В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Финогенов: `ЕАБР - это единственный банк развития, который ставит перед собой интеграционные задачи` Назад
Игорь Финогенов: `ЕАБР - это единственный банк развития, который ставит перед собой интеграционные задачи`
Председатель правления Евразийского банка развития, Алматы Игорь Финогенов стоял у истоков создания Евразийского банка развития (ЕАБР). В 2005 г. распоряжением премьер-министра РФ он был назначен помощником министра финансов РФ Алексея Кудрина и ему было поручено заниматься работой по созданию Евразийского банка развития - амбициозного проекта России и Казахстана, который должен стать эффективным инструментом для интеграции Новых независимых стран на постсоветском пространстве. В январе 2006 г. в Астане Президент РФ В.Путин и Президент РК Н.Назарбаев подписали документы об учреждении Евразийского банка развития, а полгода спустя, в июне 2006 г., Игорь Финогенов был утвержден председателем Правления ЕАБР.

7 декабря 2007 г. после подписания меморандума о сотрудничестве Евразийского банка развития с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН мы имели возможность задать вопросы Игорю Финогенову о первых достижениях и перспективах ЕАБР.

Евразийский Дом: "Каковы цели создания Евразийского банка развития? Можно ли считать ЕАБР политическим проектом?"

ЕАБР существует вот уже около двух лет. Банк был учрежден в январе 2006 г. по инициативе высшего руководства Российской Федерации и Республики Казахстан. Ключевым моментом в Уставе ЕАБР является то, что Банк открыт для вступления других стран.

Особенность ЕАБР в том, что это банк развития, то есть мы ставим перед собой цель не только и не столько извлекать прибыль из нашей деятельности, сколько заниматься решением таких серьезных задач, как обслуживание интеграционных проектов на постсоветском пространстве.

Наследие Российской империи и Советского Союза - это крепкие культурно-исторические и экономические связи, что предполагает интенсивный обмен товарами, рабочей силой, ресурсами между Новыми независимыми государствами. Миссия Банка заключается в содействии интеграционным процессам на просторах бывшего Советского Союза, развитию рыночной экономики государств-участников Банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.

Банк ставит перед собой задачу инвестировать в крупные инфраструктурные проекты - они как раз определяют и существенно влияют на интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР. То есть Банк призван стать катализатором углубления этих процессов на территории государств-участников.

В качестве примера приведу Таджикистан. Ресурсы на континенте Евразия, например, в Центральной Азии, распределены неравномерно. Таджикистан обладает самым большим потенциалом гидроресурсов в регионе. В случае если Таджикистану удастся реализовать свой энергетический потенциал, он может стать страной богаче Кувейта, а, кроме того, обеспечит электроэнергией Россию, Казахстан, Узбекистан, Китай, другие страны.

Такие крупные проекты, как развитие энергетической отрасли в Таджикистане, могут быть реализованы только в том случае, когда совпадают интересы и производителя, и потребителя. Поэтому Банк в данном случае призван стать консолидирующим элементом основных участников инфраструктурного проекта.

Что касается второй части вопроса, то, конечно, ЕАБР является политическим проектом. Я бы подчеркнул, что это экономико-политический проект, поскольку мы ориентированы, в первую очередь, на крупные инфраструктурные проекты, которые в том числе влияют и на политику в регионе.

Евразийский Дом: "Есть ли сходство и в чем различия целей ЕАБР и других международных банков - Мирового банка, ЕБРР, Исламского банка?"

Нас объединяет с перечисленными банками то, что мы являемся банками развития. Но для достижения целей, которые определены учредителями этих банков, мы используем разный инструментарий.

Насколько мне известно, ЕАБР - это единственный банк развития, который ставит перед собой интеграционные задачи. Никакой другой банк - ни Мировой банк, ни Европейский Банк Реконструкции и Развития, ни Азиатский банк развития - такой задачи перед собой не ставит. В этом наша уникальность, наша особенность при выработке политики Банка.

Евразийский Дом: "Повлиял ли недавний мировой финансовый кризис, сильно затронувший банковский сектор Казахстана, на пересмотр либо корректировку стратегии ЕАБР?"

Нет, на нашу деятельность кризис не повлиял, фокус наш не изменился. Если говорить о возможностях и тактике ЕАБР, то наш Банк имеет более высокие рейтинги, чем страновые рейтинги Казахстана, и даже, по одной из позиций, выше, чем рейтинг России.

