В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Калистратов: Нефть убывает Назад
Николай Калистратов: Нефть убывает
Правительство попробует создать конкуренцию на нефтяном рынке

Премьер-министр Владимир Путин провел в минувшую пятницу совещание по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске.

С самого утра прошедшей пятницы горожане выстроились вдоль проспекта Ленина (как полагается, центральной улицы города) - они узнали, что к ним едет Путин. С детскими колясками, велосипедами и кожаными портфелями, а также приготовленными для фотографирования мобильниками пришли северодвинцы встречать главу правительства.

Он и правда прибыл с рабочей поездкой в Архангельскую область и для начала оказался на градообразующем предприятии "Севмаше", где увидел сразу две морские платформы. Одна строится для норвежцев и будет передана уже в текущем году (аналогичная платформа ушла в Норвегию в прошлом году), а вторая, ледостойкая, под названием "Приразломная" создается для внутреннего потребления. Причем строится она 13-й год: как поясняют на "Севмаше", из-за отсутствия необходимых технологий и единого заказчика. Теперь он появился в лице "Газпрома".

Подъехав к местному дворцу культуры, Путин вышел из машины и обернулся к народу с улыбкой. В ответ раздалось громогласное: "Ураааааа!". Тем временем премьера ожидала представительная аудитория в лице руководителей крупных компаний ("Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Севмаша"), министров и глав федеральных агентств.

Разговор предстоял жесткий, но даже это ощущение не мешало вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему ТЭК, задорно передразнивать телеоператоров.

Роль минерально-сырьевого комплекса в отечественной экономике трудно переоценить. В прошлом году доходы федерального бюджеты составили 7,78 триллиона рублей, из которых за счет углеводородного сырья государство заработало 4 триллиона рублей. Нефти в стране, что называется, хоть залейся: Россия по итогам минувшего года вышла на первое место по добыче "черного золота", однако цены на него постоянно растут как на мировом рынке, так и на внутреннем. Всякий раз при скачке нефти на новую ценовую планку российские вертикально-интегрированные нефтекомпании (ВИНК), пользуясь сложившимся монополизмом, практически синхронно повышают цену на бензин. В результате розничный бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США, крупнейшем мировом импортере "черного золота".

Аналогичная ситуация складывается в отношении авиационного керосина. Большинство топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах контролируются теми же ВИНК. В конце 2007 года они обнаружили, что авиатопливо во всем мире резко дорожает. В результате, с осени прошлого года к настоящему моменту цены на авиакеросин выросли в два раза, что тут же отразилось на стоимости билетов. Премьер-министр Владимир Путин отметил, что авиатопливо в России сейчас дороже, чем в странах Европы. Одна тонна "небесного" керосина в Сургуте стоит 36 тысяч рублей, а в Южно-Сахалинске - 38 тысяч рублей, в то время как в европейских странах - 32-34 тысячи рублей. "Это просто недопустимо! Почему так происходит?" - спросил премьер. И тут же пригрозил отставками в Федеральной антимонопольной службе: "ФАС нужно наконец проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приниматься кадровые решения". Путин также призвал переходить к практике прямых договорных отношений нефтегазовых и авиационных предприятий.

Не дожидаясь премьерских поручений, в июне этого года малые нефтекомпании предложили Игорю Сечину идею строительства независимого НПЗ, в составе акционеров которого не было бы доминирующего положения какой-либо крупной добывающей компании. Такой НПЗ позволил бы малым нефтекомпаниям получить доступ к перерабатывающим мощностям и, соответственно, поспособствовал большей конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов. По словам главы Белого дома, при необходимости "государство могло бы помочь в реализации таких проектов как минимум в части создания инфраструктуры". Предполагается, что мощность НПЗ составит не менее 12 миллионов тонн в год, прогнозная стоимость - около 8 миллиардов долларов. Кроме того, Путин предложил использовать государственный резерв для "оперативного реагирования на возникающие в регионах проблемы в снабжении топливом".

При том, что Россия опередила Саудовскую Аравию по добыче нефти, ее темпы падают, а новые месторождения в лучшем случае вяло разрабатываются. Принятое кабинетом министров решение о снижении налоговой нагрузки на отрасль, подчеркнул Путин, позволит ежегодно получать нефтяникам дополнительные доходы в размере 130-140 миллиардов рублей и, по замыслу чиновников, направлять средства на разработку новых месторождений. Кроме того, премьер поручил минфину, минэнерго, минэкономразвития и МПР принять конкретные меры о предоставлении налоговых каникул (речь идет о нулевой ставке НДПИ на начальных этапах работы) при разработке удаленных промыслов в акватории Охотского и Черного морей, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

На совещании Владимир Путин заявил и о необходимости внедрения современных сберегающих технологий в нефтегазовой отрасли. "Сколько можно сетовать на варварское сжигание попутного нефтяного газа - все необходимые поручения на этот счет даны, и их необходимо реализовывать в полном объеме", - подчеркнул премьер. Планировалось довести эффективность использования газа до 90 процентов к 2011 году, однако МПР предложило отодвинуть этот срок еще на один год. По информации "РГ", правительство согласилось отложить срок на один год, но увеличило показатель до 95 процентов. На Краснопресненской набережной даже подумывают о том, чтобы ввести с 2012 года административную ответственность в отношении организаций и должностных лиц "за сверхнормативное уничтожение попутного нефтяного газа".

