Выборы народных депутатов республики Саха (Якутия)Назад
Выборы народных депутатов республики Саха (Якутия)
Общественная группа содействия организованному проведению выборов, образованная 25 октября 2002 года, провела 19 ноября в Большом зале Дома парламента первый из числа запланированных семинар по избирательному законодательству. На тему "Вопросы предвыборной агитации".
Открыла семинар заместитель руководителя названной группы, В.И.Кириллина. Она призвала собравшихся принять активное участие в предстоящих выборах, без "черного пиара" и "грязных технологий" и представила выступающих: руководителя юридической службы этой общественной группы С.М.Гурьеву, заместителя председателя Центральной избирательной комиссии РС(Я), А.Д.Кривошапкина и заместителя директора Департамента по печати и СМИ РС (Я), Ф.П.Пестрякова. Они детально разъяснили порядок ведения агитации через средства массовой информации и требования, предъявляемые к оформлению агитационных материалов. Также были разъяснены механизм проведения жеребъевки в целях распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади и условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий.
Вопросы участников семинара:
1.В период предвыборной агитации обязательно ли заключать договоры с редакциями газет, если речь идет о бесплатном предоставлении печатной площади в периодических печатных изданиях?
А.Д.Кривошапкин: Обязательно. Причем, в письменной форме. В договоре должны оговариваться основные условия выхода агитационного материала за того или иного кандидата: объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированный редакцией местного периодического печатного издания в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, распределяется в равных долях между зарегистрированными кандидатами, подавшими письменные заявки на участие в этой жеребъевке. В публикации должно быть помещено указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
2. Если агитационный материал публикуется на платной основе, то можно ли внести плату в течение времени, предшествующем дню выборов?
А.Д.Кривошапкин: Платежное поручение отделению Сбербанка РВ в Республике Саха (Якутия) о перечислении средств в оплату стоимости печатной площади в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом до дня публикации. В случае нарушения указанного условия предоставление печатной площади не допускается. Отделение Сберегательного банка РФ в Республике Саха (Якутия) обязано перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах Республики Саха (Якутия).
3. Может ли любое гражданское лицо (друг, родственник, хороший знакомый) в качестве спонсорской помощи внести оплату в агитационный период за кандидата наличными или безналичным перечислением за проведение того или иного мероприятия в пользу этого кандидата?
А.Д.Кривошапкин: С момента регистрации кандидата, все расчеты должны производиться им или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам исключительно за счет средств избирательного фонда этого кандидата. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидату, только через соответствующие избирательные фонды. Это в рамках Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
4. Существуют ли границы формирования избирательных фондов кандидатов?
А.Д.Кривошапкин: Предельная сумма всех расходов кандидата в депутаты Ил Тумэна, из средств его избирательного фонда - не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, более чем в 10тысяч раз. Кандидата в главы муниципальных образований - не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного республиканским законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз. Соответственно, кандидата в депутаты представительных органов местного самоуправления - не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, более чем в 500 раз.
4. Почему запрещается на своей оргтехнике распечатывать различного рода бланки, используемые в предвыборный период. Например, размножить через принтер бланк подписного листа? А если рядовой человек желает помочь бескорыстно тому или иному кандидату?
А.Д.Кривошапкин: Категоричного запрета по этому поводу нет ни в одном законе.
В соответствии с п. 5 ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг без привлечения третьих лиц. Но материальные расходы; приобретение бумаги, катриджа для копировальной техники и пр. должны быть оплачены из избирательного фонда кандидата и об этом должна быть соответствующая запись об изготовителе, о заказчике, тираже и дате выпуска.
5. Если представитель СМИ без ведома кандидата, т.е. без его личного согласия заснял его на каком-нибудь мероприятии, скажем, на профессиональном празднике и использовал эту запись в эфире, то будет ли это вменено в вину кандидату?
Ф.П.Пестряков: Нет. Вина ляжет на представителя СМИ. Здесь и по закону о СМИ его необходимо будет привлечь к ответственности. Есть понятие профессиональной этики...
6. Разрешены ли бескорыстные концертные выступления в пользу того или иного кандидата?
А.Д.Кривошапкин: Для проведения концертов всегда имеются расходы по доставке артистов, по аренде помещений, на изготовление афиш, оплата командировочных и т. д. все эти расходы должны быть оплачены из избирательного фонда кандидата. А артисты если находятся в отпуске или самодеятельные артисты в свободное от работы время могут выступать бесплатно.
8. Если бывший глава улуса оказывает давление на должностные лица редакций и телестудий, буквально диктует за кого надо голосовать, то кто в праве принять меры по отношению к этому главе?
А.Д.Кривошапкин: Если этот факт доказуем, то названное лицо должно понести уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
9. Продуман ли механизм пресечения фактов использования нелегальных роликов и других видеоматериалов, рассказывающих о тех или иных кандидатах, на местных телестудиях? На прошедших выборах это многократно практиковалось...
Ф.П.Пестряков: Таким механизмом является Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". О фактах использования так называемых вами нелегальных видеоматериалов необходимо сообщать в окружные избирательные комиссии. Виновные должны нести ответственность по действующему законодательству.
10. Допускались ли факты преждевременной агитации государственными СМИ?
Ф.П.Пестряков: К сожалению, да. Не так давно Рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании при Центризбиркоме РС(Я) выносила официальное предупреждение редакциям газет "Саха Сирэ" и "Ил Тумэн", а также предупреждение вынесено Национальной вещательной компании "Саха".
Общественная группа содействия организованному проведению выборов наметила прове сти очередной семинар по избирательному законодательству на 14.00 часов, 26 ноября с.г.