В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Финогенов: ЕАБР будет активно инвестировать на пространстве СНГ. Назад
Игорь Финогенов: ЕАБР будет активно инвестировать на пространстве СНГ.
Глава Евразийского банка развития Игорь Финогенов в Москве бывает наездами. Однако и в Алматы, где располагается штаб-квартира ЕАБР, он не засиживается. "За последние две недели я побывал в Новосибирске, Душанбе, Астане, Москве", - говорит он. Банк вышел на этап реализации сделок, и путешествовать по делам приходится часто.

НБЖ: Скоро исполнится полтора года, как начал действовать ЕАБР. Что сделано банком за это время?

Игорь Финогенов: Этап становления закончился. Подписано соглашение о пребывании штаб-квартиры в Казахстане, проведена аккредитация и другие юридические процедуры, которые позволяют организации начать работать. Составлена команда, в которую вошли опытные профессионалы из Москвы, Бишкека, Астаны, Киева, Лондона.

Наконец, создана технологическая база, начиная от IT и кончая регламентами, без которых ни одна нормальная кредитная организация работать не может.

А главное - мы выдали первые кредиты и привлекли первые деньги.

НБЖ: Какие проекты сейчас реализуются с участием банка?

Игорь Финогенов: Пока подписаны кредитные соглашения по трем проектам. Во-первых, предприятие "Заречное", добыча урана в Казахстане. Во-вторых, строительство рудника "Восход", где будут добывать хромиты, которые нужны для производства нержавеющей стали. Еще один проект - возведение новых энергоблоков на Экибастузской ГРЭС-2. Это масштабный проект, объем кредитования будет доходить до $680 млн. А всего в портфеле у банка проектов на $2,5 млрд.

НБЖ: Какие требования вы предъявляете к проектам?

Игорь Финогенов: Как минимум они должны быть экономически состоятельны, а главное - соответствовать нашей миссии, иметь интеграционный эффект, способствовать позитивным изменения в экономике стран, где мы работаем, в частности преодолению инфраструктурных ограничений, развитию наукоемких отраслей.

НБЖ: На каких условиях кредитуются эти проекты?

Игорь Финогенов: Мы рассматриваем сроки кредитования до 15 лет, объемы кредитования - не менее $30 млн. К ним предъявляются естественные требования с точки зрения возвратности, обеспеченности, платности ресурсов.

НБЖ: Недавно состоялся Совет ЕАБР. Что он решил?

Игорь Финогенов: Центральным вопросом стало утверждение стратегии деятельности банка. Приоритетными отраслями финансирования были определены электроэнергетика, водно-энергетический комплекс, транспортная инфраструктура, а также высокотехнологичные и инновационные отрасли. Кроме того, обсуждалась возможность создания фондов прямых инвестиций. Банк планирует сам учреждать их или участвовать в уже существующих. Соинвесторами могут быть Внешэкономбанк, Фонд устойчивого развития Казахстана "Казына". Один из первых фондов мы хотим создать с их участием.

Но есть и другие кандидаты. В частности, обсуждаем один из вариантов с бывшим главой Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном, который очень заинтересован участвовать с нами в серьезных проектах.

НБЖ: Когда банк создавался, утверждалось, что с его помощью будут реализовываться проекты в России. Но пока все сконцентрировано в Казахстане. С чем это связано?

Игорь Финогенов: Если исходить из задач, которые стоят перед банком, Россия и Казахстан не являются приоритетом с точки зрения капиталовложений. Задача у нас несколько другая - интеграция. Если речь идет об экспансии российского и казахского капитала, то проекты должны реализовываться в других странах.

Взять проекты, о которых мы уже говорили. Все они - совместные российско-казахстанские предприятия, хотя и находятся в Казахстане. "Заречное" - СП "Техснабэкспорта" и "Казатомкома". ГРЭС-2 - СП "ИнтерРАО" и казахстанского правительства. А почему на территории Казахстана? Потому что это были наиболее проработанные проекты, готовые к финансированию.

НБЖ: А есть у вас в портфеле проекты, которые будут реализовываться в России?

Игорь Финогенов: Конечно. Это - финансирование производства самолетов "Сухого". Мы также будем рассматривать возможность участия в строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также Орловского туннеля под Невой. Кроме того, есть проект предприятия по выпуску древесно-стружечных плит нового поколения в Томске, создание логистических центров в Омске, Новосибирске, Саратовской области. Мы ориентируемся не на территориальный принцип, а на функциональный. Например, логистический центр на территории России будет обслуживать транспортные потоки из Китая через Казахстан в Европу.

НБЖ: Готов ли банк финансировать крупные межгосударственные проекты?

Игорь Финогенов: Мы уже рассматриваем возможность финансирования строительства Сангтудинской ГЭС в Таджикистане. Это крупный межгосударственный проект.