"Уже в этом году следует завершить подготовку основных программных документов, в первую очередь - это энергетическая стратегия до 2030 года", - сказал премьер, добавив, что в увязке с этой программой должны быть разработаны генеральные схемы развития трубопроводного транспорта и газовой промышленности. Это, по его мнению, позволит нефтегазовым компаниям уверенно строить перспективные планы по разведке и обустройству новых месторождений.

- А что с пенсиями будет? - к двум отдыхающим после совещания газпромовским менеджерам подошла пенсионерка.

- Это вам, бабушка, к Путину надо!

Но премьер уже уехал из Северодвинска, увозя с собой в Москву ответственные решения по нефтегазу.

Пьер Сидибе, Северодвинск

Нефть убывает

Масштаб задач, которые поставлены главой правительства Владимиром Путиным на выездном консилиуме в Северодвинске по проблемам развития нефтегазового комплеска России, выводят это рабочее, на первый взгляд, совещание в разряд стратегических.

Перейдя на профессиональный сленг, глава правительства констатировал, что "российская нефтянка, так же, как и газовая отрасль, подошли к серьезному рубежу: возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны". Будущее, по его словам, за серьезным технологическим перевооружением и формированием новых стратегических центров нефте- и газодобычи.

Их география известна - это полуостров Ямал, Восточная Сибирь, Тимано-Печорская провинция. Но особый акцент, как и ожидалось, Владимир Путин сделал на освоении богатейших запасов континентального шельфа и, в частности, шельфа арктических морей.

Однако даже на этом неизбежном пути проб и ошибок мы можем и должны продвигаться быстрее, без колебаний и шараханий из стороны в сторону, не копируя слепо вчерашний опыт и не отвергая того, что может быть выгодно в стратегической перспективе. Будь то кооперация наших судостроителей и, в частности, "Севмаша" с западными фирмами - проектантами морских платформ и другого специального оборудоваия для работы на шельфе, или даже совместная разведка и освоение таких месторождений как, например, Штокмановское газоконденсатное в Баренцевом море.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер, осмотрев строящиеся на "Севмаше" свои и норвежские заказы, рубежной датой в отношении Штокмана назвал 2013 год. К этому сроку, заверил он Владимира Путина, будет готова первая платформа, пригодная для работы в сложных ледовых условиях и при глубине моря до четырех километров. Хочется верить, что при ее создании будет максимально учтен и положительный, и негативный опыт, накопленный за годы строительства платофрмы "Приразломная".

Она уже много лет строится на "Севмаше". Официальной датой закладки считается 1994 год, хотя за прошедшие годы шесть раз серьезно изменялся проект. Одной из ошибок, признают в "Газпроме", стало опрометчивое решение прежнего менеджмента компании "Севморнефтегаз" (заказчика) купить бывшее в эксплуатации 24 года (!) верхнее строение платформы Hutton и "обручить" его с новым основанием (кессоном), что строилось на "Севмаше". Хотели, как объясняют задним числом, "ускорить и удешевить" процесс, а результат получили прямо противоположный. Общий вес платформы увеличился с первоначально проектируемых 85 тысяч тонн до 107 тысяч, задержка проектной документации составила более двух лет.

В результате, как сообщил в Северодвинске Алексей Миллер, "цена платформы "Приразломная" составляет 55 миллиардов рублей, или более двух миллиардов долларов". Всякое сравнение, как известно, хромает, но это почти вдвое больше, отмечают знающие люди, чем стоимость атомных подводных лодок, которые серийно строились на "Севмаше".

Глава "Газпрома" подчеркнул, что "Приразломная" станет первым крупным опытом работы его компании на шельфе. По уточненным данным, платформа будет готова в 2010 году, а в 2011-м займет свое место на одноименном месторождении в Печорском море.

Поскольку месторождение является нефтяным, "Газпром" планирует передать его своей дочерней компании "Газпромнефть".

Прямая речь

Сергей ШМАТКО, министр энергетики РФ:

- С учетом общих задач в нефтегазовом комплексе на совещании обсуждались и долгосрочные программы на шельфе. В этой связи намечены конкретные шаги в поддержку машиностроения, которое будет обеспечивать необходимое оборудование. Поскольку вопросы рассматривались стратегические, об отдельных предприятиях речь не шла. Но то, что меры господдержки для отечественных поставщиков оборудования в этом секторе нужны и они будут разработаны, - это очевидно.

Николай КАЛИСТРАТОВ, генеральный директор ОАО "ПО "Севмаш":

- Надеюсь, что решения, которые будут приняты по итогам совещания, дадут новый импульс тому, что связано с развитием "Севмаша". Ведь создание нового поколения ледостойких платформ для работы в Арктике сопоставимо по сложности с созданием атомного флота. За последние годы предприятие вложило в техническое перевооружение производства 3 миллиарда рублей собственных средств и миллиард получило из федерального бюджета.

Сегодня государство как единственный и полноправный наш собственник имеет возможность оказывать и оказывает более существенную поддержку. Мы выступаем за разработку и скорейшее принятие федеральной адресной программы "Шельф".

Аналогичная программа существовала до 2006 года и совершенно необоснованно, на наш взгляд, была закрыта. Без нее российским предприятиям трудно будет выдержать конкуренцию с западными производителями оборудования и технических средств для работы на шельфе.

Артур ЧИЛИНГАРОВ, член комитета Гд по обороне:

- Новая программа "Шельф" обязательно будет, и я буду ею руководить.

Александр Емельяненков
Российская Газета

http://www.rambler.ru/news/economy/10344/564066922.html

14.07.2008


Док. 478480
Перв. публик.: 14.07.08
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 43

  • Калистратов Николай Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``