В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Финогенов: Деньги на шестерых. Назад
Игорь Финогенов: Деньги на шестерых.
Евразийский банк развития готов к приему новых стран-акционеров

ПРОЕКТЫ по строительству дорог, аэропортов и линий электропередачи на территории СНГ будет поддерживать специальный инфраструктурный фонд.

Меморандум об этом подписали Евразийский банк развития (ЕАБР), Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и казахстанский институт развития фонд "Казына". Евразийский банк развития, учрежденный Россией и Казахстаном, стал первой межгосударственной финансовой организацией, которая занялась экономической интеграцией постсоветского пространства.

Об особенностях этого проекта в интервью "РГ" рассказал председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов.

Российская газета: По прогнозам экспертов, в ближайшие годы темпы экономического роста в государствах ЕврАзЭС будут выше, чем в развитых странах мира. Но локомотивом такого движения должна стать Россия. У нашей страны есть заинтересованность в том, чтобы "подтягивать" экономику соседей?

Игорь Финогенов: Россия делится своими преимуществами и ресурсами с экономиками тех стран, которым в силу разных причин повезло меньше. Российский бизнес открывает там производства, создает новые рабочие места, продвигает технологии. И тем самым способствует снятию социальной напряженности, борьбе с бедностью. Но для российских предпринимателей это сотрудничество тоже выгодно.

Например, сейчас ЕАБР рассматривает проект по строительству хлопкопрядильной фабрики в Таджикистане. Дело в том, что цены на мировом рынке на хлопок низкие, а на пряжу - высокие. В Таджикистане нет своих мощностей по переработке сырья, и они вынуждены экспортировать его по бросовым ценам. Строительство новой фабрики позволит этой республике заработать немалые деньги, а пряжа будет поставляться на российские текстильные производства. Стоимость проекта оценивается в 10 миллионов долларов. Для российских инвесторов - это скромная сумма, а в Таджикистане ее найти невозможно. Есть и более масштабные планы. Скажем, по освоению гидроэнергетических ресурсов Средней Азии. Если реализовать потенциал Таджикистана, то можно будет покрыть дефицит электроэнергии не только в этой стране, но и в соседних государствах, в том числе в России. Создание такого энергетического кластера будет напрямую способствовать развитию российской экономики.

Так что экономическая интеграция выгодна всем. А экспансия бизнеса за пределы страны является залогом устойчивости российской экономики.

РГ: Однако вопрос о присоединении Таджикистана и других государств ЕврАзЭС к Евразийскому банку развития пока не решен.

Финогенов: Мы получили официальные обращения о присоединении от Таджикистана и Белоруссии. В ближайшее время ожидаем заявлений от Армении и Киргизии.

Но сама по себе процедура присоединения к ЕАБР довольно сложная и займет определенное время. Сначала совет банка должен рассмотреть обращение о вступлении. Затем надо будет провести переговоры по поводу того, какую долю в капитал банка готовы внести новые акционеры. Наконец, эти государства должны присоединиться к соглашению об учреждении банка и провести ратификацию документов в своих парламентах.

РГ: Россия внесла в уставный капитал банка 1 миллиард долларов, Казахстан - 500 миллионов. Взносы новых акционеров, скорее всего, будут меньше. Сказывается ли величина взносов на выборе проектов и условиях, на которых ЕАБР предоставляет средства?

Финогенов: Нет. При отборе проектов мы исходим прежде всего из того, насколько они соответствуют миссии банка и тем целям, которые определили его акционеры. А они состоят в том, чтобы способствовать интеграционным процессам на пространстве бывшего Советского Союза, позитивным изменениям в экономике стран-участниц, отходе от сырьевой направленности и развитию производств с большей добавленной стоимостью, решению социальных проблем.

Причем эти задачи выражены в конкретных показателях, утвержденных в стратегии развития банка на 2008-2010 годы. Проекты с участием ЕАБР должны обеспечить к 2010 году рост взаимной торговли на 1,6 миллиарда долларов в год, объем взаимных инвестиций за это время должен увеличиться на 800 миллионов долларов. Приоритетными являются проекты в сфере электроэнергетики, транспорта, высокотехнологичные и инновационные отрасли.

Кроме того, проект должен быть экономически обоснованным.

Хотя ЕАБР и не является коммерческим - это специфический банк развития, который не нацелен на извлечение прибыли - он работает в соответствии с принципами международной банковской практики. Для нас важно, чтобы проект давал возможность вернуть вложенные средства.

