В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Иракский театр Джорджа Буша Назад
Владимир Симонов: Иракский театр Джорджа Буша
Когда четвертый год войны в Ираке внушает меньше надежд на успех, чем первый, приходится прибегать к театральным жестам. Во вторник президент США совершил молниеносный пятичасовой визит в Багдад с расчетом продемонстрировать поддержку новому иракскому правительству и повлиять на американского избирателя накануне ноябрьских выборов в Конгресс.

Джордж Буш, как выражаются серферы, пытается "поймать волну", поднятую двумя благоприятными, с точки зрения американских интересов, событиями. Это окончательное формирование первого постоянного правительства Ирака и ликвидация лидера иракской ячейки "Аль-Каиды" Абу Мусаба аз-Заркауи. Обе удачи пришлись на 7 июня, когда иракскому премьеру Нури аль-Малики удалось заполнить последние две вакансии своего кабинета - посты министров внутренних дел и обороны, а американские истребители сравняли с землей дом, где скрывался иракский террорист No1.

Организаторам президентского блиц-визита казалось, что их посетила хорошая идея. Личная встреча Буша с аль-Малики была призвана гарантировать внимание мировых средств информации к новому иракскому правительству, поднять его авторитет у населения и - что больше всего заботит Вашингтон - обеспечить результативность свежего пакета мер борьбы с нарастающим в Ираке вооруженным сопротивлением.

На этой неделе в Багдаде началась массированная чистка. Десятки тысяч американских и иракских солдат, наводнивших город, пытаются приучить население к комендантскому часу с 20:30 до 06:00 и отучить его носить оружие без разрешительных на то бумаг. Как рассуждали в Вашингтоне, правительству аль-Малики было бы трудно преподать столь ёмкий урок без поддержки в лице материализовавшегося в Багдаде американского президента.
На самом деле этот иракский театр Джорджа Буша выглядел карикатурно и, возможно, оказался в конечном счете контрпродуктивным.

Действительно, о каком улучшении ситуации с безопасностью в Ираке можно говорить, если для того, чтобы посетить эту страну, президенту США пришлось обмануть своих приближенных (в понедельник вечером он удалился с совещания под предлогом "надо почитать на сон грядущий"), дезинформировать мировую прессу (она собралась в Кэмп-Дэвиде освещать видеомост администрации США с иракскими властями) и, наконец, ввести в заблуждение своего хозяина, иракского премьера Нури аль-Малики, который за пять минут до встречи в посольстве США еще не знал, с кем он, собственно, встретится.

Эти конспиративные до фарса обстоятельства явления Буша в Багдад красноречиво говорят не только о призрачности "успехов войны с террором", этого излюбленного тезиса президентских спич-райтеров, но и о печальном состоянии сегодняшних отношений администрации США с правительством Ирака. В лучшем случае это отношения наездника и коня. Аль-Малики, при всем к нему уважении, вряд ли чувствовал себя премьер-министром суверенного государства, когда его везли на рандеву, по сути, с завязанными глазами. Престиж его правительственного кабинета скорее пострадает, чем укрепится, как этого добивались организаторы блиц-визита Буша в Багдад.

Театральные действа такого рода могут дать толчок положительному восприятию общественным мнением участвующего в них актера-звезды, но, как показывает опыт, ненадолго. Тем более, что удачи США в Ираке не так бесспорны, как их пытаются представить в Вашингтоне. Например, сама по себе ликвидация лидера иракской "Аль-Каиды" вовсе не означает, что террористическую сеть поразил хаос безвластия. Новый главарь уже избран, и очередная серия взрывов в Багдаде убеждает, что июнь может перекрыть кровавый городской рекорд, поставленный террористами в мае - 2155 убитых.

Ликвидация аз-Заркауи может даже ударить бумерангом по интересам США. С устранением этого суннита-радикала, известного своей патологической ненавистью к шиитам, исчезает главное препятствие для объединения двух исламских религиозных общин в широкую антиамериканскую коалицию. Войска США в Ираке еще могут пожалеть, что они так поспешно разделались с человеком, предпочитавшим взрывать не столько американские "хаммеры", сколько шиитские мечети.

Можно предсказать, что столь же краткосрочным окажется и позитивный эффект иракского театра Джорджа Буша на общественные настроения внутри США. Да, рейтинг публичного одобрения деятельности президента поднялся за неделю после ликвидации аз-Заркауи на 2 пункта - до 38 процентов. Тайный ночной полет в Ирак может приплюсовать еще процент-два. Но всё это похоже на коленный рефлекс после удара молоточком невролога. Для большинства американцев единственным и бесспорным показателем успеха иракской политики президента было бы только одно - вывод войск из Ирака. Пусть частичный, пусть на первых порах символический, но вывод.

Джон Керри, сенатор-демократ и бывший кандидат в Белый дом, не мог больше досадить президенту, когда в день его блиц-визита в Багдад потребовал назвать дату окончательного возвращения всех вооруженных сил США из Ирака.

Но как ни хотел бы Джордж Буш вынуть из рукава такое чудо к ноябрьским промежуточным выборам в Конгресс, ему это не под силу. Ситуация в Ираке, как не называй ее "обнадеживающей", "развивающейся в правильном направлении" или "ведущей к демократизации всего Ближнего Востока", такой шаг исключает. Напротив, по сведениям из источников в Пентагоне, США планируют сохранить в Ираке по крайней мере 50-тысячный военный контингент, то есть одну десятую своей национальной армии, на долгие десятилетия после окончания нынешнего президентства. Так что пока в театре Буша нет пьесы на иракскую тематику со счастливым концом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

15/06/2006
http://pda.rian.ru/analytics/20060615/49528317.html

Док. 478618
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 141

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``