В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Шмаль: Решение нефтяных компаний, о котором было объявлено вчера вечером - заморозить цены на бензин до 1-го января, как выяснилось, было найдено совместно с правительством Назад
Геннадий Шмаль: Решение нефтяных компаний, о котором было объявлено вчера вечером - заморозить цены на бензин до 1-го января, как выяснилось, было найдено совместно с правительством
Во всяком случае, это признал сегодня глава Минэкономразвития Герман Греф. Именно таким образом он ответил на вопрос журналистов. Кто же был инициатором - сами компании, или все-таки Кабинет министров.

Со слов Грефа получается, что на руководителей нефтяных компаний никто не давил - это был исключительно жест доброй воли с их стороны.

Греф надеется, что после размораживания цен на бензин ничего драматического не произойдет.

Государство "может и обязано оказывать" влияние на цены, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

"Правительство должно оказывать влияние на цены, - пояснил он. - Это касается нефтепродуктов, зерна или других цен".

"Я не говорю, что правительство должно устанавливать жесткие цены, замораживать их (это не его функции), но влиять на них обязано" посредством самых разных инструментов, убежден Г.Шмаль.

В частности, если посмотреть структуру цен на бензин, почти 60 процентов в ней составляют налоговые сборы и лишь 10 процентов - стоимость самой нефти, отметил Г.Шмаль. Поэтому ради предотвращения роста цен "государство могло быть дать какие-то поблажки с точки зрения налогообложения", считает глава союза.

Нелогичной считает Г.Шмаль прямую связь налога на добычу полезных ископаемых с мировой ценой на нефть. То же, добавил он, можно сказать и об экспортной пошлине, которая "сейчас уже зашкалила за все разумные пределы - 170 с лишним долларов за тонну, и нефтяным компаниям становится невыгодно заниматься экспортом нефти".

По мнению Г.Шмаля, государству следовало бы установить чуть меньшую пошлину, попросив при этом нефтяников "тоже пойти навстречу государству". "Убежден, что среди нефтяных компании не найдется ни одной, которая бы не поняла заботу государства о собственном народе, нефтяники могли бы заморозить или снизить цены", - заметил он.

Целесообразно также снова ввести "льготу по налогообложению, связанную с инвестициями, это позволило бы государству с полным правом предложить нефтяным компаниям посмотреть на цены, чтобы они не очень росли".

"Безусловно, можно сесть за стол переговоров и договориться, - заключил Г.Шмаль. - Государство обязано влиять на цены на нефтепродукты".

Замораживание цен на бензин до 1 января 2006 года, на которое пошли нефтяные компании, вряд ли стало результатом "какого-то торга или мена одного на другое". Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" генеральный директор исследовательской группы "Петромаркет" Яков Рудерман.

"Думаю, в большей степени в ход пошли другие факторы, скорее социального или политического характера, а не попытки получить экономические дивиденды от замораживания цен на бензин", - сказал аналитик.

Замораживая цены на бензин, нефтяные компании едва ли сильно теряют в прибыли, заметил Я.Рудерман.

"Если говорить о розничных ценах, за последние две недели, по крайней мере в Москве, цены на заправках выросли больше, чем на рубль за литр. Таким образом, розничные продавцы восстановили разумную маржу и могут при таких ценах держаться довольно долго", - заметил он. Цены, которые сложились к сегодняшнему дню, и были рассчитаны на достаточно стабильное существование вплоть до Нового года, как минимум, а может, и дальше, полагает Я.Рудерман.

"Что касается оптовых цен, по нашим прогнозам, они в ноябре тоже должны были прекратить свой рост и, может быть, даже пойти вниз. Здесь тоже нефтяные компании не слишком теряют прибыль от фиксации цен", - добавил эксперт.

"После того как замораживание цен утратит силу, ситуация будет развиваться в соответствии с разумными экономическими факторами, которые к тому времени сложатся", - полагает Я.Рудерман.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не видит ничего исключительного в соглашении государства и нефтяных компаний о замораживании цен на бензин.

Как заявил экономист в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы", такая практика допускается в чрезвычайных ситуациях, и информация об этом "подтолкнула наших к соответствующим действиям".

В то же время, по словам Е.Ясина, существенное отличие российских нефтяных компаний от западных, заключается в "нашем очень жестком барьере для экспорта нефти в виде экспортных пошлин, зависящих от мировой цены на нефть".

Именно постоянное повышение экспортных пошлин сделало более выгодным обращение компаний на внутренний рынок, заметил экономист.

По его словам, при больших поставках на внутренний рынок в условиях отсутствия конкуренции нефтяная компания повышает цены, пытаясь компенсировать те доходы, которая она могла бы получить от внешней торговли.

Таким образом, цены существенно растут, поскольку российский рынок бензина и других нефтепродуктов сильно монополизирован, наиболее конкурентная ситуация в Москве.

Сегодня, когда рост цен на бензин стал общественным фактом, люди выражают недовольство и правительство вынуждено считаться с общественным мнением, отметил Е.Ясин, кроме того, власть имеет большое влияние на бизнес.

Экономист считает нежелательными "какие-то заметные поблажки государства крупным нефтяным компаниям" в ответ на их решение о замораживании цен на бензин. Это, по мнению Е.Ясина, было бы плохим прецедентом.

В целом нефтяная промышленность не задыхается от доходов, "в большей степени от доходов задыхается государство", заметил он.

Допуская в принципе определенные уступки со стороны государства по налогу на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, Е.Ясин, по его словам, не пошел бы "на серьезные уступки, а лишь на незначительные, которые позволили бы нефтяным компаниям формировать инвестиционные накопления". "Но, боюсь, это будет связано со слишком детальным вмешательством государства и дела компаний, а этого не хотелось бы", - добавил он.

Что касается последствий замораживания цен на бензин, для населения и сельского хозяйства - это огромный плюс, сказал экономист: "Сами нефтяные компании перенесут это, несмотря на резкий спад инвестиций в нефтяную промышленность".

Сценарий, при котором замораживание цен может ударить по независимым торговцам бензином, Е.Ясин считает маловероятным.

В заключение экономист заметил, что мораторий на повышение цен принесет лишь временное облегчение, и уже с 1 января 2006 года они могут повыситься.

Москвичи довольны замораживанием цен на бензин до конца этого года, - утверждает ИТАР-ТАСС на основании мини-опроса горожан на столичных автозаправках. При этом большинство жителей столицы не слишком верят в то, что до конца года цены останутся прежними. Отметим, примерно такого же мнения придерживается и спикер Совета Федерации Сергей Миронов: "Гарантия замораживания цен, - говорит он, - это хорошо, но с 1-го января можно ждать повышения процентов на 25. Уповать лишь на добрую волю нефтяных компаний нельзя, - подчеркивает Миронов, - государству нужно принять специальные меры".


20.09.2005

http://echo.msk.ru/news/269138.phtml


Док. 479962
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 22.08.08
Число обращений: 168

  • Шмаль Геннадий Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``