Что же касается банковских условий, то они могут меняться. Мы учитываем политические и экономические риски стран, на территории которых предлагается реализовать проект. Если его стоимость менее 100 миллионов долларов, решение по финансированию принимает правление банка, по большим суммам - совет, в состав которого входят представители государств-акционеров.

РГ: Но ваши условия мягче, чем в коммерческих банках? Какая, например, вилка у ставок по кредитам?

Финогенов: Ставки, как правило, ниже, чем в коммерческих банках. Но главное - мы предлагаем "длинные" деньги. Срок кредитования может доходить до 15 лет. А поскольку ЕАБР - это международная организация, акционерами которой являются правительства стран-учредителей, у нас есть некоторые преимущества по выходу на финансовые рынки, льготы по налогообложению. И это позволяет довольно успешно вовлекать в проекты частные инвестиции. Сейчас на четыре доллара, вложенных банком, приходится шесть частных. Но, думаю, в дальнейшем это соотношение будет меняться в сторону инвестиций бизнеса.

Сейчас коммерческие банки боятся рисковать своими вложениями в самом начале проекта. Но когда идея запущена, например, началось строительство, куплено оборудование, предприниматели подтягиваются охотнее. А банк может выходить из этих проектов и освобождать свои средства для поддержки других предложений. У нас нет цели заместить частный бизнес. Напротив, мы должны стать катализатором привлечения негосударственных инвестиций, повернуть эти деньги на решение экономических и социальных проблем в странах ЕврАзЭс.

Мы используем разные инструменты поддержки - можем частично входить в капитал проектов, использовать лизинг, кредитование и долговые инструменты. Выбор механизма зависит от самого проекта. В основном мы работаем с проектами стоимостью не менее 30 миллионов долларов, хотя встречаются и исключения. Обязательное условие - свои деньги в проект должен внести его инициатор.

РГ: А как поступает банк, если при осуществлении того или иного проекта сталкиваются интересы разных стран?

Финогенов: Такие ситуации, действительно, возникают. Один из примеров - это проекты в гидроэнергетике, где сталкиваются интересы Таджикистана и Узбекистана. Но если среди акционеров или участников проекта нет согласия, то мы за него просто не беремся. Практическая реализация проекта может начаться только при наличии полной договоренности.

РГ: По каким проектам ЕАБР уже открыл финансирование?

Финогенов: Общий объем утвержденных проектов банка на территории России и Казахстана составляет на сегодня более 665 млн долларов США. Банк рассматривает 30 проектов с объемом своего участия 2,3 млрд долларов. В Казахстане банк, например, участвует в проекте промышленного освоения уранового месторождения "Заречное". Добываемый уран обогащается в России, а затем используется на атомных станциях нашей страны и Казахстана.

На территории нашей страны мы участвуем в строительстве лесоперерабатывающего комбината в Томской области, производстве самолетов "Сухого", создании логистических центров в Омске, Новосибирске, Саратовской области, которые будут обслуживать потоки грузов, идущие из Китая через Казахстан в Европу.

У банка подписаны соглашения о сотрудничестве с Новосибирской областью, Татарстаном, Ханты-Мансийским автономным округом. Общий объем финансирования, который ЕАБР планирует привлечь в развитие экономической инфраструктуры этих регионов России, составляет 3-3,5 миллиарда долларов.

Возможно, банк подключится и к строительству Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге. Недавно к нам обратились с предложением поддержать открытие в Казахстане производства вазовских автомобилей, камазовских машин и комбайнов.

РГ: С середины прошлого года финансовые рынки многих стран лихорадило из-за ипотечного кризиса в США. Проблемы были и в Казахстане. Это сказалось на работе ЕАБР?

Финогенов: Надо сказать, что правительство Казахстана вовремя вмешалось в ситуацию и приняло меры для поддержания банковской ликвидности. Так что серьезных проблем в стране не возникло.

Однако некоторые сложности с привлечением заемных средств за рубежом, высокой стоимостью фондирования денег у коммерческих банков существуют - и в Казахстане, и в России. Некоторые проекты стали для коммерческих банков нерентабельными, и их инициаторы обратились к нам. За предложения, подходящие нам по критериям, банк взялся.


26.06.2008
http://www.eabr.org/rus/media/CMI/index.wbp?article-id=CD27CB90-8D5A-4C91-82E3-2464FB7215F8&page=0

Док. 480191
Перв. публик.: 26.06.08
Последн. ред.: 23.08.08
Число обращений: 91

  • Финогенов Игорь Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``