В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Ананьев: `Проблемы сбытов решит рынок` Назад
Станислав Ананьев: `Проблемы сбытов решит рынок`
Энергосбытовой сегмент считается одним из самых рискованных в электроэнергетике. Прежде всего это связано с его законодательной неурегулированностью. Неопределенность будущего сбытов, а также существующие проблемы этого бизнеса привели к неудачам РАО "ЕЭС" при продаже своих энерготрейдинговых "дочек". О вариантах исправления ситуации, а также планах своей компании корреспонденту РБК daily Андрею Успенскому рассказал генеральный директор независимой энергосбытовой компании "Транснефтьсервис С" Станислав Ананьев.

- Станислав Анатольевич, "Транснефтьсервис С" часто связывают с "Транснефтью"...

- "Транснефть" - наш основной клиент. Когда компания только создавалась, руководство не до конца верило в успех, но все же взяло на себя риски перехода к независимому существованию, к новым стандартам. Сегодня мы работаем уже в 36 регионах России и сделали "Транснефть" субъектом оптового рынка. И я уверен, что "Транснефть" в отличие от подавляющего большинства российских предприятий совершенно точно может существовать в автономном режиме: ее предприятия уже давно работают в почасовых режимах, четко планируют графики своего потребления, рассчитывают стоимость - они уже все знают и могут сами делиться опытом.

- Кроме "Транснефти", какие крупные компании являются вашими потребителями?

- Наши основные потребители - российские предприятия цементной отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности, нефтехимии, металлургии. В настоящее время на долю "Транснефти" приходится порядка 80%, все остальное - это крупные промышленные потребители, но с учетом наших недавних приобретений - менее 30%. То есть примерно 17 млрд. кВт ч приходится на компанию "Транснефтьсервис С", из них на долю "Транснефти" - около 13 млрд. кВт ч. Порядка 33 млрд. кВт ч - прочие сбытовые компании, входящие в нашу группу.

- "Транснефть" - акционер "Транснефтьсервис С"?

- Нет. Название происходит от того, что когда-то компания была "внучкой" "Транснефти".

- Кто сейчас акционеры "Транснефтьсервис С"?

- Частные лица. Государство не имеет никакого отношения к нашему капиталу.

- Появляются сообщения о планах "Транснефтьсервис С" создать горизонтально интегрированную компанию. Насколько они достоверны? Какие в связи с этим изменения произойдут в структуре компании?

- Под вертикально интегрированной компанией я понимаю прежде всего интеграцию сбыта и генерации. Что касается горизонтальной интеграции, то мы покупаем сбытовые компании, где уже сейчас вводим единые стандарты оперативного управления, отчетности, корпоративного сопровождения, формируем единые правила игры. Когда завершится процесс приобретений в рамках нашей стратегии мы, конечно, будем переходить на единую акцию. Ярославская, Нижегородская и Карельская энергосбытовые компании как бренд перестанут существовать. Будет одна компания, и она не обязательно будет называться "Транснефтьсервис С".

- Возможность #1030;РО рассматривается?

- Это уже будет зависеть от планов холдинга: готов ли будет крупный вертикально структурированный холдинг выходить на #1030;РО, продавать долю кому-то еще - будущее покажет. У нас в настоящее время желания выходить на #1030;РО нет. Наша задача - обеспечить потребителю гарантированную поставку электрической энергии по понятным, прогнозируемым и более низким, чем на рынке, ценам.

- Много еще сбытовых компаний планируете покупать?

- В ходе "второй волны" продаж мы купили только Карельскую сбытовую компанию. В настоящее время готовится проект постановления правительства о переносе конкурсов на статус гарантирующего поставщика (ГП) на более поздний срок. От него будет во многом зависеть наша позиция относительно дальнейших приобретений. Сейчас могу сказать, что покупать сбытовые компании в нынешних условиях неопределенности со статусом ГП высокорискованно.

- Что вам как новому собственнику "сбытов" достается в наследство от РАО "ЕЭС"?

