В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Плохая новость для беглецов от российского правосудия Назад
Владимир Симонов: Плохая новость для беглецов от российского правосудия
Новый генеральный прокурор России хотел бы преуспеть там, где бывший прокурор терпел неудачу за неудачей.

Юрий Чайка намерен убедительно попросить вернуться на родину, причем прямо на скамью подсудимых, десяток-другой беженцев от российского правосудия, обосновавшихся в Лондоне. Этим людям удавалось благополучно отбиваться от запросов на их депортацию, когда Генпрокуратуру возглавлял Владимир Устинов.

Чайка хочет понять, почему это происходило. С этой целью он направляет в Лондон экспертную группу прокурорских работников, высокопоставленных чинов министерства юстиции и сотрудников МИД. Вместе с коллегами из прокурорских служб Англии и Уэльса они проанализируют все случаи отказа в выдаче России лиц, которых у нас с нетерпением ждут и даже, в ряде случаев, объявили через Интерпол в международный розыск.

Если британский суд счел предоставленные Москвой документы недостаточными, Чайка намерен восполнить пробелы. Если дал сбой механизм британского судопроизводства - российский генпрокурор не исключает и такую версию - то у британской стороны выяснят, нельзя ли возобновить нормальный, по местным меркам, юридический процесс.

Непонятно, знает ли Чайка, что он предпринимает нечто, схожее со штурмом неприступной цитадели? Британская Фемида крайне болезненно реагирует на всё, в чем можно усмотреть внешнее давление - будь то кампании в прессе, вскользь оброненное слово министра или, как в данном случае, визит экспертов иностранного государства. Кроме того, приверженность британского судопроизводства к юридической доскональности, то есть не просто к букве, а к каждой точке и запятой закона слывет легендой среди знатоков национальных судебных систем.

Но именно последнее обстоятельство, возможно, и внушает надежду делегации Чайки, настроенной на положительные результаты своей миссии. В частности, это касается дела Бориса Березовского, беглого олигарха, в экстрадиции которого российская Генпрокуратура заинтересована в первую очередь.

Отказав недавно очередной раз в его выдаче России, судья лондонского магистратского суда Тимоти Уоркман мотивировал свое решение так: Березовский уже получил в Великобритании статус политического беженца и, следовательно, защищен Женевскими конвенциями, а также Конвенцией ООН о беженцах 1951 года.

Действительно, британские иммиграционные власти в свое время игнорировали тот факт, что перед ними человек, объявленный Россией в розыск за серьезные экономические махинации. Вклад Березовского в британские банки и вообще в здешнюю недвижимость, видимо, перевесил необходимость считаться с мнением России, вообще-то дружественного Великобритании государства. Предполагаемый преступник получил не только статус беженца, но и паспорт на вымышленное имя Платона Еленина.

Однако никто в Британии тогда не знал одного секрета. А именно, что Березовский - Еленин решит использовать территорию приютившей его страны для агрессивной, можно сказать, лихорадочной деятельности по подготовке, говоря его собственными словами, "силового захвата власти" в Кремле.

"Сегодня любые насильственные действия со стороны оппозиции будут оправданы, - заявил он в январе в микрофон радиостанции "Эхо Москвы". - Это относится и к силовому захвату власти. Именно над этим я сейчас работаю".

Обитая на вилле в Лондоне, олигарх работает над вооруженными путчами, которые бы не только свергли в Москве ненавистного ему президента Путина, но и привели к власти на Украине выгодные ему политические силы. Несколько украинских и российских изданий опубликовали на днях запись телефонного разговора Березовского (ББ) с Юлией Тимошенко (ЮТ), относящегося к концу 2004 года, то есть к временам "оранжевой революции" и противостоянии на киевском майдане.

ББ: "Чего на площади стоите? Ведите людей туда, чего стоять?! Вы должны забирать институты власти в свои руки..."
ЮТ: " Да, Боречка... И с завтрашнего дня начинаем по одному объекту захватывать. Ну, в общем, короче, по стандартной схеме: железные дороги, аэропорты..."

В свое время Джек Стро, тогдашний глава МИД Британии, был настолько поражен путчистскими задумками Березовского, что пригрозил ему потерей статуса беженца. Человек, удостоенный такой милости, должен пребывать в смиренном созерцании природы и птичек, а не использовать Соединенное Королевство как базу для разжигания насилия, беспорядков и терроризма в других странах, дал понять британский министр.

У британской Фемиды, как она любит подчеркивать, нет политических симпатий. Ей по большому счету все равно, будет ли сидеть в Кремле Путин, преемник Путина, ставленник Березовского или сам Березовский. Равно как её не касается, какой поворот сделает политическая судьба Украины - на оранжевую или синюю стрелку. Но допускать или не допускать, чтобы с территории Великобритании организовывался, вдохновлялся и финансировался захват государственной власти в других странах - это прямое, кровное дело британского правосудия.

Когда судья Тимоти Уоркман отказывает России в выдаче такого рода дистанционного подстрекателя под предлогом обладания им статусом беженца, полученного два года назад, он явно игнорирует то, что на юридическом языке называется вновь открывшимися обстоятельствами. Возможно также, судья дает понять властям Британии: сначала желательно бы лишить Березовского статуса беженца, как на это намекал министр Стро, а потом рассматривать проблему его экстрадиции свежим взглядом. В любом случае у делегации российской Генпрокуратуры, прибывающей в Лондон, есть что выяснить у британских коллег.

Во многом новые обстоятельства открываются и в деле Ахмеда Закаева, другого беглеца от российского правосудия.

Попытки его экстрадиции срывались 7 раз. Каждый раз британский суд придерживался той точки зрения, что Закаев, обвиняемый Россией в создании бандитских отрядов, убийстве 302 человек, в том числе двух священников, в насильственном удержании людей в неволе и, в частности, в личном отрубании им пальцев - это один человек. А Закаев, ведущий светскую жизнь в Лондоне под покровительством актрисы Ванессы Редгрейв и того же Березовского - это вроде бы кто-то другой. В равной степени террор боевиков на территории Чечни, считал британский суд, - это благородная война за независимость. И, следовательно, Закаев, этот "вице-премьер", а позднее "глава МИД" так называемой Республики Ичкерия - просто политический деятель в изгнании.

Но с тех пор многое изменилось. Трагедия с убийством четырех российских дипломатов в Ираке примыкающей к "Аль-Каиде" группой, которая ставила условием сохранения им жизни вывод российских войск из Чечни - эта трагедия раз и навсегда ставит знак равенства между чеченскими боевиками и международным терроризмом. Ахмед Закаев, каким бы светским львом он не разгуливал по Лондону, - такой же, а, может быть, в силу своего хамелеонского лоска, более опасный террорист, чем покойный аз-Заркауи или еще живые Шамиль Басаев и аль-Завахири.

К тому же люди, которых представляет в Лондоне Закаев, ведут сегодня войну не с Россией. Они пытаются взорвать порядок, за который высказалось на референдуме большинство населения Чечни. Жители не хотят возвращаться к судам шариата, публичным расстрелам на площадях и узаконенному рабству - этой ваххабитской инквизиции, творившейся в начале 90-х, когда Ахмед Закаев торжественно восседал в кресле министра культуры, а потом вице-премьера фактически независимой Ичкерии.

"Вновь открывшиеся обстоятельства" - эта юридическая формулировка может стать наиболее часто звучащей фразой в предстоящих беседах прокуроров России и Великобритании.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

29/06/2006
http://pda.rian.ru/analytics/20060629/50660359.html

Док. 478612
Перв. публик.: 29.06.06
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 139

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``