В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Ананьев: Подъем относительный, спад преодолимый Назад
Станислав Ананьев: Подъем относительный, спад преодолимый
Как повелось, положение дел в промышленности и определяет экономическое благополучие региона, но оптимистические данные статистических отчетов порой меркнут в сравнении с реальным положением дел.

Наш собеседник - руководитель Главного управления развития экономики и промышленности администрации края Станислав АНАНЬЕВ.

ИЗ ДОСЬЕ "ЭЖ-СИБИРИ"

Станислав АнаньевАНАНЬЕВ Станислав Анатольевич родился в 1971 году в Москве. Окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова. Позже, в 1996 году, аспирантуру, кандидат экономических наук. Полтора года стажировался в Германии, затем работал в нескольких банках столицы. С 1997 по 1999 годы - в финансовой системе Венгрии. С января 1999 года занимает должность руководителя ГУРЭП администрации края, параллельно занимает пост председателя региональной энергетической комиссии.

- Согласно данным краевого комитета госстатистики объем производства промышленной продукции по краю в 1999 году в сравнении с 1998 годом вырос на 8,1%. С чем это связано? Какие отрасли переживают подъем, а какие спад?

- Пока нет данных за весь 1999 год, есть только за 11 месяцев. Если сравнивать имеющиеся данные с 1998 годом, то рост производства промышленной продукции в крае составил 8,3%. Однако, делая такого рода сравнение, нужно учесть, что 1998 год был для экономики России кризисным. Если же делать сравнение в динамике к 1997 году, то можно сказать, что значительная часть предприятий края так и не преодолела спад. Тем не менее, на фоне падения действительно наблюдается некоторый подъем.

Он затронул в первую очередь химическую промышленность, металлургию, машиностроение. Причем машиностроение, преимущественно, за счет комбайнового завода, где объем производства вырос в три раза. Основной процент падения производства коснулся в основном легкой промышленности.

Вообще, 1999 год охарактеризовался следующими основными событиями. Большинство предприятий либо работало неритмично, либо стояло. Администрация края осуществляла ряд мероприятий так называемого точечного воздействия. Мы изучали потенциальные возможности предприятий, анализировали их менеджмент с целью разработки мероприятий по их поддержке.

К примеру, в прошлом году увеличился спрос на целлюлозу. Однако на сегодняшний день с производством этого продукта существуют большие проблемы, поскольку Байкальский ЦБК в рамках специальной федеральной программы намечено переориентировать на другие виды продукции. В то же время шансы на выживание без наличия целлюлозы у ОАО "Сибволокно", АО "Сивинит", использующих целлюлозу в качестве сырья, близки к нулю. В настоящее время идет подготовка к выпуску целлюлозы в крае. Так, на Красноярском ЦБК готовятся опытные образцы данного материала. Однако о конечном результате говорить пока рано. Если выпуск целлюлозы в крае наладить не удастся, возможно, предприятиям, использующим ее, придется налаживать выпуск иной продукции.

В целом есть несколько факторов, влияющих на развитие промышленности региона. Один из них объективный, вызванный общеэкономической ситуацией. Он заключается в большом количестве бартерных и зачетных операций. Известно, что на любом предприятии нужны "живые" деньги на выплату зарплаты, на уплату пусть не всех, но основных налогов. Кроме того, существует ряд сырьевых товаров, продающихся только за деньги.

В то же время многие предприятия имеют долю зачетов от 60 до 90%. Нельзя сказать, что это только зачетные средства. Действующее законодательство предоставляет возможность запускать в действие весьма любопытные схемы по движению средств. Так, например, если покупатель продукции одного из красноярских предприятий является платежеспособным, то он не платит деньги на счет производителя, а перечисляет их по поручительству в адрес налоговой инспекции, рассчитывается с поставщиком. Другими словами, выполняет своего рода роль финансового центра. Для этой цели предприятиями нередко создаются торговые дома, позволяющие скрывать денежные средства.

- Как это отражается на бюджете края?

- Что такое зачетная цена? Это цена на продукцию, которая, как правило, в два-три раза превышает рыночную стоимость. Безусловно, это влияло на себестоимость и на цену готовой продукции. И, как следствие, завышенная цена приносила убытки, в том числе и бюджету. Это подтвердил анализ, проведенный специалистами администрации края. Как выяснилось, все расчеты товарной продукцией, производимые в бюджет со стороны части территорий, были в среднем в три раза выше, чем их реальная цена.

Более того, предприятия не только "надували" бюджет, но и оказывались в весьма щекотливой ситуации. Они были вынуждены реализовывать продукцию, которая была ниже себестоимости. Это уже является нарушением налогового законодательства, которое квалифицирует подобные действия как скрытое получение прибыли.

Кстати о налогах. В современных условиях экономия на государстве стала чем-то само собой разумеющимся.

По существу, "разбирательство" с финансовой отчетностью каждого из 4,5 тысяч предприятий не является задачей краевой власти. Открыть реальную платежеспособность предприятий помогли энергетики. Если налоги от государства можно скрывать сколь угодно долго, то энергетики - сторонники радикальных мер, свидетелями которых мы все были.

- Ваши прогнозы относительно увеличения энерготарифов для предприятий края?

Разговоры о том, что предприятия не смогут работать с новыми тарифами, на мой взгляд, просто не имеют под собой основания. ГУРЭП располагает аналитическими данными, которые говорят о том, что средняя доля энергозатрат в производстве продукции на предприятиях края составляет от 6 до 20%. Более того, зачастую руководители заводов искусственно завышают потребность в энергоносителях. Из-за чего ОАО "Красноярскэнерго" вынуждено даже закупать электроэнергию.

