В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сечин создаст конкуренцию на бензиновом рынке Назад
Сечин создаст конкуренцию на бензиновом рынке
В пятницу 11 июня в Северодвинске под руководством премьер-министра Владимира Путина пройдет совещание по проблемам нефтегазового комплекса. Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК, подготовил к этому мероприятию несколько новаций. В частности, с целью сбить цены на нефтепродукты внутри России он предлагает построить в стране первый со времен СССР крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

Проблема назрела давно. Слишком уж высоки в России цены на продукты нефтепереработки, несмотря на то, что она наряду с Саудовской Аравией является крупнейшей нефтедобывающей страной мира.

Так как у России собственной нефти, можно сказать "залейся", цены мирового рынка на нефть и на бензин в России, вроде, не должны быть связаны напрямую. Тем более что нефтепродукты, перерабатываемые и продающиеся в России, не облагаются гигантскими экспортными пошлинами. Тем не менее, устойчивая связь между мировым нефтяным рынком и ценами на топливо внутри страны неуклонно прослеживается.

Как известно, мировые цены на нефть последние годы постоянно движутся вверх. Всякий раз, когда они достигают нового существенного предела, несколько крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, господствующих в России, начинают задумываться: не слишком ли дешево они продают бензин на отечественных заправках. И, как правило, практически синхронно повышают цены на него. Благо монополизм это позволяет. В результате розничный бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США - крупнейшем мировом экспортере "черного золота".

Та же самая история с авиационным керосином. Большинство топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах контролируются теми же вертикально-интегрированными нефтекомпаниями. В конце прошлого года они обнаружили, что авиационное топливо во всем мире резко дорожает. Результат - с осени прошлого года к настоящему времени цены на авиационный керосин в российских аэропортах выросли в два раза, во многих случаях превысив цены на авиатопливо в других странах.

Как бороться с монополизмом на внутреннем рынке нефтепродуктов, вице-премьеру Сечину подсказали так называемые независимые, а попросту, небольшие нефтекомпаниии. Им самим приходится несладко от засилья монополистов, контролирующих существующие в стране НПЗ.

В июне четыре малые нефтяные компании предложили Сечину идею строительства независимого НПЗ, в составе акционеров которого не было бы доминирующего положения какой-либо крупной добывающей компании. Такой НПЗ обеспечил бы малым нефтяным компаниям недискриминационный доступ к перерабатывающим мощностям и мог бы способствовать большей конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В среду 9 июля в ожидании совещания в Северодвинске Сечин в открытую поддержал малые нефтяные компании. Более того, он предложил строить новый независимый НПЗ на принципах частно-государственного партнерства, профинансировав его частично за счет средств государственных институтов развития. У проекта появились параметры: мощность НПЗ должна составить не менее 12 млн тонн в год, прогнозная стоимость - около $8 млрд.

Правда, многое с этим проектом еще до конца неясно, и окончательного решения по нему, по словам самого Сечина, еще нет. "Видимо, надо будет сформировать некий консорциум для строительства с возможными поставщиками и с участием государства", - предположил он.

В прошлом году независимые нефтекомпании добыли почти 21 млн тонн нефти и конденсата, поэтому в принципе загрузить новый НПЗ они будут в состоянии. Но только сообща, а с этим как раз могут возникнуть проблемы. Независимые нефтедобытчики работают в разных регионах России, поэтому пока и не определено место строительства НПЗ.

Окупаемость проекта больших сомнений не вызывает, учитывая нынешние цены на нефтепродукты. Но эти же высокие цены могут стать и проблемой (для отечественных автомобилистов): бензин с независимого НПЗ может быстро подорожать до уровня монополистов или пойдет за рубеж, если цены там будут намного привлекательней.

Но ради дополнительного поступления нефтепродуктов на внутренний рынок Сечин готов простимулировать производителей бензина даже обнулением акцизов. Кроме того, он намерен создать конкуренцию и на рынке авиакеросина. По его планам, надо строить не только независимый НПЗ, но и альтернативные топливно-заправочные комплексы, чтобы их было по нескольку штук в каждом крупном аэропорту и они конкурировали между собой. Правда, откуда взять топливо для этих альтернативных ТЗК пока остается не ясным, мощностей одного независимого НПЗ явно не хватит.

10/07/2008
http://pda.rian.ru/analytics/20080710/113699757.html

Док. 480268
Перв. публик.: 10.07.08
Последн. ред.: 23.08.08
Число обращений: 79

  • Сечин Игорь Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``