В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Ананьев: Посредники с будущим Назад
Станислав Ананьев: Посредники с будущим
Стоит ли по примеру компании "Транснефтьсервис С" покупать у Чубайса сбытовые организации

Станислав Ананьев, гендиректор одной из крупнейших энерготрейдерских компаний "Транснефтьсервис С", еще в апреле работал в должности замглавы департамента Минэкономразвития, где занимался реформированием монополий. Теперь он делает примерно то же самое, но по другую сторону баррикад. В июне, уже под руководством Ананьева, "Транснефтьсервис С" приобрела первую из проданных РАО ЕЭС сбытовых компаний - Ярославскую. Ход на первый взгляд беспроигрышный. Ведь именно в таких компаниях, появившихся в результате реформ Анатолия Чубайса, берет начало многомиллионный финансовый поток, питающий всю электроэнергетику. Инвесторы искренне верят, что при грамотном подходе его можно сделать неиссякаемым. Согласно оценкам аналитиков "Атона", потенциал роста акций некоторых энергосбытовых компаний феноменален - 70-340% до конца года. Но каковы риски?

" Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок.
Эдмунд Уилсон, американский литературный критик, писатель, журналист. "

НЕДОРОГОЙ ТОВАР

В ходе тянущейся уже более пяти лет реформы Чубайс радикально перекроил энергохолдинг. Раньше структура РАО ЕЭС была очень проста: головная компания управляла дочерними, большую часть которых составляли так называемые АО-энерго - "Мосэнерго", "Ярэнерго" и другие, которые обеспечивали производство, распределение и сбыт электричества на территории отдельных субъектов Федерации. Сегодня "АО-энерго" уже не существует. Региональные энергокомпании были раздроблены на генерацию (электростанции), сети и сбытовые компании. Станции вошли в состав крупных территориальных генерирующих компаний (ТГК). Сети объединились в межрегиональные компании. Если ТГК планируется в ходе реформы приватизировать, то в сетевых компаниях, наоборот, доля государства должна вырасти до более чем 75%. Лишь сбытовые компании - "сбыты" (с ударением на второй слог), также выделенные из состава "АО-энерго", никаким дальнейшим трансформациям не подвергались. Но, как показала история с "Ярославской сбытовой компанией" (ЯСК), и без того оказались весьма привлекательными для инвесторов.

Выручка ЯСК в 2005 г. составила $252 млн. Однако из них на долю стоимости, произведенной собственно сбытовой компанией, приходится не более 5%, говорит Станислав Ананьев. Соотношение чистой прибыли к собственной выручке фиксируется местными властями - региональной энергетической комиссией (РЭК). По итогам 2005 г. оно составило 10%. Штат компании - около 300 человек, самый дорогой актив - административное здание в центре Ярославля. Даже после реконструкции и превращения в бизнес-центр класса А оно вряд ли будет стоить тех $15,8 млн, которые в июле этого года выложила за 60% голосующих акций (47% уставного капитала) ЯСК компания Станислава Ананьева. В конкурсе участвовало шесть претендентов, стартовая цена была превышена более чем в 2,3 раза. Причина ажиотажа - в гигантской клиентской базе ЯСК. Это 226 000 потребителей в Ярославской области.

Несмотря на острое соперничество на конкурсе, итоговая цена оказалась не такой уж высокой. Стоимость всей ЯСК, если исходить из параметров выкупа выставленного пакета, составляет $26,4 млн, или $117 в расчете на одного потребителя. По подсчетам "Атона", в последние четыре года сделки в отрасли на Западе совершались из расчета в среднем $354 на потребителя. При этом у ярославских потребителей электроэнергии, в отличие от западных, практически нет шансов в ближайшее время отказаться от услуг своего нынешнего поставщика.

увеличить

* все иллюстрации

$26 млн стоит компания - "энергосбыт" с годовой выручкой более $250 млн

"Транснефтьсервис С" с покупкой ЯСК вошла в новый для себя cегмент энергорынка, имеющего довольно замысловатую конструкцию. Ее первый этаж составляют розничные потребители, доступ к которым и обеспечило приобретение ЯСК. Одна категория - физические лица. Часть из них, прежде всего сельские жители, электроэнергию приобретает напрямую у региональных сбытовых компаний. Однако в крупных населенных пунктах есть еще посредники. Население покупает электроэнергию через муниципальных перепродавцов - это по большей части подконтрольные местным властям унитарные предприятия. А уже те приобретают киловатт-часы у энергосбытовых компаний вроде ЯСК. Другая категория розничных потребителей - учреждения и предприятия, мощность потребления которых составляет менее 20 МВт. Теоретически розничные потребители могут получать электроэнергию и напрямую от ее производителей - совсем небольших местных электростанций. Однако их доля в общем энергобалансе составляет лишь около 1%. Так что основным источником энергии для розницы являются такие же, как ЯСК, наследники "АО-энерго".