- За время существования РАО "ЕЭС России" и реформирования электроэнергетики сбытовые компании приобрели негативный имидж и отклик со стороны потребителей. Между тем имидж сложно исправить в одночасье, как в принципе и модель работы сбытовых компаний. Например, в Нижнем Новгороде у нас есть некоторые отделения, в которых люди сидят с плотностью один человек на менее пять квадратных метров с клиентской базой до 500 лиц и средней зарплате в 8 тыс. руб. - это то, что нам досталось. При этом в сетевых и генерирующих компаниях уровень зарплат другой. Персонал энергосбытовых компаний, несомненно, квалифицированный и трудоспособный, но его формировали по остаточному принципу, по остаточному принципу формировались и условия его работы. Поэтому я считаю, что сбытовые компании не то что несправедливо обидели, их просто "кинули". Отсюда и проблемы в отношениях потребителя и поставщика услуг.

- Проблема неплатежей сейчас остро стоит?

- Дело в том, что муниципальные потребители, предприятия ЖКХ очень любят не платить за электроэнергию. Потребление энергоресурсов в корне не соответствует степени его оплаты. Менеджеры РАО "ЕЭС" кривят душой, когда говорят о том, что уровень оплаты электроэнергии населением составляет 100%. А между тем при 100-процентной оплате электроэнергии в прошлые года рост тарифов был бы существенно ниже.

- И как со всем этим можно справиться?

- Так или иначе проблему может решить рынок. Государственная власть любого уровня сделать этого не может в силу политической ангажированности вопросов сбытовой деятельности. В этом бизнесе возможна конкуренция, но только тогда, когда рынок будет полностью либерализован. Конкуренция вне рынка - это псевдоконкуренция, желание одних выдавить других, зачастую с помощью административного ресурса.

- Но что-то же можно сделать до появления рынка?

- Мы все же двигаемся к рынку. К концу следующего года будет уже 25% либерализованного рынка. Кроме того, мы надеемся, что после выборов появится возможность в той или иной степени воздействовать на изменение принципов государственного регулирования цен не с точки зрения увеличения сбытовой надбавки, а с точки зрения предоставления ГП возможности наравне с независимыми компаниями конкурировать за крупного потребителя. Так, существует возможность отмены государственного регулирования цен для ГП в части предоставления услуг потребителям.

- Действительно ли был сговор, в котором РАО "ЕЭС" обвиняет претендентов на покупку акций сбытов?

- Нет. Мы уже давно пытаемся донести до РАО "ЕЭС" и заинтересованных министерств и ведомств, что действующая система отношений влечет за собой неурегулированность многих вопросов. В ответ получили: "Ничего страшного, сами разберетесь". Мы также пытались обратить внимание на возникшую у нас в Нижегородской области проблему рейдерства со стороны органов исполнительной власти. Это может произойти в любом регионе - непростой была ситуация в Свердловской и Ленинградской областях. Поэтому мы говорили, что сомневаемся в целесообразности участия в аукционах.

- Вы знаете своих конкурентов? Много ли вообще сейчас на сбытовом рынке серьезных игроков?

- Немного. Потенциально это КЭС, а также выходцы из структуры РАО "ЕЭС", еще несколько финансовых игроков на рынке, действующих в рамках определенной идеологии, к примеру, компания, купившая белгородский сбыт (ОАО "КИТ". - РБК daily). Я считаю, что в аукционах по продаже сбытовых компаний так или иначе должна была бы поучаствовать генерация в лице новых акционеров.

- Иностранные компании могут заинтересоваться?

- Да. В силу того, что они уже вошли в российский энергорынок. В нашу страну стоит запустить ногу, и ты вынужден далее или отпиливать ее, или залезать полностью.

- Ярославскую сбытовую компанию с кем покупали? Недавно вы сообщали, что передали часть пакета партнеру по сделке...

- Покупали с финансовым инвестором, в настоящее время у каждого на балансе своя часть акций. У нас есть взаимные интересы: они давали деньги, мы управляем. От выстраивания нашей позиции по генерации будут зависеть дальнейшие планы по экспансии в другие регионы.

- ФАС не возражает против ваших покупок?

- Мне сложно это комментировать. Мы несколько раз обращались в ФАС за разъяснениями, но там нам ответили, что им не принципиально, какое количество собственников придет в сбытовой бизнес и будет ли он сконцентрирован у одного лица или нескольких. Тем не менее полагаю, что все же должны быть какие-то ограничения и хотелось бы о них знать наперед. Думаю, что наша страна слишком большая, чтобы мы могли стать доминирующим игроком.


Андрей Успенский

http://pragent.ru/prostopr/transnefteservic/

http://rbcdaily.ru "РБК daily", 22.10.2007


Док. 478593
Перв. публик.: 22.10.07
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 136

  • Ананьев Станислав Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``