Это еще раз подтверждает необходимость и целесообразность создания таких институтов, как ЕАБР, которые благодаря своему устойчивому развитию обеспечивают стабильность той или иной отрасли.

Евразийский Дом: "Какие страны ЕАБР рассматривает как возможных участников деятельности Банка? Кто из них наиболее привлекателен для инвестиций? Каковы шансы, что участником Банка станет Украина?"

В Уставе нашего Банка зафиксировано положение о том, что мы открыты для присоединения других стран. Об этом было заявлено еще при подписании документов о создании Евразийского банка развития Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым и Президентом Российской Федерации В. Путиным.

Сейчас несколько стран рассматривают возможность участия в деятельности ЕАБР - это Армения, Беларусь, Киргизия и Таджикистан.

Все эти страны обладают большим потенциалом и возможностями для реализации крупных инфраструктурных проектов. Например, если российские компании начнут инвестировать в экономику Киргизии, это будет означать, что мы совместно с исполнительными органами интеграционных образований свою работу делаем правильно.

Что касается Украины, то я мечтаю о том, чтобы эта страна стала участницей ЕАБР. Недавно было отправлено письмо премьер-министру [В.Януковичу - ред.] о возможности участия Украины в ЕАБР. Но пока ответа я не получил. Подозреваю, что у премьера было много других важных вопросов.

Тем не менее, очень надеюсь, что правительство Украины рано или поздно рассмотрит это предложение.

Евразийский Дом: "Как скоро можно будет ожидать присоединения к ЕАБР Армении, Беларуси, Киргизии и Таджикистана? С какими препятствиями Банк сталкивается на этапе переговорного процесса?"

Препятствия действительно существуют, и связаны они со сложностью внутригосударственных процедур. Они-то и тормозят принятие решений странами о присоединении к ЕАБР.

Трудно сейчас сказать, какая именно страна присоединится к Банку первой. Все перечисленные государства близки к принятию этого решения. Созданы рабочие группы на правительственном уровне, ведутся переговоры, обсуждаются детали. Решения, как мне кажется, на кончике пера первых лиц этих государств.

Интервью подготовлено Татьяной Дударь

Справка

Финогенов Игорь Валентинович - председатель Правления, родился в 1959 году. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт, Академию внешней торговли СССР, Йоркский Университет (Канада), Гарвардскую школу бизнеса. В 1982-1987 гг. работал в Ленинградском НПО по исследованию и проектированию энергетического оборудования, в 1987-1991 гг. - экономистом Всесоюзного объединения "Энергомашэкспорт", в 1991-1993 гг. - экспертом, ответственным секретарем Комитета по конверсии предприятий оборонного комплекса Торгово-промышленной палаты СССР и РФ. С 1994 по 1998 год являлся Председателем Правления НОМОС-БАНКа. В 1998-2000 гг. занимал ряд ответственных должностей в ФГУП "Росвооружение", в том числе заместителя генерального директора. С 2000 по 2005 гг. - президент и председатель Правления НОМОС-БАНКа. В 2005 году был назначен помощником министра финансов РФ. В июне 2006 года решением Совета Евразийского банка развития утвержден председателем Правления банка.

Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. ЕАБР призван стать одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры на евразийском пространстве, эффективным инвестиционным механизмом развития сотрудничества стран-участниц в целях углубления интеграционных процессов и выравнивания уровней социально-экономического развития государств постсоветского пространства. Инициатива создания банка принадлежит президентам Российской Федерации и Республики Казахстан. Уставный капитал ЕАБР составляет 1,5 млрд. долларов США. Банк открыт для вступления новых участников, к Соглашению об учреждении ЕАБР могут присоединяться другие государства и международные организации. Руководством ЕАБР проведены переговоры с руководством Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана и Армении о возможности и условиях их вступления в банк. Все указанные страны выразили заинтересованность в присоединении к Соглашению об учреждении ЕАБР. Ожидается, что к 2010 г. ЕАБР пополнится четырьмя новыми участниками - странами и международными.

17.12.2007
http://www.eabr.org/rus/media/CMI/index.wbp?article-id=D6A027B8-E59B-499F-8F93-5ED09A33B159&page=1

Док. 480182
Перв. публик.: 17.12.07
Последн. ред.: 23.08.08
Число обращений: 126

  • Финогенов Игорь Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``