В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: `От Советского информбюро...` Назад
Владимир Симонов: `От Советского информбюро...`
9 мая Россия отметила 61-ю годовщину Победы над фашистской Германией. И в этот день по радио традиционно прозвучал в записи голос диктора Левитана, который читал фронтовые сводки того времени. Они начинались словами "От Советского Информбюро..."

О том, как отмечали этот праздник в России, распространило, как обычно, Российское информационное агентство "РИА Новости". Оно передает сегодня львиную долю информации о России, попадающей в отечественные и зарубежные СМИ.

И "Совинформбюро", и "РИА Новости" - это одно и тоже информационное агентство, сменившее за более чем полвека своего существования несколько названий: Совинформбюро - Агентство Печати "Новости" - "РИА Новости".
В июне Агентство, ставшее своего рода национальным институтом, празднует свое 65-летие. Его история началась 24 июня 1941 года, когда на третий день после нападения Германии на СССР руководство страны приняло решение создать Советское информационное бюро. Оно должно было в условиях военного времени вести работу по освещению событий на фронте, внутри страны и за рубежом.

Очень быстро "Совинформбюро" стало важнейшим источником информации для европейских и американских СМИ. Рассказ о том, какой героизм проявляют советские люди для защиты Родины, на какие жертвы они идут, не мог не высечь искру сочувствия у общественности стран антигитлеровской коалиции. А это в свою очередь заставляло правящие круги западных демократий пересмотреть свое отношение и опасения о возможности оказания военной помощи СССР, этому "очагу коммунистической заразы".

Конечно, Совинформбюро было чисто государственным, официальным образованием. Но война уравняла устремления Кремля и народа. В этом смысле новое информационное агентство было тогда по существу и без натяжки общественным. Этот статус Совинформбюро придавало также то обстоятельство, что в его недрах были созданы и развернули энергичную работу четыре общественных антифашистских комитета - советских женщин, молодежи, ученых и Антифашистский еврейский комитет.

В 1941-45 годах авторский состав Совинформбюро насчитывал примерно восемь десятков человек. Но его список читался как энциклопедия звездных имен советской литературы. Статьи для агентства готовили известнейшие писатели и публицисты - будущий Нобелевский лауреат Михаил Шолохов, поистине народный поэт тех лет Константин Симонов, популярные романисты Алексей Толстой, Леонид Леонов, Илья Эренбург и многие другие. Талант этих людей, помноженный на сострадание мира к военным тяготам, переживаемым Советским Союзом, обеспечил такой спрос на материалы Совинформбюро, о котором его создатели не могли и мечтать. Только за первые месяцы войны крупнейшие западные издания опубликовали более 1500 статей советских авторов, и спрос на них стремительно возрастал.

Особый резонанс в мировой прессе каждый раз производили страстные, поражающие своим отточенным стилем статьи Ильи Эренбурга. Его в те годы называли "европейским публицистом номер один". Говорят, Геббельс, нацистский министр пропаганды, созывал специальные совещания, чтобы решить, как отвечать советскому литератору.

С первыми залпами Великой Отечественной в Совинформбюро пришли и талантливые фоторепортеры, многие из которых стали впоследствии классиками жанра фронтового репортажа.

В сотый раз всматриваюсь в бессмертного "Комбата" Макса Альперта, поднимающего солдат в атаку, в его же "1943 год. На улицах Новороссийска", где пулеметчик в бескозырке обрамлен, по всем канонам фотокомпозиции, силуэтом железнодорожного вагона. Всматриваюсь и снова спрашиваю себя: чего здесь больше - таланта или личного героизма? Пули до сих пор свистят в этих немых кадрах.

Их было немало, великих фотографов "Совинформбюро" и АПН, кто писал вместе с народом летопись войны, а затем и восстановления разрушенной страны.

Георгий Зельма, странноватый, замкнутый в себе труженик, на века запечатлел в своих снимках Сталинградскую битву. Эти снимки - его фронтовой подвиг. И даже здесь можно видеть гуманизм его камеры. Фото "Пленный" - пронзительная, трагическая фигуру немца в русских лаптях. А его "Награда партизану", где в улыбке старика уже угадывается предчувствие Победы. Всеволод Тарасевич вел тогда фотодневник ленинградской блокады. Михаил Озерский подвел черту под войной историческими кадрами парада 24 июня 1945-го.

К концу войны Запад открыл второй фронт. Ранее в Советский Союз были доставлены по "ленд-лизу" 22 195 самолетов, 12 980 танков, 13 тыс. орудий, 427 тыс. автомобилей, 560 кораблей, 345 тыс. тонн взрывчатки. В том, что эти важнейшие события все-таки произошли, как и в самой победе над фашизмом есть малая, но все-таки заметная толика самоотверженных усилий Совинформбюро, первого советского агентства, с которым не побоялись сотрудничать крупнейшие зарубежные газеты и радиостанции.

После войны эта радостная картина информационного единения Москвы и внешнего мира быстро поблекла, и материалы из СССР от Агентства Печати Новости - приемника Совинформбюро - наталкивались на сопротивление западных редакторов, оказавшихся с началом "холодной войны" по другую сторону фронта.

"РИА Новости" - уже третья ипостась агентства. Но его призвание остается прежним: рассказывать зарубежной аудитории, что представляет собой новая Россия, как здесь живется людям, о чем им думается. Лучше объясниться, чем позволить втянуть себя в римейк "холодной войны". Этому объяснению России и хотело бы посвятить себя "РИА Новости", вступающее в 66-й год своего существования.

22/06/2006
http://pda.rian.ru/ria65/20060622/49900344.html

Док. 478614
Перв. публик.: 22.06.06
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 127

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``