Конечно, интересы производственного комплекса края должны учитываться, как впрочем, и интересы энергетиков. В этом смысле принятые с 1 января 2000 года тарифы можно считать вполне обоснованными.

- Какие предприятия края, на ваш взгляд, находятся если не на подъеме, то хотя бы смогут работать относительно стабильно?

Практически в каждой отрасли наблюдается поступательное движение вперед. Взять, к примеру, лесопереработку. Недавно вступила в действие программа реструктуризации Игарского ЛПК. От предыдущего состава руководства ГУРЭП мне приходилось слышать о бесперспективности каких бы то ни было действий в данном направлении. Действительно, основания для подобных разговоров были. Местоположение предприятия буквально толкало его в худшую коньюнктуру, складывающуюся на экспортном рынке.

Вывоз продукции с севера можно осуществлять только летом, когда выгодно продать пиломатериал практически невозможно. Приемлемые цены для экспортеров складываются осенью, а наиболее высокие - весной.

Процедура реструктуризации подразумевала, прежде всего, приведения себестоимости продукции в соответствие к имеющимся затратам. Для этой цели пришлось, в частности, сократить штат рабочих, заморозить часть цехов. В результате один кубометр древесины вместо прежних 45 долларов США стоит всего 27 долларов. Причем ситуация, сложившаяся в Игарке, типична едва ли не для всякого леспромхоза. Что мешает руководителям других леспромхозов действовать по данной схеме? Может, неумение работать в современных условиях, а может, и обычное попустительство.

Впрочем, лесопереработчики во многом сами виноваты в нынешнем плачевном положении леспромхозов. Точно так же как перерабатывающая промышленность отчасти загубила сельское хозяйство, не рассчитываясь своевременно за поставленную продукцию.

В настоящее время администрация края ведет работу по оздоровлению лесоперерабатывающей отрасли, в первую очередь леспромхозов. Создана краевая лесная компания, которая должна формировать инвестиционно-кредитный потенциал для предприятий отрасли. Все это позволяет надеяться на получение положительных результатов уже в обозримом будущем.

Если же говорить о предприятиях других отраслей, то на некоторых было введено внешнее управление, часть по согласованию с администрацией получила инвестора. В частности, Красноярским заводом "Цемент" уже заинтересовался потенциальный инвестор и есть надежда, что к лету, когда начнет оживать строительный комплекс края, он заработает в полную силу.

Кроме того, из разряда убыточных в прибыльные попали АО "Красноярскнефтепродукт", "Красэйр", удалось избежать банкротства Красноярской угольной компании

- Какие законы, принятые на территории края в 1999 году, на ваш взгляд, могут оказать серьезное влияние на его экономику?

- Действительно, такие законы есть. Например, Закон "О свободной экономической зоне "Красноярск". По имеющимся сведениям, в неделю в крае регистрируется до пяти предприятий, желающих работать в СЭЗ. Вместе с тем, последние изменения в налоговом законодательстве существенно ограничивают налоговые льготы, которые делали свободную экономическую зону привлекательной для предпринимателей и инвесторов. Заслуживает внимания Закон "Об энергосбережении на территории Красноярского края", принятие которого ожидается в этом году.

Есть и другие не менее интересные с точки зрения практического применения законы. Нужно отметить, что законодательную инициативу края во многом стесняет пресловутый статус донора, полученный нашим регионом. Он стал препятствием для получения финансовых ресурсов из федерального бюджета, а без денег любые законы исполняются тяжело.

- Августовский кризис 1998 года заставил многих отечественных производителей, приобретающих сырье, либо комплектующие за рубежом, обратить внимание на развитие межрегиональных связей. В ГУРЭП даже был создан специальный отдел, курирующий эту сферу. Насколько успешно продвигается работа в данном направлении?

- На сегодняшний день кооперационные связи предприятий очень слабы. Поэтому назрела необходимость в создании органа администрации края, регулирующего региональные товаропотоки. Главная цель отдела - решать вопросы, связанные с наполнением бюджета. Словом, оказывать помощь предприятиям края в реализации продукции за пределами региона и привлекать к сотрудничеству те организации, продукция которых краю необходима.

Примеры подобного сотрудничества уже есть. Заключено тройственное соглашение между Оренбургской областью, АО "Красноярскнефтепродукт" и Красноярским заводом комбайнов по поставкам продукции. Удалось умерить амбиции сторон конфликта вокруг маргаринового завода. Теперь он работает на сырье Иркутского масложиркомбината.

Конечно, хотелось бы большего, но следует учесть, что отдел еще достаточно молод. Он состоит всего из трех человек и... одной вакансии.

Тем не менее, при участии его сотрудников разработано несколько программ с участием судостроительного, комбайнового заводов. Говоря о претворении их в жизнь, мы не строим иллюзий, а учитываем реальное положение вещей.

В целом интерес к сотрудничеству с предприятиями края огромен. Это подтвердила выставка-ярмарка "Дни Красноярского края в Москве". К таким мероприятиям можно относиться достаточно скептично. Однако нам удалось получить около пятидесяти предложений о сотрудничестве. Причем около 20% из них реально реализуемы. Этот показатель намного выше ожидаемого.


Беседовала Светлана ХАЙРУЛЛИНА

http://www.ecolife.krsk.ru/old/Arh/2000/115/02.asp


Док. 478631
Перв. публик.: 20.01.00
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 344

  • Ананьев Станислав Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``