Второй этаж системы - оптовый рынок. Электроэнергию на него поставляют электростанции РАО ЕЭС, "Росэнергоатом" и независимые энергокомпании ("Иркутскэнерго", "Новосибирскэнерго" и ряд других). Со стороны покупателя региональным "сбытам" РАО компанию составляют крупные промышленные потребители, удовлетворяющие основным требованиям: потребление более 20 МВт, необходимое оборудование и собственные сети. Вход на оптовый рынок - дело муторное и достаточно дорогостоящее. Однако в результате появляется возможность покупать электроэнергию по договорам, цена которых регулируется Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Их доля на оптовом рынке с 1 сентября 2006 г. - до 95%. Остальное занимает сектор свободного рынка. Большая его часть приходится на спотовые сделки "день вперед". Существует также рынок балансирующих мощностей - здесь покупают электроэнергию, которая была потреблена внепланово. Крупнейшие промышленные потребители - такие как Новолипецкий меткомбинат, "Русал", "Газпром" и другие - проблемы доступа на оптовый рынок давно решили. Кое-кто даже завел своего специализированного энерготрейдера, который обеспечивает под ключ энергоснабжение материнской компании, а также обслуживает других клиентов на оптовом рынке. Та же "Транснефтьсервис С" выросла из службы закупок "Транснефти".

Трубопроводная монополия по-прежнему остается крупнейшим клиентом компании Станислава Ананьева. Кроме "Транснефти" он поставляет электроэнергию Ярославскому шинному заводу, "Транснефтепродукту" и другим крупным потребителям. Оборот компании до приобретения ЯСК составлял около $600 млн. Маржа с каждого киловатт-часа, реализуемого потребителям на оптовом рынке, составляет у "Транснефтьсервис С", по словам Ананьева, до 10 коп. (в 2005 г. компания продавала киловатт-часы в среднем по 1,8 руб.). В рознице заметно ниже - до 5 коп. "Розничный бизнес - совокупность большого количества клиентов. С разными тарифами, разной платежеспособностью. Конечно, розничный бизнес более затратный, чем оптовый", - признает Ананьев. Но прибавляет: "Пока".

ПОСТАВЩИК ДОХОДА

Когда в конце 1990-х Анатолий Чубайс отстаивал свою концепцию реформы, он любил ссылаться на пример электроэнергетического рынка в скандинавских странах - так называемый Nord Pool. У норвежцев, шведов и финнов с энергетикой дела действительно обстоят блестяще. Конкуренция практически совершенна. Генерирующие компании отделены от сетей, сети - от сбыта. Любой покупатель, вплоть до хозяина отдельно стоящего дома, может зайти на веб-сайт энерготрейдера и сменить своего поставщика на другого, более удобного по цене или другим параметрам. Для того чтобы оформить сделку, нужно всего лишь послать энергосбытовой компании по электронной почте письмо с просьбой о подключении. Нечто похожее Чубайс обещал сделать и в России. Как будет организован процесс на деле, становится понятно только сейчас, когда подготовлен проект правительственного постановления о правилах розничного рынка электроэнергии (ожидается, что он будет подписан на этой неделе).

Наталья Невмержицкая, эксперт департамента рынка РАО ЕЭС, принимавшая участие в разработке правил, считает, что розницей может заняться практически любой. Однако игроки на этом рынке будут двух типов: помимо обычных перепродавцов вводится институт гарантирующего поставщика. На эту компанию будет возложена обязанность заключения договоров на энергоснабжение всех желающих. Но и пряник в обмен на эту головную боль обещан немалый: компании получат упрощенный доступ к клиентской базе бывшего "АО-энерго". По словам Невмержицкой, серьезных барьеров перед теми, кто собирается стать гарантирующим поставщиком, никто ставить не будет. Требования не слишком сложны: собственный капитал (или банковские гарантии) - не менее 5% от выручки компании, отсутствие задолженности перед поставщиками электроэнергии и сетевыми компаниями, а также наличие необходимой инфраструктуры для обслуживания розничных потребителей. Гарантирующий поставщик будет выбираться на конкурсе, одним из условий которого может быть, к примеру, требование иметь точку обслуживания клиентов на 10 000 человек в сельской местности и точку на 50 000 - в городской. Точки не обязательно должны быть своими - можно договориться со Сбербанком или почтой. "Сбытовая компания может базироваться на площади 50 м2 в одном офисе, а все остальное у нее будет на аутсорсинге", - говорит эксперт РАО.

