В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Кто враг России? Данные опроса Назад
Владимир Симонов: Кто враг России? Данные опроса
Скажи, кто твой враг, и я скажу, кто ты. Эту перефразированную поговорку можно было бы предпослать результатам опроса 1600 взрослых россиян, проведенного на днях в России влиятельным Аналитическим центром Юрия Левады. Социологи поинтересовались, какие государства воспринимаются сегодня россиянами как враги, а какие как друзья.

Итоги опроса уже давно не новость - они опубликованы чуть ли не всеми российскими СМИ, электронными, бумажными и какими угодно. А вот анализировать их россияне, видимо, будут еще долго. Уж слишком неожиданным оказался список главных недругов России. По мнению опрошенных, - это четыре страны, далеко опережающие остальных: Латвия (49%), Литва (42%), Грузия (38%) и Эстония (32%). Среди друзей прочно лидирует Белоруссия (46%), далее - ФРГ (23%), Казахстан (20%), Индия (16%) и Франция (13%).

Первое, что поражает в этих результатах, - отсутствие хотя бы на одном из первых мест в списке врагов, казалось бы, извечного, с точки зрения СССР и Советской России, супостата - Соединенных Штатов. По сравнению с недавним прошлым рейтинг недоброжелательности по отношению к Америке несопоставимо снизился. Более того, российские аналитики, обсуждающие итоги опроса, по большей части этого даже не заметили - Америка и их не очень интересует. А ведь в начале третьего тысячелетия большинство российских и американских политологов убежденно пророчили России дальнейший рост антиамериканизма.

Этого не произошло скорее всего по двум причинам. Первая - резкое изменение международной ситуации и, соответственно, общественных настроений. В 90-х годах отношения России и США в многом определялись крупными геополитическими конфликтами, например, в связи с бомбежками авиацией НАТО Югославии или нечистоплотными, как казалось Москве, маневрами американской дипломатии вокруг проблемы Косова. Сегодня прямых российско-американских противоречий такого масштаба не существует. Напротив, после нью-йоркской трагедии 11 сентября Москва стремительно и прочно заняла место единомышленника Вашингтона в глобальном противостоянии с международным терроризмом.

Вторая причина - влияние на общественное мнение России личной позиции президента Путина. Население доверяет президенту, особенно в том, что касается внешнеполитических оценок. Близкие дружеские отношения Путина с президентом США Джорджем Бушем хорошо известны любому россиянину, хотя бы иногда включающему телевизор. В последних официальных документах, посвященных внешней политике России, Америке неизменно отводится место "стратегического партнера".
Вспомним, как менялась обойма врагов СССР на протяжении новейшей истории.

Так, в 20-е годы советские люди считали главными недругами Польшу и Великобританию. Затем в годы войны место врага No1 занимала, конечно, фашистская Германия. После войны ее вытеснила в советском общественном сознании Америка, эта обитель бездуховного империализма, обидчица прогрессивных социалистических режимов Кубы, Вьетнама и Северной Кореи, фабрика шпионов вроде сбитого над СССР в 1960 году Френсиса Пауэрса, летчика самолета-разведчика "У-2". Какое-то время в недоброжелателях России ходил Китай из-за его архаичной, как казалось Никите Хрущеву, а позднее Леониду Брежневу, "неосталинской" идеологии и территориальных претензий на остров Даманский.

Сегодня результаты опроса Центра Юрия Левады демонстрируют разительную метаморфозу. В представлении обывателя враг России явно потерял в весе, лишился прежних масштабов, стал незначительным и мелким.

В какой-то степени это объясняется тем, что изменилось содержание самого понятия "враг". В прошлом враги Советского Союза или Советской России олицетворяли собой прежде всего военную угрозу. Теперь враги как бы выползли из своих подземных командных ядерных бункеров на уровень обывательской улицы. Когда люди отвечают на вопрос "Кто, по вашему мнению, враг России?" они имеют в виду не страны, реально угрожающие России, а тех, кто Россию как-то когда-то обидел.

По этой логике в новой иерархии врагов - Латвия, Литва, Грузия - нет ничего удивительного. Образ врага из стран Балтии создан самими государственными деятелями этих стран. Российское общественное мнение реагирует таким образом на бесправный статус 700 тысяч русскоязычных "неграждан" в Латвии и Эстонии, разительно контрастирующий с государственными почестями и льготами, которыми пользуются там бывшие нацистские полицаи, солдаты дивизии "Ваффен СС" и прочая "коричневая" публика. К тому же Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвии, умудрилась посыпать эту болезненную тему солью бестактных высказываний насчет "обычая" русских ветеранов праздновать День победы "с воблой и водкой" и насчет нацистского лагеря смерти Саласпилс, который в Латвии назвали "воспитательно-трудовым".

Что касается Грузии, то здесь сказалось вызывающе высокомерное поведение грузинских лидеров в отношении России. В восприятии российского обывателя, такая заносчивость подогревается тем, что, как считает российская "улица", президент Михаил Саакашвили получает зарплату из фонда, пополняемого Джорджем Соросом, а грузинский министр иностранных дел Саломе Зурабишвили - непосредственно из бюджета правительства Франции.

Конечно, есть нечто комичное в том, что граждане такого гиганта, как Россия, всерьез возводят на пьедестал своих врагов NoNo1,2,3 страны калибра Латвии, Литвы и Грузии. По-видимому, это во многом отражает преобладающее душевное состояние россиян, как и поиск ими самоидентификации.

За годы так называемой "перестройки", а точнее резкой смены общественно-экономических укладов значительные массы населения России многое потеряли: необозримые просторы СССР, который они считают своей родиной, идеологические ориентиры, рухнувшие вместе с коммунизмом, привычное чувство гордости за державу, уступающую теперь свое первенство в космосе, в международном спорте, даже в балете.

Отчасти Россия стала страной обиженных людей. Эта негативная энергия ищет для себя выхода. Людям подавай конкретный ответ на извечный вопрос российского бытия: "Кто виноват?" В результате горькие чувства выплескиваются на в общем-то не очень значительные страны, где власти бестактно и грубо пытаются кольнуть Россию при каждом удобном случае.

Так происходит возрождение образа врага, но в новом, так сказать, игрушечном варианте. Враг сегодня - мелкий обидчик, но никак не источник угрозы.

Этого мнения придерживается, в частности, министр обороны Сергей Иванов, который заявил на днях: "Россия в настоящее время не считает ни одно из государств своим противником в военном плане. С территории СНГ прямых военных угроз России не исходит".
Иначе говоря, список врагов России на самом деле пока пуст. Хотелось бы, чтобы такая ситуация сохранилась и впредь.

20/06/2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050620/40549645.html

Док. 478682
Перв. публик.: 20.06.05
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 147

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``