НБЖ: На рынке действует много банков развития. Вы ощущаете их присутствие? Сумели найти для себя место среди них?

Игорь Финогенов: Банков развития в мире насчитывается около 150. Только на территории России и Казахстана работают Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Фонд устойчивого развития Казахстана "Казына" и другие институты.

Но каждый из них решает свою задачу. Когда мы отбираем проект, то обращаем внимание на интеграционный эффект, чего не делают другие банки развития. Кроме того, мы активно взаимодействуем с национальными институтами развития, в частности у нас подписаны соглашения с Внешэкономбанком, с фондом "Казына". Уже есть совместные многомиллиардные проекты, в которых мы будем работать вместе. Наше преимущество в том, что мы можем быть проводниками иностранных инвестиций за счет особого статуса. У национальных институтов есть тесное взаимодействие с правительством, позволяющее контролировать организационные риски, привлекать господдержку. Тут очень важно правильно распределить роли, и нам, мне кажется, это удается.

НБЖ: Предполагается ли расширение числа акционеров ЕАБР?

Игорь Финогенов: Да, и уже ведутся конкретные переговоры. Речь идет о Белоруссии, Армении, Киргизии, Таджикистане.

НБЖ: На каких условиях они смогут войти в число участников?

Игорь Финогенов: Детали этих условий как раз и обсуждаются. Но, прежде всего, они должны стать акционерами, внести некую долю в капитал банка. Размер этой доли должен зависеть от экономических возможностей данной страны. Так будет определяться количество голосов в совете. Одна акция имеет один голос, а всего таких акций - полтора миллиона.

НБЖ: В СНГ действует еще один межгосударственный банк. Межгосбанк. В чем разница между ЕАБР и ним?

Игорь Финогенов: Межгосбанк создавался для того, чтобы поддержать рублевую зону на пространстве СНГ. Было стремление создать единый расчетный центр, и элементом этой системы должен был стать Межгосбанк. Поэтому в его основу закладывалась расчетная функция, а не инвестиционная. У него есть ниша, которую надо активно осваивать. Это - расчеты. Товарооборот на пространстве СНГ огромный, и его надо обслуживать. Если мы говорим о том, что рубль для ряда стран постепенно становится резервной валютой, то Межгосбанк мог бы стать расчетным центром для перевода долларовых расчетов в рублевые. Я думаю, что новый исполнительный секретарь СНГ найдет возможности, чтобы улучшить работу этого банка.

НБЖ: Возьмем азиатское направление. У вас есть контакты с банками развития, действующими в этом регионе?

Игорь Финогенов: С Азиатским банком развития мы обмениваемся информацией. Он очень заинтересован в совместной реализации, в частности, энергетических, инфраструктурных проектов. Что касается Исламского банка развития, то и там выражают интерес к реализации совместных проектов. Однако банк придерживается требований шариата, а из-за этого бывает сложно структурировать сделку. Мы также внимательно следим за инициативами в рамках ШОС, где мы имеем статус наблюдателя. Многие проекты, реализующиеся в рамках этой организации, отвечают нашим критериям. В частности, в Синьяне на заседании делового совета ШОС мы будем продвигать свои возможности более тесного взаимодействия.

НБЖ: Вы реализуете долгосрочные проекты. Каким образом вы находите под них ресурсы?

Игорь Финогенов: Наши пассивы формируются за счет привлечения ресурсов на финансовом рынке. В начале года мы привлекли синдицированный кредит на сумму $150 млн. У нас высокий рейтинг всех трех агентств, причем S&P дало нам рейтинг на две позиции выше суверенного российского. Это открывает нам доступ к дешевым ресурсам. К 2ою году мы планируем иметь кредитный портфель размером в $4,5 млрд.

НБЖ: В связи с реализацией долгосрочных проектов может встать вопрос об увеличении капитала?

Игорь Финогенов: Когда-нибудь эта проблема возникнет, но сегодня капитала хватает. Изменение капитала - сложный процесс, он затрагивает такой основополагающий документ, как устав. А в него вносить изменения чрезвычайно сложно.

НБЖ: Капитал банка полностью оплачен?

Игорь Финогенов: Сейчас оплачено $805 млн. из $1,5 млрд. Получилось так, что Казахстан внес больше, чем Россия. Но в течение 2оо8 года весь капитал будет оплачен.

НБЖ: Сейчас банковская сфера переживает воздействие ипотечного кризиса в США. Вы это ощущаете? Отражается он на реализации проектов?

Игорь Финогенов: Конечно, отражается. Мы должны работать, не конкурируя с коммерческими банками. Но сейчас к нам приходит много предпринимателей, чьи проекты коммерческие банки реализовать не могут в силу известных причин. Поэтому наш проектный портфель увеличился.

