В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Ивашов: Чем обернутся новогодние поздравления `ГАЗПРОМА`? Назад
Леонид Ивашов: Чем обернутся новогодние поздравления `ГАЗПРОМА`?
Леонид Ивашов, генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем.

Бисмарку приписывают фразу: "Некоторые страны выгоднее иметь в качестве противников, чем союзников". Гитлер повторил ее в отношении румын и итальянцев после Сталинграда.

Но это - исключение из мировой политической практики. А в традиции все государства и народы стремятся обрести надежных друзей и союзников. И не только для войны, но для повседневной жизни. Ибо союзники усиливают геополитический потенциал государства, расширяют зону его влияния, увеличивают степень политического маневра. То есть, говоря по-современному, повышают его активы.

А великий Сунь-цзы рекомендовал стратегам: "Ищи друзей, враги объявятся сами".

Геополитика трактует: долгосрочные и особо близкие союзы могут быть только между народами, чьи смысловые геополитические коды совпадают, а ценностная шкала идентична или близка. Попытки же совместить в одном государстве или союзе несовместимые (прежде всего по духовно-нравственным основаниям) этносы Лев Гумилев называл химерой, ведущей к гибели такого государств или союза.

Так вот более близкого русскому человеку и народу этноса, чем белорусы, в мире не существует. По сути, мы единый народ, семья, где все дети, конечно, отличаются друг от друга, но не очень. И переводить отношения братьев исключительно на коммерческую основу вряд ли оправданно.

Да, за союзные, а тем более, братские отношения иной раз приходится платить, но это - общий семейный бюджет, и только при взаимоподдержке можно бережно его расходовать, а затем и пополнять. Кстати, американцы далеко не братья европейцам, но за содержание НАТО они оплачивают не менее 50 процентов от общих расходов.

То, что сегодня происходит в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, - это просто средневековая тупость и предательство русских национальных интересов.

Становится уже недоброй традицией: под очередной Новый год самой активной внешнеполитической силой в России выступает "Газпром". Он до предела обостряет ситуацию в газовой сфере то с Украиной, то с Белоруссией, отбрасывая далеко назад все положительное, что удалось сохранить в отношениях между славянскими народами - великороссами, малороссами и белорусами.

Трудно сказать, является ли ценовая газовая горячка прописанным сценарием или случайной импровизацией, но то, что такого рода "новогодние поздравления" в результате приводят к острейшему политическому кризису между государствами и народами, вряд ли может говорить о продуманности подобных действий.

Попытаемся разобраться в ситуации с Белоруссией.

В военно-стратегическом отношении эта республика на 600 километров врезается в НАТОвское пространство, ломая овальный изгиб антироссийской Балтийско-Черноморской дуги и примыкая вплотную к окруженной северо-атлантическим альянсом калининградской группировке российских войск. Союзные отношения в военной сфере с Россией образуют единое оборонное пространство двух государств на западном направлении, которое отодвигает натовское давление на российские границы. То есть и в этом вопросе Минск серьезно мешает Западу в реализации его "миролюбивых" ракетно-бомбовых планов.

А теперь по существу российско-белорусских межгосударственных отношений. Основу их должны составить договоренности и документы, подписанные и принятые в рамках Союзного государства. Но получается, что никто из его участников всерьез не собирался это самое "союзное" государство строить. Потому-то и нет даже научного фундамента, определяющего и развивающего в теории само понятие "союзное государство" как прецедента в международной практике.

Нет ни концепции, ни технологии (стратегии) последовательного возведения здания такого государства. Есть только набор неких частностей, не вписанных в общий проект, да и самого этого проекта, как оказалось, нет. И главное - все годы "строительства" РФ и РБ развивают свои государствообразующие системы и институты в совершенно разных, а порой диаметрально противоположных направлениях. Это касается политической системы, экономической модели, социальной структуры общества, закрепленных национальными конституциями и законодательными актами.

Так зачем же столько шума вокруг союзного прецедента? Белорусский народ, да и российский тоже искренне верили в серьезность намерений руководства своих стран. Но, получается, что российские и белорусские политики использовали лозунг единения двух народов в качестве козыря на выборах. Хотя надо быть весьма близоруким, чтобы не видеть всей значимости объединения с таким союзником, как Белоруссия, с ее нефтеперерабатывающими, высокотехнологичными производствами, а главное - с транспортной инфраструктурой. Впрочем, даже вопреки воли противников Союзного государства некоторых позитивных моментов в ходе "строительства" удалось достичь. Во-первых, в области обороны есть серьезные интеграционные результаты. Во-вторых, в экономических отношениях сложилась своеобразная ценовая расчетная структура, близкая к внутренним ценам двух государств. Важнейшими составляющими выступают также союзные политические отношения и взаимные военно-стратегические интересы. Нельзя сбрасывать со счетов и не утраченное до сих пор стремление народов к проживанию в едином государстве.

Строго говоря, сложился взаимный ценовой компромисс, о котором грех забывать. Беларусь, например, не берет с россиян плату за стратегические объекты России на своей территории (радиолокационный узел системы ПРО "Барановичи", центр связи с атомными подводными лодками "Вилейка"). Не требует оплаты за информацию о воздушной обстановке, за фланговое прикрытие калининградской группировки и т.д. Да и все товары идут в Россию по низким белорусским ценам, ценам производителя.

Но когда Россия вдруг вырывает из общей структуры цен одну составляющую - газовую, рушится вся система. Что и отметили белорусы в своем ответе. И если этот процесс не остановить, обе страны перейдут на европейскую систему цен и, таким образом, мы сами откроем Белоруссию для Европы и одновременно прикроем особый характер отношений к России, поскольку рухнут структурные составляющие межгосударственной ценовой политики.

Да, в какой-то мере "Газпром" ухудшит социально-экономическую ситуацию в РБ, может подпортить политические позиции А.Г. Лукашенко, возможно, поспособствует его уходу с поста президента.

Но каковы будут последствия для России после этого?

Можно прогнозировать наиболее вероятный вариант в соседней стране: "оранжевая революция", жесткий антироссийский курс, вступление в НАТО, военные базы альянса под Смоленском, ликвидация РЛУ "Барановичи" (как это было в латвийской Скрунде), утрата Россией своего надежного союзника. Политические, военно-стратегические, экономические и финансовые последствия победы "Газпрома" в войне с Лукашенко описывать не буду, рекомендую посмотреть на Грузию и Украину.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

26/01/2007
http://pda.rian.ru/analytics/20070126/59722898.html

Док. 480388
Перв. публик.: 26.01.07
Последн. ред.: 23.08.08
Число обращений: 181

  • Ивашов Леонид Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``