В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коллизии и реальности реформы пенсионной системы Назад
Коллизии и реальности реформы пенсионной системы
Нынешнее состояние пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Основными проблемами пенсионной системы является, с одной стороны, низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. С другой стороны, высокий уровень платежей на пенсионное обеспечение в реальных условиях российской экономики и отсутствие их связи с размером назначаемой пенсии снижает стимулы к исполнению обязательств по указанным платежам, ведут к росту задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации.
Одной из главных причин необходимости реформирования пенсионной системы ее авторы (бывший заместитель Министра труда и социального развития, а затем заместитель Министра минэкономразвития и торговли М.Дмитриев, бывший Министр минздравсоцразвития М.Зурабов), эксперты (проф. Евгений Ясин) связывают и обосновывают тем, что пенсионная система Российской Федерацией, базирующаяся на солидарно-распределительных принципах финансирования пенсий, в условиях рыночной экономики якобы неэффективна.
Сохранение различных льгот в рамках системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, характерных для пенсионного обеспечения в условиях Советского Союза, авторы пенсионной реформы относили к несвойственным ей функциям для российской экономики, функционирующей в условиях рынка, якобы ущемляли трудящихся и ставили их в неравное положение, являлись дополнительной финансовой нагрузкой на Пенсионный фонд Российской Федерации.
В качестве обоснования необходимости реформы пенсионной системы приводился также аргумент, что страховые взносы в Пенсионный фонд фактически составляли всего 10% от фонда оплаты труда вместо 28% по действующему законодательству, а пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% якобы находились "в тени".
Вряд ли можно согласиться с подобными аргументами.
Во-первых, мировой опыт свидетельствует, что пенсионные системы, опирающиеся на солидарно-распределительные принципы, отнюдь себя не исчерпали. Такая система до сих пор функционирует в экономически развитых странах: Великобритании, Канаде, Германии, Франции, Италии, Нидерландах и других. Пенсионные системы этих стран свидетельствуют о высокой степени "работы" распределительных принципов пенсионных систем. Это не отвергает постепенное использование в этих странах и накопительных механизмов финансирования пенсий при активном участии в этом процессе государства.
Во-вторых, распределительная функция бюджета как экономической категории, к которому относится и бюджет Пенсионного фонда, является лишь формой проявления его сущностного содержания - экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения своей первоосновы - стоимости части ВВП в связи с формированием централизованных денежных средств и накоплений в целях защиты трудящихся в старости, в случае инвалидности и при потере кормильца.
Наличие распределительной функции бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации объективно вытекает из общих закономерностей развития экономической системы страны. Пенсионный фонд как внебюджетный фонд государства является самостоятельным относительно. Он по своей экономической сути представляет неотъемлемую часть экономической системы государства и функционирует прежде всего по ее внутренним законам, отражая тенденции и динамику ее развития. Прежде чем распределять и перераспределять денежные доходы между определенными слоями общества, экономическая система, стратегия ее развития, темпы экономического роста должны гарантировать объем финансовых ресурсов в необходимом количестве для полного обеспечения всех функций государства, в том числе и пенсионного обеспечения, повышения качества жизни всех слоев населения. Если же экономическая система страны не обеспечивает необходимых финансовых ресурсов, то распределительные принципы, которые авторы пенсионной реформы считают одной из причин здесь совершенно не причем. Корни кризиса пенсионного обеспечения кроятся в чем-то другом - внутренней структуре экономической системы, ее не эффективном функционировании.
В-третьих, пенсионное обеспечение многих зарубежных стран и сегодня включают в себя "несвойственные" для пенсионной системы функции, значительное количество льгот. Так, в США пенсионеры имеют льготы: бесплатную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, платят низкую квартплату. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих органов власти штатов и местных органов власти. В Испании все пенсионеры имеют льготные проездные на городском транспорте, а в некоторых провинциях вообще ездят бесплатно.
В-четвертых, вряд ли низкую степень администрирования сбора страховых взносов и "увод" оплаты труда "в тень" можно считать причиной необходимости реформирования пенсионной системы (если точные цифры низкого администрирования высчитали, то и механизм их полной реализации при желании можно разработать).







www.nasledie.ru

Док. 479699
Перв. публик.: 22.04.08
Последн. ред.: 22.08.08
Число обращений: 74

  • Воронин Юрий Михайлович
  • Воронин Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``