что Россия не обладает тем реальным суверенитетом, каким обладал СССР. В данном случае происходит своеобразная подмена понятий. Суверенитет приравнивается к силе, величию государства. Россия, как принято считать, сегодня существенно слабее и маловлиятельнее, чем был когда-то СССР - следовательно, и суверенитета у нее меньше.

Почти столько же - 31% - респондентов считают, что Россия пока вообще не стала полностью суверенным государством. Для этой категории граждан недообретенный суверенитет, видимо, относится к числу разочарований. Обещали больше, надеялись на большее - а получили на практике существенно меньше. Может быть, даже совсем не то, чего ждали. Примерно, как с ваучером.

И только четверть - 23% опрошенных - оптимистично утверждают, что наша страна сегодня обладает достаточным суверенитетом. Они не пытаются его мерять (больше - меньше) или сравнивать с тем, что было раньше, а воспринимают как данность, вероятно, исходя из общих представлений о том, что такое суверенное, независимое государство.

Чем вызвано столь разное отношение к государственному суверенитету? Прежде всего, налицо четкая корреляция оценок опрошенных с их возрастом. Среди старших возрастных групп (60 лет и старше) только 14% опрошенных считают Россию суверенной. Среди молодежи 18-24 лет - вдвое больше, 33%. "Градус пессимизма" нарастает с возрастом. Чем старше респонденты, тем больше процент тех, кто либо отрицает наличие у России суверенитета, либо считает, что его еще недостаточно.

Люди, вся сознательная жизнь которых прошла в Советском Союзе, меряют суверенитет России по выработанным тогда критериям: способность к глобальному силовому соперничеству (прежде всего с США, конечно), величина контролируемой территории, количество военно-политических союзников, мощь армии и флота. Высоко оценивается и внутренняя сила государства, единство и планомерность его политики, способность обеспечивать минимально приемлемый жизненный уровень большинству населения. "У нас была четкая политика, не важно, что это было вследствие холодной войны, но мы диктовали свои правила. И никто не покушался на нас" - так, словами одной из участниц обсуждения темы на фокус-группах, можно охарактеризовать "советское" понятие суверенитета.

Для тех, чье вступление в активную фазу жизни пришлась на послесоветское время, мифологизированный образ великого и могучего СССР играет существенно меньшую роль. "Суверенитет для меня равен независимости. Он придает государству статус, а гражданам - ощущение принадлежности к своему народу, своей стране", говорят респонденты. Как видим, военно-силовая, агрессивно-наступательная интонация в таком определении сходит на нет. Отдавая должное тогдашнему высокому положению нашей страны в мире, молодые лишены ностальгии по "потерянным территориям", по жизни в многонациональном союзе республик, по единой "руководящей и направляющей силе", какой в СССР была партия коммунистов. Оценивая независимость России как данность, они в то же время указывают на слабость ее нынешнего экономического положения, неравенство социальных и карьерных возможностей для людей разного уровня достатка, дефицит уважения к нашей стране в мире. Вот эти - справедливые, кто поспорит! - претензии мешают молодым россиянам оценивать сегодняшний суверенитет России как реальный, небумажный.

Как видим, суверенитет рассматривается респондентами не как сугубо политическая или идеологическая категория, а с точки зрения того, лучше или хуже стало жить в независимой России после распада СССР. 38% опрошенных считают, что суверенитет пошел во вред России, и лишь немногим больше (41%) - что во благо. На первый взгляд картина ошеломляющая. Что за массовое "бегство от свободы"? Неужели люди не хотят суверенитета? Проблема, вероятно, в сугубо прагматичном, даже потребительском отношении к этому понятию. Лучше стало жить - значит, много суверенитета, хуже - значит, мало или нет вовсе. Не случайно отношение к суверенитету зависит от материального положения граждан. Чем лучше оценивают опрошенные свой достаток, тем выше процент тех, кто считает Россию суверенной (34% в группе хорошо материально обеспеченных, 24% - в средне обеспеченных и 17% - в плохо обеспеченных). В общем, бессмертные слова Кеннеди - "Не спрашивай, что твоя страна сделал для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны" - это пока не для нас. А жаль...
Итак, праздника Дня России у нашего общества пока нет. У государства есть, а у общества - нет. 12 июня 39% опрошенных рассматривают как простой выходной, 19% не понимают его смысла, а 11% считают этот день трагической датой начала развала СССР.

Если суверенность новой России вызывает столько разногласий в обществе, то каково отношение к ее государственной атрибутике? На вопрос: "Какие чувства вы испытываете, когда видите герб страны?" 59% ответили, что испытывают гордость, 8,1% стыд за свою страну. 27% вообще не испытывают никаких чувств. Более тепло воспринимается государственный флаг - им гордятся 63% опрошенных. Равнодушных тоже чуть меньше - 24%. Лучше всего дела обстоят с гимном - им гордятся 65% респондентов, а 23% он оставил равнодушными. Как видим, количество равнодушных или активно не приемлющих государственную символику - немалое, около четверти опрошенных. Но значительное большинство наших соотечественников уверенно принимает государственную атрибутику России. Возможно, это связано с тем, что в ней осуществлен удачный микс, коктейль - царский герб, советский гимн, триколор, ассоциирующийся с 1991 годом и падением коммунизма. Так что каждый может найти в государственной атрибутике то, что ему ближе. Битвы за историю постепенно уходят в прошлое, и идеологическая, узкопартийная окраска государственных символов уступает место отношению к ним как к атрибутам страны, обозначающим единство всех нас как граждан России.

Но эмоционального, сугубо личного наполнения это отношение пока не имеет, скорее напоминает обязанность, новую привычку, а не искреннюю, прочувствованную потребность. Потребность надо еще сформировать, и дело здесь не только во времени, которого тоже нужно немало, но и в культуре отношений граждан и государства, в разумном, понятном людям распределении обязанностей и прав человека и власти. Чтобы любить государственные символы, нужно уважать государство, относиться к нему как к собственному созданию, а не чуждому карательному институту. До всего этого нам пока еще далеко.

Примерно так же обстоит дело с Днем России. Дело в том, что мы как нация не определились еще прочно, что считать нашим государством. Если рассматривать Россию, как бывшую империю, утратившую свое могущество, то отношение к 12 июня, к суверенитету новой страны будет негативным - как к акту самороспуска ослабевшей, но от того не менее родной и почитаемой империи. Если же речь идет о новом национальном государстве, то суверенитет воспринимается позитивно или, по крайней мере, с надеждой на лучшее. Классический конфликт отцов и детей, пусть и в мягкой форме: старшее поколение обращено в прошлое, молодежь - устремлена в будущее. Новую страну предназначено создавать новому поколению. Для него день России если уже не наступил, то обязательно наступит.

14/06/2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050614/40517490.html

Док. 480543
Перв. публик.: 14.06.05
Последн. ред.: 24.08.08
Число обращений: 186

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``