НБЖ: А как обстоят дела с финансированием проектов?

Игорь Финогенов: Цена ресурсов выросла и для нас. В любом кризисе существует объективная реальность и психоз. Власти должны быть готовы к такому развитию событий, иметь соответствующие планы, подкрепленные ресурсами. О них должно быть хорошо известно. Это мое мнение.

Важна готовность реагировать на эти события. В Казахстане, например, президент Назарбаев объявил о создании фонда в $4 млрд. для поддержания ликвидности банковской системы. Такая реакция дает позитивный сигнал финансовому рынку.

НБЖ: До недавнего времени вы возглавляли коммерческий банк. Сильно изменилась ваша работа с тех пор, как вы возглавили банк развития?

Игорь Финогенов: Отличия есть. Но слово "банк" в нашем название - не украшение. Мы следуем всем банковским принципам, базельским требованиям. В этом смысле банк развития очень напоминает обычный коммерческий, но это - инвестиционный банк.

НБЖ: Раньше вы жили в Москве, а теперь штаб-квартира банка расположена в Алматы. Где сегодня ваш дом?

Игорь Финогенов: Дом у меня в Алматы, где я провожу очень много времени, хотя дети и родственники остались в Москве. Из-за переезда несколько поменялись привычки. Алматы окружен горами, а это - лыжи, прогулки, красивая природа. Появилась возможность гулять по горам, кататься на велосипеде, бывать на горных озерах. Неподалеку от Алматы - большое водохранилище, почти что море. Так что возможностей с пользой проводить время прибавилось.

Акцент

У нас высокий рейтинг всех трех агентств, причем S&P дало нам рейтинг на две позиции выше суверенного российского. Это открывает нам доступ к дешевым ресурсам.

Знакомьтесь: Банки Развития

Всемирный Банк/ Международный Банк Реконструкции и Развития
Девиз банка - "Работаем во имя мира, свободного от бедности". Банк основан в 1944 году для борьбы с бедностью в развивающихся странах. Банк предоставляет льготные кредиты на развитие образования, здравоохранения, инфраструктуры и коммуникаций, работая преимущественно с национальными правительствами. Начиная с 1992 года для России были одобрены займы на сумму $14 млрд. в рамках 61 проекта. Сегодня реализуются 22 проекта МБРР на общую сумму около $2 млрд. Весь объем инвестиций направлен в государственный сектор.

Азиатский Банк Развития
Девиз банка - "Боремся с бедностью в странах Азии и Тихого океана". Банк основан в 1965 году.
С момента своего присоединения к АБР в 1994 году Казахстан получил 14 займов на сумму $808 млн. Текущий портфель банка достигает $708 млн.
ЕАБР
Евразийский банк развития учрежден Россией и Казахстаном в январе 2006 года. Миссия заключается в содействии развитию экономики его государств-участников путем инвестиционной деятельности. Банк призван стать катализатором интеграционных процессов, открыт для вступления новых участников.
Уставный капитал ЕАБР составляет $1,5 млрд. Ведущие международные рейтинговые агентства присвоили ЕАБР рейтинги (Fitch Ratings Ltd. - ВВВ+, Standard & Poor""s International Services, Inc. - BBB+ и Moody""s Investors Service - A3) на уровне выше суверенных рейтингов России и Казахстана.

ЕБРР
Девиз Европейского банка реконструкции и развития - "Инвестируем в страны от Центральной Европы до Центральной Азии". Банк основан в 1991 году для поддержки стран Центральной и Восточной Европы в их переходе к рыночной экономике.
С момента вступления в 1991 году России в ЕБРР подписано 552 проекта на сумму $11,7 млрд. (евро 8,2 млрд.). 81% всех инвестиций осуществляется в частном секторе.
В настоящее время ЕБРР реализует проекты на сумму $2,5 млрд.

Исламский Банк Развития
Девиз банка - "Вместе строим лучшее будущее". Он был основан в 1975 году. Его деятельность направлена на поддержку экономического развития и социального прогресса в странах - членах ИБР и мусульманском сообществе в целом в соответствии с требованиями шариата.
ИБР осуществляет свою деятельность в Казахстане с 1997 года. По состоянию на 1 июня 2006 года, банк реализовал в Казахстане 32 проекта на общую сумму в $165 млн. В данный момент реализуется 1 проект на сумму $9,8 млн.

14.12.2007
http://www.eabr.org/rus/media/CMI/index.wbp?article-id=0A5D0D97-4662-49F6-9EB7-2DC792321569&page=1

Док. 480183
Перв. публик.: 14.12.07
Последн. ред.: 23.08.08
Число обращений: 144

  • Финогенов Игорь Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``