Но это в теории. На практике же до конца года гарантирующими поставщиками просто должны быть назначены все региональные сбытовые компании - наследники "АО-энерго". А в течение 2008 г. РАО планирует провести конкурсы, по итогам которых в каждом из российских регионов будет определен гарантирующий поставщик на три года. Чтобы победить, компаниям - конкурентам сегодняшних региональных "сбытов" нужно будет предложить более низкую цену на свои услуги, да и просто знать клиентскую базу и реальные условия работы с покупателями. В общем, новым владельцам Ярославской сбытовой компании беспокоиться не о чем. "Все бывшие "сбыты" "АО-энерго" - первые претенденты на получение статуса гарантирующего поставщика", - уверенно говорит Станислав Ананьев. Конкуренция со стороны других игроков, на его взгляд,"сомнительная перспектива". Реальных попыток вторгнуться на территорию ЯСК Ананьев ждет не раньше 2008 г., а до того времени в регионе можно закрепиться. И даже заработать.

ПОЧТИ БЕЗ РИСКА

Сейчас РАО ЕЭС проводит эксперимент - помимо ЯСК в нем участвуют еще девять "сбытов". Они, правда, не проданы, а переданы в управление. Четыре "сбыта" - сторонним управляющим компаниям, остальные - властям регионов и генерирующим компаниям самого РАО ЕЭС. Окончательное решение относительно судьбы сбытовых компаний энергохолдинга будет принято в октябре-ноябре этого года. "Не хочу загадывать, но предполагаю, что они примут решение их продавать", - говорит Ананьев. Государство не относит сбытовой сегмент в электроэнергетике к числу стратегических и может пойти на его скорую приватизацию. Впрочем, решения РАО можно и не ждать: в момент образования энергосбытовых компаний их акции были выведены на биржу. Аналитики "Атона" оценивают потенциал роста акций наиболее перспективных компаний до конца этого года в сотни процентов. Правда, инвесторам придется взять в расчет несколько рисков.

Лояльность потребителей - главный среди них. В Швеции поставщика электроэнергии за месяц меняет до 25% розничных потребителей. Еще примерно столько же пересматривает условия договора. В России этого не получится, полагает эксперт РАО ЕЭС Невмержицкая. Для населения тариф, по меньшей мере, до 2010 г. останется регулируемым, а значит, одинаковым для всех операторов. А у розничных потребителей - предприятий расходы на электроэнергию составляют в структуре затрат 4-6%. Как считают в РАО, это не те деньги, ради которых следует постоянно искать альтернативу действующему поставщику.

И тем не менее если бегства клиентов-физлиц сбытовым компаниям опасаться действительно не приходится, то с промышленными потребителями такое случиться может. По оценкам аналитика "Атона" Дмитрия Скрябина, Ярославская сбытовая компания может потерять вследствие ухода клиентов до 47% своих доходов. Исход возможен в двух случаях: если за компанией не будет сохранен статус гарантирующего поставщика и крупные потребители начнут закупать электроэнергию у вновь назначенного гарантирующего поставщика либо если крупные потребители смогут перейти к закупкам непосредственно с рынка.

Оба варианта маловероятны. С одной стороны, вряд ли правительство, как считает Скрябин, пойдет на риск дестабилизации системы энергоснабжения и действительно станет проводить конкурсы по выбору гарантирующего поставщика. С другой - вряд ли в ближайшие годы будет решена и извечная проблема перекрестного субсидирования. А значит, на "вольные хлеба" промышленность отпустят не скоро.

При этом "Атон" предсказывает рост доходов сбытовых компаний. Главным источником прироста выручки станет изменение правил игры на розничном рынке. В настоящее время за перерасход или неполное потребление заказанной электроэнергии крупные потребители "сбытов" платят штраф по итогам ежемесячной выверки баланса. Суммы мизерные. Однако новые розничные правила предусматривают почасовое планирование. Значит, потребителям придется платить большее количество штрафов. Сама же сбытовая компания за счет масштабов своей деятельности сможет прогнозировать объемы потребления с большей точностью, cледовательно, и платить штрафов при работе на оптовом рынке будет меньше. За счет этого "сбыты" смогут прибавить в рентабельности 2-3 процентных пункта.

В общем, если у вас нет сотен миллионов долларов на покупку генерирующих активов, которые будут продаваться в ходе реформы РАО ЕЭС, можно задуматься над инвестициями в сбытовые компании. Во всяком случае, Станислав Ананьев заявляет, что "Транснефтьсервис С" останавливаться на покупке ЯСК не собирается. Только слишком торопиться не будет. "Сейчас мы первые купили "сбыт" и примерили на себя шкуру. Надо посмотреть, что она собой представляет", - осторожничает гендиректор "Транснефтьсервис С". Сейчас он борется за повышение рентабельности своего нового бизнеса самым простым способом - ведет переговоры с ярославской РЭК о пересмотре тарифа. Дескать, во времена РАО он был перекошен в пользу "сетей".

Михаил Козырев

SM 25 (25) 04.09.2006

http://www.smoney.ru/article.shtml?2006/09/04/1254


Док. 478570
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 171

  • Ананьев Станислав Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``