О военной реформе и перспективах развития российской армии Виталий Ушканов беседует с руководителем аналитического отдела Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
ХРАМЧИХИН: Одна из главных причин торможения военной реформы - отсутствие гражданского контроля над вооруженными силами, который должен включать в себя гражданское Министерство обороны, парламентский контроль и контроль над вооруженными силами независимых экспертов и общественных организаций. Наша армия не контролируется вообще ничем, она полностью выведена из правового поля.
В западных демократических странах министерство обороны - это структура военно-гражданская и, прежде всего, орган политического управления вооруженными силами. У нас министерство осталось органом военного управления, и введение нескольких гражданских людей ничего не меняет. Роль Генерального штаба у нас гораздо выше, чем принято в демократических странах. Ни в одной из таких стран начальник Генштаба не может быть заместителем министра обороны.
В США никакого штаба нет. Есть комитет начальников штабов, который состоит из начальников штабов видов вооруженных сил и коменданта морской пехоты. Председатель комитета осуществляет исключительно консультативную функцию и меняется каждые два года. Приказы отдает напрямую министр обороны, штабы только планируют операции.
Наш институт исходит из того, что военная реформа в России бесполезна: реформировать существующие вооруженные силы не имеет никакого смысла. Еще в начале 1990-х гг. надо было создавать армию с нуля, как это сделал, например, Петр Первый, создав свои потешные полки.