В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Грайфер: Большие проблемы малых нефтяных компаний обусловлены бюрократическим ражем Назад
Валерий Грайфер: Большие проблемы малых нефтяных компаний обусловлены бюрократическим ражем
"Мы проанализировали: на 1 рубль дохода на тонну нефти 80 копеек мы отдаем в бюджет", - делился проблемами при посещении установки по подготовке нефти ООО "ТНГК-Развитие" его гендиректор Раис Ханнанов. Эта МНК - одна из 17, расположенных на территории Нурлатского района, и ее объекты стали очередным пунктом посещения участников выездного заседания двух профильных комитетов -Совета Федерации и Госдумы, посвященного проблемам малых и средних нефтедобывающих компаний (отчет о первом дне опубликован в предыдущем номере "ВиД").

Что такое 20 процентов для "нефтянки"? Только поддержание производства, но никак не его расширение. Та же "ТНГК-Развитие" в прошлом году пробурила 8 скважин, в этом рассчитывает лишь на 7, умудряясь пока наращивать добычу: c 230 тысяч тонн в 2006 году до наметок на 255 тысяч - в этом. Это при том, что у компании нет таких проблем, какие терзают малые нефтяные компании в российских регионах: она сотрудничает с компанией "Татнефть" в плане доподготовки и сдачи нефти в систему "Транснефти" на договорных отношениях.

Но эти показатели - предел роста, несмотря на то, что у "ТНГК-Развитие" сейчас 101 скважина со средним дебитом 8,5 тонны в сутки и существующих запасов при корректном подходе к добыче хватит еще примерно на 40 лет.

"Ни в одной отрасли народного хозяйства нет такой высокой бюджетной эффективности! Даже у золотодобычи - самое большое отчисление - 30%, а здесь - 80!" - возмутился председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.

На примере этой малой компании выяснилось, что на 121 человека, в ней работающего, в прошлом году в бюджеты разного уровня было выплачено 920 млн. рублей.

"А какая средняя зарплата у вас по прошлому году?" - переспросил гендиректора Орлов.

Оказалось, 25 тысяч рублей.

"Получается, что один ваш работник, не заработав и 300 тысяч рублей в год для себя, отдал 5 миллионов государству?" - подсчитал навскидку сенатор. Нефтяник кивнул.

Генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть" Елена Корзун, выступая затем на пленарной части совместного заседания, отметила, что опыт Татарстана в области взаимоотношений вертикально-интегрированного холдинга и самых маленьких производителей наполняет ее чувством гармонии. Чувство гордости вызывают у Елены и малые нефтяные компании в принципе. "Это суперэффективные собственники, - заявила она, сообщив, что при 4% добычи нефти страны "малыши" в 4-5 раз превышают среднеотраслевые показатели по разведочному, эксплуатационному бурению, вводу новых скважин, использованию инновационных методов и др. "Малый нефтяной бизнес - это и есть тот самый инновационный кластер, технопарк в большом смысле этого слова, - заявила Корзун, - потому что каждый работающий в этих компаниях - Кулибин". Руководитель "АссоНефти" привела в пример татарстанскую нефтяную компанию "Алойл", которая впервые в мире применила технологию для утилизации попутного нефтяного газа, и ее пример сегодня изучается "Газпром нефтью" и "Роснефтью".

Говоря о проблемах, Елена Корзун особо остановилась на бюрократических препонах, обозначив явление чиновничьего произвола термином "парабизнес". Дело касается дублирующих функций "Ростехнадзора", "Росприроднадзора", налоговых органов, прокуратур, которые непрерывно проверяют компании, причем по одному и тому же поводу. Причина - в недоработанном законодательстве, нестыковках между основными документами, регулирующими деятельность нефтяников. Предположив, что если так будет продолжаться, то скоро мелкие нефтедобытчики переместятся с промыслов в суды, Елена Корзун предложила разработать и принять наконец федеральный закон о нефти и газе, который существует в любой нефтедобывающей стране.

Тему поддержали и представители независимых нефтяных компаний. Так, гендиректор ОАО "РИТЭК", работающего в том числе и на территории республики, Валерий Грайфер назвал формирующуюся сегодня систему по организации льгот и стимулов для нефтяной промышленности "очень ограниченной и малоэффективной". Он предложил уделять конкретное внимание компаниям в зависимости от ресурсной базы: высоковязкой нефти в Татарстане и Башкортостане, Богдановской свите в Сибири и т.д. Отдельно выступавший прошелся и по "мытарствам", связанным с оформлением документов на строительство скважин. "Всегда было так: пробурил нефтяник скважину, присоединил ее к коммуникациям, сделал обваловку - работай! Сегодня же, если ты пробурил скважину, брать не моги, пока проект не обрисуешь по месторождению. А зачастую, чтобы понять, как бурить вторую скважину в "кусте", нужно выяснить, как первая работает и сколько она дает"! В качестве примера Валерий Грайфер сообщил, что по его компании (она является средней, работает на 32 месторождениях) на сегодняшний день около 7 млрд. рублей заморожены по незавершенному строительству только из-за этой экспертизы. Обращаясь к присутствующему на заседании главе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Пуликовскому, руководитель ОАО "РИТЭК" воскликнул: "Константин Юрьевич, помогите, пожалуйста! Сегодня наша жизнь превратилась в ад!"

Между прочим, шаблонный подход к строительству сдерживает работу не только малых, но и крупных компаний. Так, генеральный директор ОАО "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов также возмутился в ходе выступления: "Экспертиза - это хождение по мукам! Приравняли законодательство к строительству жилья! Это невозможное и ненужно для строительства скважины!"

То же прозвучало и в докладе гендиректора ЗАО "Нефтеконсорциум" Фаниса Валеева: дополнительная экспертиза является вневедомственной и не только не имеющей никакого отношения к проектам бурения скважин, но и не влияющей на качество проекта и надежность нефтяных объектов. "В результате за год расходы МНК только на проектирование скважин возросли до 1,25 млрд. рублей, - сообщил Фанис Валеев, - это в два раза больше годового бюджета на геологоразведочные работы всех нефтедобывающих компаний республики вместе с "Татнефтью"".

Красной нитью проходили проблемы непомерно высокой налоговой нагрузки, вопросов с правами доступа на земельные участки и дифференциацией выполнения требований по утилизации попутного нефтяного газа. А главное, на что был сделан упор руководителем "малышей", - опасение по поводу введения банка качества или закона о магистральном нефтепроводе. "Независимые компании, в основном, добывают тяжелую сернистую нефть. И ввод банка качества приведет только к перераспределению доходов и ничего не даст государству. Тогда малые компании вообще можно будет закрыть" - резюмировал он.

Выступавшие сенаторы и депутаты разделили тревоги нефтяников. Итогом стал многостраничный документ рекомендаций. На их основании сформируются предложения по изменениям в соответствующем законодательстве - об этом сообщила председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, подводя черту под мероприятием.

А на следующий день, 21 июня, в парламенте республики Наталья Комарова и Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин подписали соглашение о сотрудничестве в развитии законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии. Документ будет действовать до 31 декабря 2011 года. В соответствии с ним стороны обязуются информировать друг друга о законопроектах в областях природных ресурсов, природопользования и экологии, которые находятся в рассмотрении.


http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-23740.htm

115(2816) от 24.06.2008

Эмилия ХАБИБУЛЛИНА, "ВиД"


Док. 479870
Перв. публик.: 24.06.08
Последн. ред.: 22.08.08
Число обращений: 75

  • Грайфер Валерий Исаакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``