В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: Чем гордится новая Россия Назад
Валерий Федоров: Чем гордится новая Россия
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ.

Вот уже несколько лет в России можно наблюдать ренессанс лучших символов советской эпохи. Символов мощи и величия страны, ее побед и достижений. Возьмем для примера космос: 85% россиян считают, что полет Юрия Гагарина и космические экспедиции последующих лет - это то, чем мы всегда будем гордиться. По мнению 67%, Россия и впредь должна делать все возможное, чтобы сохранить свои позиции ведущей космической державы. А 50% считают, что мы были и остаемся мировыми лидерами в освоении космоса.

Как видим, россияне, в своем большинстве, не только гордятся прошлыми достижениями, но считают необходимым сохранять завоеванные позиции и в будущем. Страна приходит в себя после революционных потрясений и готова думать не о примитивном выживании, но и о развитии. Она избавляется от депрессивного состояния, в которое ее вогнали двадцать лет назад, когда Горбачев провозгласил политику "перестройки". Если кто не помнит, "перестройка" началась с пересмотра истории, заполнения "белых пятен". С тех пор на наше прошлое было вылито столько, что оно на время превратилось в одно "черное пятно". Ужас и отвращение перед прошлым, который культивировали реформаторы первой волны, сформировали целый комплекс неполноценности у людей среднего и старшего поколения. А развал СССР, коренная ломка всего прежнего уклада жизни дополнил его комплексом поражения и унижения.

Ситуация стала меняться в конце 90-х годов. В прошлом стали искать не только плохое, но и хорошее, то, на что можно опереться в настоящем. В этом смысле рубежным шагом было возвращение советского гимна: знаменитая музыка Александрова осталась без изменений, а явно устаревший текст заменили новым. Что-то похожее происходит и с другими культовыми элементами советского прошлого, ключевыми элементами советской "выставки достижений народного хозяйства".

Если отбросить идеологическую мишуру, то нельзя не признать: "витриной социализма" действительно можно было гордиться. Космос, спорт, классический балет, фундаментальная наука, военная промышленность... Запаса прочности, накопленного в то время, хватает до сих пор. Российские ракетоносители оказались надежнее американских шаттлов и здорово выручают НАСА и Международную космическую станцию. Несмотря на "утечку мозгов" и прочие неурядицы эпохи рыночных реформ, российская фундаментальная наука не утратила своего авторитета (не было бы мозгов - нечему было бы утекать). Большой театр был и остается местом паломничества и россиян, и иностранцев. Немало пороха в пороховницах и у любимого детища советской власти - военно-промышленного комплекса, постепенно оправляющегося от конверсионного шока.

А вот что выставлено на витрине нового российского капитализма? Новые заводы, фабрики, мировые бренды? Их практически нет. Герои нашего времени - новые русские миллиардеры? Их в достатке, но своею национальной гордостью их соглашаются считать не более 7% великороссов. 39%, напротив, говорят, что испытывают жгучий стыд, слыша о лидерстве россиян в рейтинге богатейших людей планеты. Полные прилавки магазинов? Допустим. Но при таком вопиющем разрыве между богатыми и бедными, как в России, яркие витрины всевозможных бутиков могут вызывать у большинства лишь раздражение и злобу.

Пока все большие наши победы - в прошлом. Последние двадцати лет не принесли нам ничего, чем мы готовы гордиться. Стыдного много, предметов для гордости - почти нет. Вообще, эмоций сейчас стало меньше, мы смотрим на многие вещи гораздо более трезво, "без фанатизма". Показателен опрос об отношении наших соотечественников к ключевым событиям и явлениям перестройки. При общем негативном отношении к перестройке и ее последствиям, только один из важнейших процессов, стартовавших тогда, сегодня получил больше отрицательных оценок, чем положительных. Речь идет об усилении самостоятельности республик и регионов: только 28% опрошенных считают, что это явление сыграло положительную роль в истории нашей страны, а 32% оцениваю эту роль как отрицательную. Очевидно, что речь здесь идет о процессе регионального и национального обособления, который не прекратился с распадом СССР, а продолжился и в рамках вновь образованной Российской Федерации. Логично, что именно восстановление реального единства страны россияне считают одной из главных заслуг президента Путина.

От других же новаций, которые принесла нашей стране перестройка, отказываться мы не готовы. Развитие частного предпринимательство и возможность зарабатывать без ограничений; прекращение "холодной войны" и конфронтации с Западом; ослабление государственного контроля над частной жизнью граждан; реальная свобода совести, слова, собраний, политических объединений; даже уход из Восточной Европы и предоставление бывшим сателлитам СССР права самостоятельно определять свою судьбу - все то, что отличает новую Россию от СССР, сегодня признается важными и положительными изменениями в жизни нашей страны.

Признается - но как бы между делом, мимоходом, не в полный голос и без особой гордости. Мы уже перестали оплевывать нашу историю (чрезвычайно популярное было занятие еще десяток лет назад!), рисовать ее только черной краской, мы готовы с ней примириться и ищем в ней опору для дня сегодняшнего. Но находить основания для гордости за свою страну в нашей собственной жизни мы пока не умеем.

Работает простая формула: "мы хотели хлеба, а нам дали свободу". Вот теперь и учимся, пользуясь свободой, сами добывать себе хлеб. Получается не слишком. Но у многих уже получается. Доля тех, кто признает, что никогда уже не сможет приспособиться к переменам последних лет, неуклонно падает и составляет сегодня не более 14 опрошенных. А оставшиеся три четверти? Они не могут жить без гордости за свою страну.

Россия вряд ли когда-нибудь будет жить как Швеция или Голландия. Тихая, спокойная, устроенная жизнь - пока не для нашего человека. Ему все еще нужны великие, грандиозные свершения, чувство исторической миссии. Опросы общественного мнения показывают, что как бы низко ни оценивали респонденты свои материальные условия жизни, они продолжают чувствовать себя гражданами великой страны. Потому, что Россия - звучит гордо. Но, чтобы поднять страну - нужна точка опоры. И поиск ее идет. Пока "точки роста" или, скорее, "точки прорыва" не найдены, мы вынуждены оглядываться назад, искать опору в былых победах. Однако рано или поздно должен созреть новый национальный проект. И тогда мы поговорим о новой национальной гордости великороссов.

16/06/2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050616/40534113.html

Док. 480542
Перв. публик.: 16.06.05
Последн. ред.: 24.08.08
Число обращений: 177

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``