В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Гуд-бай, г-н посол Назад
Владимир Симонов: Гуд-бай, г-н посол
На этой неделе заканчивается пребывание в России посла Соединенных Штатов Александра Вершбоу. Посол покидает страну, в которой провел 4 года, и Россия, кажется, не будет особенно сожалеть об этом. Хотя вины самого посла в этом, конечно, нет.

Именно при Вершбоу, прекрасном дипломате, прибывшем в российскую столицу в июле 2001 года, в отношениях России и США произошел драматический поворот к лучшему. Президентов Джорджа Буша и Владимира Путина толкнули в объятия к друг другу, впрочем, не столько дипломатические усилия американского представителя, сколько нечто ужасное и историческое - трагедия 11 сентября, когда Путин предложил Бушу стратегическое партнерство в борьбе с международным терроризмом.

Вершбоу просто повезло, что его первые годы в стране пребывания были отмечены тем, что российские аналитики позднее окрестили "очарованием внезапного союзничества".

Сегодня, через 4 года, это очарование, похоже, теряет свою свежесть, уступая место более сдержанной, но реалистической позиции Белого дома и Кремля.

Что касается настроений русского "человека с улицы", то здесь нарастает мрачная подозрительность насчет намерений Америки в отношении России. Типичен такой ход мысли: при всем внешнем дружелюбии высших американских чинов Соединенные Штаты стремятся ослабить Россию, вытеснить ее из постсоветского пространства и, в конечном счете, подчинить своим корыстным глобальным интересам.

Конечно, изрядная доля антиамериканизма существовала в России всегда - и он вспыхнул с новой силой после войны в Югославии в 1999 году. Его на время вытеснили сочувствие и солидарность после теракта в Нью-Йорке, но подозрительность вернулась с новой силой, когда Америка вторглась в Ирак, а позднее начала политические игры на постсоветском пространстве. В представлении россиян США бесцеремонно вторгаются в зону исторических интересов России, пытаясь вмонтировать Грузию, Украину и другие бывшие советские республики в американо-центристскую модель мира.

В результате посол Вершбоу покидает свой пост, когда рейтинг США в глазах российского населения упал значительно ниже уровня, существовавшего в начале его московской карьеры. Не очень лестный индикатор результативности главы дипломатической миссии.

Но никакой особой личной ответственности за это Вершбоу, повторим, не несет. Он был лишь хорошо узнаваемым лицом той самодовольной, напористой, порой агрессивной и всегда одержимой менторством Америки, к которой мир никак не хочет привыкать.

Посол исколесил всю Россию, дал сотни интервью, выступил с несметным числом лекций, встречался с политиками, бизнесменами, правозащитниками и снова с правозащитниками. Везде он страстно доказывал благонамеренность Вашингтона в отношении России. США не занимаются организацией революцией в странах СНГ. Гуманитарные программы США в России и на постсоветском пространстве абсолютно прозрачны и доброкачественны. Под событиями в Грузии и на Украине кроются не козни США, а желание граждан жить в свободных обществах.

Прекрасные слова, подобающие американскому послу по статусу.

Г-ну Вершбоу осталось только переубедить члена Палаты представителей Конгресса США Рона Пола, который требовал создать независимую комиссию, чтобы расследовать незаконное финансирование американскими структурами избирательной кампании Виктора Ющенко. "Мы не знаем в точности, сколько миллионов или десятков миллионов долларов правительство США истратило на избирательную кампанию на Украине, - писал конгрессмен в своей статье "Лицемерие США на Украине". - Но мы знаем, что большая часть этих денег была нацелена на помощь одному определенному кандидату, и через цепочку специально созданных неправительственных организаций, как американских, так и украинских, миллионы долларов ушли на поддержку президентского кандидата Виктора Ющенко".

Никто не собирается, да и не в силах отстранить Соединенные Штаты от того, чтобы принимать участие в укреплении безопасности "ближнего зарубежья", в развитии там демократии, в интеграции хозяйства этих стран в глобальную экономику. Но конкуренция - одно, а попытка нейтрализовать влияние России в странах, за века сросшихся с ней духовно и экономически, на землях, где живет более 25 миллионов русских, - это другое. И именно на это "другое", похоже, делают сегодня в Америке ставку те круги, чьим рупором нередко выступал посол США в Москве.

За свои 4 московских года Александр Вершбоу потратил также уйму сил, доказывая, как Америка разочарована темпами развития гражданского общества в России, как душно здесь от "управляемой демократии и надвигающегося авторитаризма", как заклеены липкой лентой рты российских телеканалов и газет.

Демократия в России, совершившей прыжок от централизованной экономики к рынку, конечно, далека от совершенства. И Москва всегда готова прислушаться к конструктивной критике. Но никто из честных наблюдателей российской политической сцены никогда не согласится с тем, что СМИ здесь были более свободны, скажем, при Борисе Ельцине. Тогда нищие в финансовом смысле телеканалы и газеты были скуплены на корню олигархами и превратились из источников информации в угодливые рупоры своих спонсоров. Именно при Путине удалось упразднить ельцинские налоговые лазейки, а телевидение и пресса обрели более прозрачные и независимые источники финансирования.

Говоря по-народному, у России и Соединенных Штатов сегодня есть "против кого дружить". Против международного терроризма, против неустойчивых стран, рвущихся к обладанию оружием массового поражения в сомнительных целях, против коррупции и эгоистического протекционизма, мешающих двусторонней коммерции. Но для максимального использования этого потенциала российско-американской дружбы нужны новые посредники и, очевидно, новый стиль работы и новый тон общения. Преемника Александра Вершбоу ждет много работы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

20/07/2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050720/40939921.html

Док. 478676
Перв. публик.: 20.07.05
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 146

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``